Интервью с помором, кока чныр своими руками, комиксы о Сахалине: "Большая история" "Края света" успешно написана. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 19:47 SAKH
16+

Интервью с помором, кока чныр своими руками, комиксы о Сахалине: "Большая история" "Края света" успешно написана

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Итоги работы мастерской "Большая история", работавшей во время кинофестиваля "Край света", представили сегодня сахалинцам. У слушателей смех, недоумение, мурашки по коже, у генерального продюсера кинофестиваля Алексея Аграновича — "глаза на мокром месте", у кураторов проекта — разочарование. Но не спешите пугаться.

— Мы ехали сюда с утопичной идеей сделать два мастер-класса и два проекта, — с этих слов начал презентацию журналист, главный редактор портала Arzamas.Academy Филипп Дзядко. — В середине пути нам казалось, что не сделаем ни одного. В итоге сделали два с половиной. Мы хотели рассказать о Сахалине словами тех, кто знает его в миллиарды раз лучше нас, у кого он на кончиках пальцев. В результате мы разочарованы. Разочарованы в себе.

Такая похвала в адрес учеников объяснима. Каждый кирпичик большого образовательного проекта Arzamas.Academy в Москве "изготавливается" несколько недель, а то и месяцев, а на Сахалине удалось сделать невообразимое: за пять дней создать полноценную редакцию, в которой, по словам Дзядко, было все как полагается: и великолепный интервьюер, и специалист в истории Сахалина, и фотограф, и "поисковики", специализирующиеся на поиске героев в экстренно короткие сроки, и даже свои бездельники.

— И для начала я предоставлю слово такому бездельнику — Олег Коронный, — весело представил своего партнера по мастерской Филипп Дзядко.

Олег начал с просьбы раздать всем гостям, собравшимся в музее книги Чехова, белые перчатки. Как выяснится потом, по рядам будут передавать экспонаты "Музея частного человека", который участники мастерской начали создавать на Сахалине. Подержать в руках фотографию с пожелтевшими краями, на которой изображены прабабушка и прадедушка одной из участниц мастер-класса, распашонку в цветочек, сшитую "бабушкой-преступницей", которая обналичивала талоны на питание, выданные умершему родственнику, и потом была вынуждена бежать в забытый Богом поселок в Краснодарском крае, скрываясь от наказания… Через предметы, через частные истории раскрывается наша общая, большая история, уверена третий куратор мастерской Ася Терехова.

Результатом коллективной, спрессованной во времени работы стал курс "Как понять Сахалин".

— У нас было меньше недели. За это время мы в числе прочего договорились с ученым Вячеславом Грищенко, записали с ним интервью. Это можно сделать быстро — приехали, записали, смонтировали. Не нужно обладать съемочной группой, как в фильме "Аватар". Курс будет состоять из нескольких лекций (пока из одной) и дополнительных материалов, — рассказал Олег Коронный, открыв сайт Arzamas.Academy, покликав, покрутив и всем этим впечатлив.

Оказывается, продолжают журналисты из Москвы, существуют комиксы про Сахалин, об острове писал Жюль Верн, французская писательница придумала детскую книжку о нем (правда, она пока не переведена на русский язык), а отец главного советского абсурдиста Даниила Хармса Иван Ювачев был на Сахалине и написал об этом в своих дневниках.

Один из участников проекта Владимир Кузовков подготовил материал под названием "История Сахалина в семи периодах". Из него можно узнать о пещере медвежьих трагедий, в которой, вполне возможно, зародился культ косолапого, и куда, не исключено, уходит своими корнями нивхский праздник медведя. Тут же можно почитать о периоде каторги на Сахалине. Все это автор постарался изложить максимально доступно для неподготовленного читателя.

Ася Терехова и ее "Пять причин переехать на Сахалин" — это истории о смотрителе маяка, поморе-плотнике, практикующем йогу в лесу, работнице кафе в "Доме торговли"… Все они когда-то оказались на острове, и оказалось, что он — их дом. Удивляет внимательность взгляда. Ну кому из журналистов, замотанных в центрифуге будней, придет в голову рассматривать миры простого работника общепита? Но, как говорит председатель жюри "Края света" Марина Разбежкина, нет "простого человека": при внимательном рассмотрении простой может оказаться сложным.

Материал про пять причин, для которого участники мастерской взяли несколько интервью, получив огромное количество интереснейшей фактуры, получился настолько весомым, что его даже хотели запустить на отдельной платформе для того, объяснила Ася Терехова, чтобы показать — можно делать крутые вещи не только на "Арзамасе" или "Сах.коме".

— Мы надеемся расширять этот проект, потому что знаем теперь бешеное количество людей на острове, так что не прощаемся, — сказала Ася.

"Плейлист нивха"" — это вообще песня. Мария Сикорская, познакомившись с Натальей Мамчевой, услышала, как нивхские жены призывали мужей вернуться с моря на берег с помощью кални, узнала, как сделать кока чныр своими руками, как звучит мужское горловое пение, записанное миллион лет назад Львом Штернбергом на восковых валиках.

В структуре медиапроекта нашлось место и семейным реликвиям.

— "Музей частного человека Сахалина" — проект который не стоит практически ничего и при этом бесценен, — охарактеризовал Алексей Агранович.

А Филипп Дзядко рассказал, что его дедушка, оказывается, работал в "Советском Сахалине", и посоветовал поговорить со своими родными — откроете для себя много интересного, а может даже обнаружите, что на самом деле не знали самых близких, казалось бы, людей.

Подписаться на новости