Мультиинструменталист Юрий Федосов: мыслю музыкально. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 20:42 SAKH
16+

Мультиинструменталист Юрий Федосов: мыслю музыкально

Культура, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

Днем он серьезный и собранный человек, инженер по охране труда, а по вечерам отпускает свое подсознание в свободное плавание по музыкальным волнам. Играет на ситаре, дудуке, кайса драме, ритм- и бас-гитаре, флейте, губной гармошке... Южносахалинец Юрий Федосов — настоящий человек-оркестр, прошедший путь от залихватского панка до настраивающего на созерцательный лад авангардного лаунжа и экспериментов с необычными музыкальными инструментами. Даже во время интервью Юрий отбивает ритм пальцами то по столу, то по стулу — видимо, так ему легче формулировать мысли. Наверное, он предпочел бы отвечать на вопросы не словами, а музыкой...

Родился в Южно-Сахалинске. После окончания 9 класса поступил в Сахалинский колледж бизнеса и информатики, потом получил высшее образование в сахалинском филиале Современной гуманитарной академии. Юрист, правовед. Работает инженером по охране труда в строительной сфере. Кроме музыки увлекается горными лыжами, путешествиями, сочинением стихов.

— Юра, с чего началось твое музыкальное путешествие?

— Я окончил четыре с половиной класса музыкальной школы, учился играть на фортепиано. Потом увлекся горными лыжами и бросил занятия музыкой. А лет в 13-14 сосед показал пару аккордов на гитаре, и я просто заразился. Переслушал Nirvana вдоль и поперек, Pearl Jam и еще очень много разных команд. Просто сидел и подбирал аккорды. Потом играли с друзьями панк-рок во всяких подвалах, везде, где только можно было. У нас была группа "Воланд". Лабали русский панк, такой забойный, хардкорровый. Я вообще люблю панк, до сих пор иногда беру гитару и играю такую музыку, хорошую, добрую.

— Откуда же пришла любовь к таким странным инструментам, как, например, ситар?

— Я слушаю огромное количество музыки, смотрю разные музыкальные каналы. Особенно завораживает игра тех музыкантов, которые полностью погружены в процесс исполнения. Это своего рода медитация. Постепенно и у меня начало такое получаться. Повторить того же Майлза Дэвиса, конечно, невозможно, тем не менее первое творческое желание — это желание именно повторить. Сделать так же либо лучше. Я говорю не про ноты, а про внутренний энтузиазм, настрой, состояние.

— Какой инструмент у тебя появился первым — ситар, дудук или кайса драм?

— Дудук. До этого я играл на флейте. Вообще о дудуке давно знал, помню, еще лет в 11-12 услышал его звучание на канале "Культура", и меня очень зацепило. Это такая созерцательная, медитативная, погружающая в себя музыка. Красивые, протяжные мелодии. Дудук — очень сложный инструмент, как в изготовлении, так и в звукоизвлечении. Важный момент — хороший дудук можно купить только у хорошего мастера. Очень много подделок, которые никак не отличишь от оригинала, поэтому нужно остерегаться. Чтобы обучиться игре на дудуке, я специально ездил в Ереван к знаменитому человеку, которого знает весь мир, — Георгию Минасову. У него свой ансамбль "Дудукнер", они играют потрясающе. Две недели я учился тонкостям игры на этом инструменте.

— Помнишь, ты рассказывал о том, как кто-то из сахалинских слушателей негативно воспринял игру на дудуке. Что это за история?

— Да, было такое. Публика разная, кто-то предвзято относится ко всему, что связано с Кавказом, даже к музыке. Какой-то мужчина начал мне что-то высказывать прямо посреди выступления. Я в таких ситуациях стараюсь не реагировать, делаю свое дело, играю и не отвлекаюсь.

— Ты даже во время интервью отбиваешь ритм.

— Привычка уже (смеется).

— На ударных тоже играешь?

— Перкуссия. На установке в нашей группе очень здорово играет Макс Пономарь. У него даже фамилия соответствующая, связанная с ритмом, ведь пономарь — это служитель православной церкви, обязанный звонить в колокола. Мы с Максом с пятого класса знакомы, много играем вместе. Были с нами разные люди, тоже хорошие музыканты, но так получилось, что сейчас мы остались без басиста, ищем вот.

- Скажи, ты больше энергии отдаешь во время игры или получаешь? В случае с редкими для Сахалина инструментами насколько равноценный энергетический обмен происходит с публикой, ведь не все, наверное, понимают такую музыку?

— И отдаю и получаю, тут все взаимозачетно. Это вечный симбиоз — публика-исполнитель. Когда люди слушают, ты играешь лучше, потому что каждый человек, как антеннка, улавливает твои сигналы. Чем больше людей настроены тебя слушать, тем лучше, необычнее, красивее ты играешь. Разные ситуации, конечно, бывают. Не всегда есть полный контакт. Во время свадьбы, например, сидят, повернувшись спинами, и никто не слушает толком. Но это объяснимо. Здесь еще нужно учитывать, что на Сахалине народ не привык к такой музыке, не знает, как реагировать. Что это такое? Ну, как бы дудка, и что? А почему так грустно? А чуть повеселее можешь?

— Да, нужно, чтобы человеку было о чем подумать под такую музыку.

— Она очень котируется на телеканале Mezzo. Там такое показывают, такой авангард! Мы очень благодарны владельцам заведения в Южно-Сахалинске, в котором сейчас играем, за то, что они восприняли нашу музыку, и сейчас через это место она транслируется, люди приходят поесть и заодно приобщаются к альтернативе мейнстриму.

— Но тебе, наверное, хотелось бы играть в таком месте, где никто не жевал бы под твою музыку. Чтобы это были настоящие полноценные концерты.

— Мне иногда наоборот нравится выступать в маленьких клубешниках, на маленьких площадках. Когда я отдыхал в Таиланде, на Бали и бывал в клубах, я подходил и просто просил поиграть с местными музыкантами. Мы импровизирвали, и это было супер! Игра для пространства, для людей, вечный резонанс.

— Расскажи про ситар. Откуда он у тебя?

— Ситар — это очень кравивый индийский струнный инструмент. Я его купил через Интернет, есть такой очень хороший человек Альберт Султанов, у него налажена связь с мануфактурой в Индии, где производят ситары. Научиться играть на нем после гитары оказалось несложно. Учился сам. Планирую, конечно, съездить куда-нибудь, повысить мастерство.

— А кайса драм? Как он к тебе попал?

— Тоже через Интернет заказал. Это не собственно ханг драм, а его немецкий аналог кайса драм, очень хороший, его приняли все исполнители. Профессиональный музыкант и путешественник Давиде Сваруп сказал, что кайса драм — очень хорошая перкуссия. Просто он немножко по-другому сделан, немного другой сплав, смесь медь, цинка и бронзы, что-то такое. Сначала я очень-очень переживал, что инструмент дорогой, стоит около 100 тысяч рублей — это как три, а то и четыре ситара, хотя ситар гораздо сложнее в изготовлении. Но ханг — штучка модная, поэтому и цена такая.

— Как на этом можно играть? Я держала его в руках, вообще не представляю.

— Можно. Если ты музыкально мыслишь, много музыки слушаешь. Я столько смотрел и слушал, как играют на ханге... Потом принцип понял — и вперед.

— Сколько ты уже на нем играешь?

— В 2011 году купил, год изучал. Играл на кухонных посиделках, потом начал выступать перед более широким кругом слушателей.

— Как воспринимали такую музыку в первое время?

— Много вопросов задавали, конечно, но я отвечал — просто слушайте и все поймете.

— А как называется тот стиль, в котором вы сейчас играете?

— Это скорее импровизация, авангард-лаунж. Мне нравится быть вне стиля, ближе к экспериментальной музыке.

— Почему называетесь Ojas?

— Это санскритское слово, обозначающее жизненную силу, высший поток энергии человеческого тела, от количества которой зависит духовный, интеллектуальный и социальный статус личности. Когда человек много занимается духовной практикой, оджас расходуется меньше, и его можно увидеть в ауре. Пример — нимбы у наших православных святых.

— Есть ли на Сахалине музыканты, с которыми ты хотел бы играть вместе?

— Да, Валентин Жовтун, лидер группы "Манобозо". Есть много идей на самом деле. Я хорошо представляю, какой бы нам подошел вокал, но если заниматься музыкой очень серьезно, отдаваться ей на сто процентов, мне придется бросить все свои работы и подработки. Я инженер по охране труда: стройка, инспектирование, аудит... Иногда просто крыша едет, поэтому вечером хочется поиграть. А что дома? Приходить, ложиться на диван и щелкать дисташкой? Нет, это не мое. Дай бог, чтобы вскоре жизнь, судьба, обстоятельства и мои силы позволили мне занимать одной только музыкой. Но для этого нужны деньги, чтобы ездить и обучаться. Пока учусь сам, вот сейчас осваиваю кавал.

Подписаться на новости