На сахалинском кинофестивале "Край света" показали "Чужой дом". Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 03:30 SAKH
16+

На сахалинском кинофестивале "Край света" показали "Чужой дом"

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Дебютная картина Русудан Глурджидзе "Чужой дом" создана интернациональной бригадой (Россия, Грузия, Испания, Хорватия). Для многих актеров, в чьих странах шли локальные военные конфликты, участие в фильме стало принципиальным моментом и личным переживанием. Фильм посвящен всем войнам человечества, которые и в ХХI веке продолжают испытывать цивилизацию на прочность. А потому, обозначив одной строкой географию — где-то в Абхазии в 1990-х, после завершения короткого, но страшного противостояния — в дальнейшем режиссер отказалась от конкретики. Она исследует, как война прокатывается по судьбе простой семьи и как люди, примятые ею, словно трава под сапогом, медленно возвращаются к жизни.

Этот мучительно больной процесс исследуется на примере двух семей. Они заброшены в пустую деревню, которая в свою очередь брошена своими хозяевами. Фильм снимался около Батуми, в реальных интерьерах обезлюдевшей греческой деревни. Война закончилась, но жизнь в деревню не вернулась. Две семьи, пережив ужас бегства из своего дома и скитания по чужим углам, живут в ней параллельно, настороженно наблюдая друг за другом в бинокль, но не предпринимая попытки сближения. В отличие от прошлогоднего, на удивление светлого при вроде бы безысходности фильма "Москвич", любовь моя" Арама Шахбазяна (героями которого была пожилая пара беженцев), здесь нет и толики солнца.

И это опять фильм большей частью про женщин, про их генетическую ответственность за продолжение рода. Если женщины стараются как-то врасти в уют чужого дома (а это дом бежавшего врага) — переставляют мебель, белят деревья в саду, пытаются любить, то у единственного мужчины, замкнувшегося в пережитом отчаянии, некий душевный паралич. Малая надежда на перемену участи — их дети. Мальчик с одной стороны и девочка с другой, у которых за плечами нет вражды взрослых, завязывают дружбу, на что не могут решиться их родители. И под поверхностным слоем происходят все же тектонические сдвиги: Ира, жесткая хозяйка маленькой женской семьи, бывший снайпер, не оставившая и в мирное время привычку к оружию, меняет все же бесполое хаки на белое платье, красит губы…

Фильм обошелся также без музыки, что было настоятельным выбором режиссера, но ее отсутствие с лихвой компенсируется изумительной операторской работой Гомеза Андре. Камера щепетильно вглядывается в глаза людей, кажется, в миллиметровой близости исследуя молчаливую драму, настроение которой европейским критикам уже навеяло аналогии с Тарковским или Бергманом. Чтобы передать его, съемки шли на рассвете или закате, отсюда захватывающие дух визуальные картинки — жемчужная сетка тумана, сквозь которую проступают горные контуры, дрожащие серые нити дождя в окне, безбрежные апельсиновые рощи создают образ истинно земли обетованной… На которой люди были счастливы и когда-нибудь, после эры апокалиптического сиротства, еще будут.

Сахалинская погода словно подхватила эстафету "Чужого дома". Как только закончился показ, по стенам шатра Q&A забарабанили мощные потоки ливня. Невзирая на пронизывающий холод в шатре и безобразный звук в "Октябре", один из продюсеров, известная Катерина Гечмен-Вальдек не отказалась от общения со зрителями. Ведь авторской команде представляется очень важным донести посыл "Чужого дома" до сахалинцев.

— Это кино — элегия от скрытых для глаза страданиях: когда война закончилась, но продолжается в сердцах и душах людей, — сказала Катерина Гечмен-Вальдек. — Русудан Глурджидзе так объяснила замысел: "По обе стороны войны живут замечательные люди. И для того чтобы пережить этот этап, надо научиться разговаривать друг с другом". И наш фильм представляет собой попытку начать такой разговор.

У фильма должна быть перспективная судьба, он уже получил овации кинофестиваля в Карловых и Варах и выдвинут Грузией на соискание кинопремии "Оскар". А Катерина Гечмен-Вальдек в свое время спродюсировала весьма успешные проекты — мюзиклы "Метро", "Нотр-Дам", "Ромео и Джульетта". Но главное — не завтра закончатся на земле все войны, а стало быть, у фильма будет немало зрителей, ищущих свой дом на земле.

Подписаться на новости