По ту сторону морского фронта: эскортный корабль "Кунасири" - ч.2. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 16:01 SAKH
16+

По ту сторону морского фронта: эскортный корабль "Кунасири" - ч.2

Франтирер, Weekly, Общество

Начало

В исторических описаниях зачастую встречаются пробелы. Иногда их называют "белыми пятнами истории". Или латинским словом "лакуна" или "лакуны" - в зависимости от количества и размеров оных. Есть несколько таких "белых пятен" и в боевой биографии эскортного корабля "Кунасири". Как раз с начала февраля по начало июля 1943 года. Гадать о том, что происходило на борту кайбокана, куда и зачем ходил "Кунасири", мы не будем. А вот проинформировать читателя о том, что происходило в треугольнике между Парамуширом - Атту и Командорскими островами, пожалуй, стоит.

Во-первых, до японского командования дошло, что американцы-таки блокируют гарнизоны на островах Атту и Кыска и посылать туда транспорты без сильного прикрытия опасно - транспортное судно "Акаганэ Мару", отведенное эскортом до меридиана 173º и далее следовавшее самостоятельно, буквально напоролось на тяжелый крейсер "Индианополис" и 2 эскадренных миноносца. Американцы упражнялись в стрельбе с качающейся платформы почти 2 часа, глуша рыбу залпами 203-мм снарядов "Индианаполиса" и 127-мм снарядами эсминцев, пока японский транспорт, превратившийся в костер на воде, не взорвался и не затонул вместе с экипажем и взводом пехоты - всего 143 человека на борту.

Во-вторых, поразмыслив по поводу всего этого, командование 5-го флота в лице вице-адмирала Босиро Хосогая решило провести к островам Атту и Кыска, где подчиненные генерал-майора Тоичиро Минеки и полковника Ямадзаки с вожделением поглядывали на собственные ремни и ботинки, сидя на одной трети от положенного пайка, крупный конвой с материалами, боевой техникой, боеприпасами и продовольствием. Дабы разом решить проблемы голодающих "алеутов" один раз и надолго.

В-третьих, вице-адмирал Босиро Хосогая все-таки увел конвой с Парамушира к Атту. Но не довел: по пути к Атту встретил вдвое меньшее соединение контр-адмирала МакМорриса и после продолжительного чисто артиллерийского боя, оставив недобитый флагман противника "Солт Лейк Сити" и поврежденный эсминец "Бейли", ушел на Парамушир, опасаясь американской авиации. В итоге командующий 5-м флотом оставил свой пост.

Если оставить в стороне иронию, то следует отметить, что сильной стороной японского флота всегда была хорошая артиллерийская подготовка. И тут -"полная конфузия, герр бомбардир". И была еще одна сторона, практически общая для всех японских флотоводцев - никто из них не исповедовал принцип "Если придя домой, вместо бутылки теплого сакэ ты выпил теплый проявитель, выпей и закрепитель. Этим ты доведешь дело до конца". Иными словами, японские флотоводцы (за исключением контр-адмирала Танаки) бросали потенциальную победу или успех не доведенными до логического конца. Отговорки были разные, но поведение типичное. В конечном счете, это оборачивалось поражением. В череде имен и фамилий японских флотоводцев, превративших успех в последующие поражения, вице-адмирал Хосогая стоит где-то посередине. Ну, не хватило у него духу "додавить" американское оперативное соединение…

В четвертых, американцы, взвесив все "за" и "против" и движимые чувством кристально чистого (пуританского) гуманизма, решили не допустить голодной смерти двух с половиной тысяч японцев на острове Атту и позволить им умереть в бою, к чему, по логике, должен стремиться каждый военнослужащий японской императорской армии и флота. Здесь американцы и японцы демонстрировали полнейшее единодушие и единомыслие. Беда заключалась в полнейшем нежелании японских солдат и офицеров провести мероприятие "смерть за императора" быстро и безболезненно. Для американцев. Подчиненные полковника Ямадзаки оборонялись стойко и умело. В ответ на приказ генерал-майора Минеки полковник Ямадзаки заявил, что поднимает подчиненных в последнюю атаку. Прирезав раненых и больных, японцы рванули в штыковую на американские пулеметы. Кое-кто сумел добраться до американского лагеря и даже начал резать сонных американцев. Закончилась вся эта феерия 31 мая 1943 года полным "банзай да" на скалах вокруг гавани Чичагова.

В пятых, когда от 2,5-тысячного гарнизона острова Атту после последней "банзай-атаки" осталось только 28 человек и ни одного офицера, генерал-майор Тоичиро Минеки оказался вместе с 5-тысячным гарнизоном острова Кыска в тылу у американцев. Попытки использовать для переброски снабжения и эвакуации гарнизона и вольнонаемных, а также урн с прахом погибших военнослужащих и пустых кассет от 25-мм зенитных автоматов после второго-третьего рейса заканчивались для подводников и пассажиров весьма плачевно. На дне северной части океана как I-35, или на ближайшей отмели к бухте Вега как I-7. Патрульные американские эсминцы, фрегаты, противолодочные корабли и "морские охотники", оснащенные современными радиолокаторами и активной гидроакустикой, особых шансов подводным блокадопрорывателям не оставляли.

На флоте начали проявляться и другие недостатки, связанные с недостатками боевой подготовки в военное время. Но об этом - чуть позже.

И вот посреди этой вакханалии недочетов, просчетов, гибели личного состава и кораблей, из очередного кипящего и бурлящего "белого пятна" региональной истории всплывает во всей красе кайбокан "Кунасири". Краса и гордость охранного соединения в районе Курильских островов.

7 июля 1943 года во исполнение распоряжения императорской Ставки началась операция "КЕ" - эвакуация гарнизона острова Кыска.

Эскортный корабль "Кунасири" ушел с Парамушира вместе с кораблями Эвакуационного оперативного соединения контр-адмирала Кимура Масатоми - легкими крейсерами "Тама" и "Абакума", эскадренными миноносцами 10-го дивизиона ("Югумо", "Казагумо", "Акигумо"); легким крейсером "Кисо", эскадренными миноносцами 9-го дивизиона ("Асагумо", "Усугумо"), 6-го дивизиона ("Хибики"), соединения охраны №1: (21-й дивизион в составе "Вакаба" и "Хатсусимо", 32-го дивизиона (эсминец "Наганами"); соединения охраны № 2 (11-й дивизион представлял эсминец "Симакадзе"). Вместе с боевыми кораблями шло и соединение снабжения - вспомогательный крейсер "Авата Мару" и танкер ВМФ "Ниппон Мару".

По логике, читатель в этом месте уже должен демонстрировать охотничью стойку - соединения укомплектованы боевыми кораблями из разных объединений. Здесь и ядро 5-го (Северного) флота: 21-я дивизия крейсеров, и эскадра эсминцев с лидером -крейсером "Абакума" и кусочек 22-й дивизии крейсеров с "Авата Мару" и непромокаемый "островной" дивизион военно-морского района Оминато в виде эскортного корабля "Кунасири". Понятно, что никакой сплаванности в составе соединения и отсюда - проблемы с управлением. В общем, как у Соломоновых островов - в самый интересный момент кто-нибудь кому-нибудь въезжает в борт как к себе домой - "вот они мы, а вот наше кипятило…".

Прикрывали его тяжелые крейсера 5-й дивизии. Эвакуационное соединение вышло в т.н. точку ожидания в северной части Тихого океана и находилось там в течение 11 дней.

18 июля 1943 года операция "КЕ" прервана из-за плохой погоды. Эскортный корабль "Кунасири" вернулся в базу Касивабара на о. Парамушир.

22 июля 1943 года. Эскортный корабль "Кунасири" ушел с Парамушира к острову Кыска в составе Эвакуационного оперативного соединения.

26 июля 1943 года. 17.45. Следуя в колонне эскадренных миноносцев, эскортный корабль "Кунасири" столкнулся с легким крейсером "Абакума", повредив кормовую обшивку правого борта. Эскадренный миноносец "Вакаба", уклоняясь маневром вправо, врезался в кормовую часть правого борта эсминца "Хатсусимо". "Хатсусимо", в свою очередь, вскользь задел "Наганами". "Кунасири" и "Вакаба" из-за полученных повреждений вынуждены были вернуться на Парамушир.

30 июля 1943 года эскортный корабль "Кунасири" благополучно прибыл на о. Парамушир.

1 августа 1943 года. Эскортный корабль "Кунасири" переведен в состав базовых сил на Курильских островах.

Затем снова "белое пятно". Причем в его временных рамках остатки "гарнизона Хоккай" благополучно прибыли на Парамушир, американцы еще месяц долбали остров Кыска главным калибром линейных кораблей, крейсеров и базовой авиацией. Молчание зенитных средств на острове американцы объясняли просто - мол, берегут снаряды. После высадки 30000 американцев и 5000 канадцев десантники немного повоевали друг с другом и вскоре выяснили, что на острове японского осталось всего ничего - взорванные батареи, укрытия вместе с тремя сверхмалыми электрическими подводными лодками и отощавшие дворняги. Американцы подумали-подумали… и выдали "облом" за победу.

Зато настоящий разгром американским летчикам из состава 11-й воздушной армии ВВС США устроили японские силы ПВО над Шумшу и Парамуширом в сентябре 1943 года. Из 25 бомбардировщиков "Митчелл" были потеряны 19 машин. Командование 11-й воздушной армии признало налеты самоубийственными. Наступила оперативная пауза.

Это с одной стороны. С другой стороны, стягивая силы Объединенного флота к берегам Метрополии, японцы так и не решились на "генеральное сражение" у Алеутских островов. А тут и осень подоспела….

25 октября 1943 года. Коммандер Кавасима переведен на другую должность. Лейтенант Ота Осаму принял командование кораблем.

И снова "белое пятно". Пока американцы воевали на юге, из района Курильских островов началась переброска крупных наводных кораблей. И вскоре практически все силы 5-го флота оказались в Сингапуре, в гаванях Борнео, Явы и Лусона.

Американцы, в свою очередь, отказались от использования подводных лодок типа "S" с аляскинских и алеутских баз в зоне Курильских островов и восточного побережья Карафуто. Теперь на этих акваториях использовались подводные крейсера типов "Гэтоу" и "Балао" с мощным торпедным и артиллерийским вооружением. Но они после гибели "Уоху" в проливе Лаперуза и удачной разведки Татарского пролива в районе г. Эсуторо в Японское море не заходили.

Кайбокан "Кунасири", судя по всему, зимовал и ремонтировался в Оминато. Лейтенант Ота новых званий не получал, экипаж пополнили новички.

2 мая 1944 года эскортный корабль "Кунасири" ушел из военно-морской базы Оминато вместе с однотипным кайбоканом "Хачийо" в охранении конвоя "YO" в составе транспортных судов "Коан Мару", "Самаранг Мару", "Умекава Мару" и "Накусин Мару" к Северным Курилам. На Курилы шли строительные материалы, персонал военно-морской и военно-воздушных баз, рыбообработчики и промысловики.

10 мая 1944 года. Эскортный корабль "Кунасири" благополучно прибыл в передовую военно-морскую базу Касивабара (ныне - Северо-Курильск) на о. Парамушир.

Началась патрульная служба в курильских водах. И сопровождение конвоев. В том числе из Вакканая в Оху и из Охи в Отару. Но об этом в следующий раз.

27 июля 1944 года эскортный корабль "Кунасири" к западу от о. Парамушир поврежден по неизвестной причине, вероятно, в результате подрыва на сорванной мине заграждения. После таких приключений неизбежно следует доковый ремонт корпуса и заводской ремонт механизмов - при взрыве у них вполне могло произойти смещения с фундаментов.

25 декабря 1944 года. Эскортные корабли "Кунасири", "Этурофу" и "Сюмусю" переданы из состава базовых сил Курильских островов в состав сил обеспечения 12-го воздушного флота. Для этого, в общем-то, не пришлось даже менять дислокацию - героический 12-й воздушный флот сидел на Курильских островах.

При фразе "воздушный флот" перед нашими глазами возникают стройные ряды самолетов на множестве авиабаз и аэродромов, летчики, техники, оружейники. В отношении японцев это не совсем так - флоты были сравнительно компактными объединениями. А уж на Курилах - подавно. На все хватало 9 полупустых или пустых аэродромов с деревянными и бетонными взлетно-посадочными полосами. Всего 4 из них имели вторую взлетно-посадочную полосу для истребителей, длиной чуть больше 900 метров, под небольшим углом пересекавшую основную полосу длиной 1050-1150 метров для тяжелых машин.

Их противники, тяжелые бомбардировщики "либерейтер" и средние "митчелл", частенько привозили из рейдов на Шумшу и Парамушир такие повреждения, что составилась выдающаяся коллекция фотографий сбитых и поставленных на автофлюгирование лопастей, свернутых спаренных пелеметных установок. И дело здесь не только в исключительной надежности конструкции и живучести агрегатов этих машин. Скорее дело в слабой огневой мощи истребителей ПВО 12-й воздушной армии, дававших приличные шансы дотянуть до аэродромов на островах Атту и Шемия. Или, на худой конец, плюхнутся на брюхо у маяка на мысе Лопатка.

А что до кайбоканов с названиями островов, так тут все просто. Была в японской морской авиации такая корабельная функция - "Ловцы стрекоз". Это если в ходе боевой подготовки "стрекоза" или "стрекозел" с "хиномару" на плоскостях плюхался в воду, его оный ловец вылавливал экипаж и обеспечивал просушку. Пилоты японской морской авиации были явлением дорогостоящим - Империя готовила аж 100 морских летчиков в год из 1500 кандидатов. На темпы подготовки не повлияли даже сообщения японских военных атташе о том, что даже победоносные люфтваффе теряют по 50 пилотов в день. Потеря 300 летчиков армейской авиации в небе над Халкин-Голом и невозможность быстрого восполнения потерь показала несостоятельность такой системы в целом. Но японцы твердо решили завоевать господство в бассейне Тихого океана, готовя 100 пилотов в год. А когда пилоты перевелись, начали посылать в бой курсантов, а потом и одноразовых "камикадзе". Последних учить рассчитывать торпедный треугольник в уме уже не надо было.

В Охотском море еще держался лед, когда эскортные корабли "Кунасири" и CD-65 24 мая 1945 года ушли из Отару на Парамушир в охранении конвоя "NU" в составе "Хокую Мару", "Тайсо Мару" и "Санто Мару". Как говорится, война войной, а путина по расписанию.

Однако уже 25 мая 1945 года эскортный корабль "Кунасири" возвратился в Отару. Вместе с конвоем. Причина была довольно прозаичной - в Охотском море резвилась американские подводники. И шансов у конвоя прибыть по назначению практически не было.

10 июня 1945 года эскортный корабль "Кунасири" вместе с уцелевшими "систер-шипами" переведен из состава 12-го воздушного флота в 104-ю эскортную эскадру.

В промежутке между июнем и августом 1945 года японский флот был практически уничтожен в базах Метрополии и блокирован в Сингапуре, Гонконге и Шанхае. Под непрерывными бомбежками на плаву остались линейный корабль "Нагато" в Йокосука, тяжелые крейсера "Миоко" и "Такао", в аварийном состоянии застрявшие в Сингапуре, легкий крейсер "Сакава" в Майдзуру с выгруженным боекомплектом главного калибра, почти три десятка эсминцев и миноносцев. Их уничтожение было вопросом времени. Вскоре к демонтажу Великой Японской империи подключились вооруженные силы Советского Союза…

15 августа 1945 года. Экипажу эскортного корабля "Кунасири" и морской охране Хоккайдо объявлен указ об окончании войны.

Затем последовала почти двухлетняя работа в составе флота вывоза японских репатриантов из бывшей "сферы азиатского сопроцветания". Но это уже другая история.

Подписаться на новости