"Край света": снимайте камеру со штатива и ищите свой кадр. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 11:27 SAKH
16+

"Край света": снимайте камеру со штатива и ищите свой кадр

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Подошла к финальной точке неделя в городе в сине-красно-бело-черных цветах, которая обрушила на зрителей вал новинок кино Европы, Азии и — уже вполне представительно — Сахалина, уравняла в правах большую и малую (детскую) кинорежиссуру.

Броуновское движение между "Октябрем", Чехов-центром и "Комсомольцем", кофе, книги и рисующие малыши — наверно, будущие аниматоры, как знать, — в белом шатре, жаркие дискуссии в другом.

Самые счастливые люди на красной дорожке и вообще на фестивале — юные участники киномастерских, которые ищут и находят ключи к миру и себе через посредство десятой музы, и практически круглосуточный генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович. Открытый кинотеатр, где собирались дамы с собаками, велосипедисты, пенсионеры, подростки и даже граждане с фингалами под глазом, как будто выпавшие из кинозала "Человека с бульвара Капуцинов" Аллы Суриковой, к слову, основательницы нашего кинофестиваля. Восторги по поводу корейских "Паразитов" и болгарского "Отца", стоны на потерянные два часа в кинозале, и вообще как смотреть эти ваши фильмы от Алексея Медведева — главного "глаза" кинофестиваля, чтобы понять… Под аккомпанемент группы "Ундервуд" стал историей кинофестиваль "Край света. Восток — 2019".

Ветви Сокурова и другие

Пока зрители смотрели, что хотели, международное жюри во главе со сценаристом и режиссером Александром Миндадзе активно работало, чтобы отметить достойных. И большая часть наград фестиваля пошла на поддержку отечественного кинематографа.

Так совпало, что на этом фестивале в лидеры вышли фильмы на военную тематику, и их сделали ученики Александра Сокурова — Александр Золотухин и Кантемир Балагов. Золотухинский "Мальчик русский" времен Первой мировой получил спецприз жюри с формулировкой "За многообещающий режиссерский дебют"

— Александр Сокуров не только выдающийся мастер, но и обладает редким умением обнаруживать талант, — заметил Александр Миндадзе. — Александр Золотухин очень порадовал меня бесстрашием и отсутствием желания пройти уже хожеными тропами, по чужим трафаретам.

А драма Кантемира Балагова "Дылда", уже отмеченная в этом году наградой Каннского фестиваля, получила Гран-при "Края света" с миллионным довеском. По мнению жюри, актрисы "Дылды" Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина сыграли в нем лучшие женские роли.

Лучшими актерами были признаны Александр Кузнецов и Алексей Филимонов в фильме Александра Лунгина "Большая поэзия". Звание "Лучшая режиссерская работа" присудили болгарскому фильму "Отец" Кристины Грозевой, Петара Вылчанова. Он же был удостоен приза зрительских симпатий.

Следите чаще

Нынешняя программа работ сахалинских кинорежиссеров разрослась до 13 наименований. Лучшего определили традиционно по итогам зрительского интернет-голосования. Приз мэра Южно-Сахалинска ожидаемо достался светлой человеческой мелодраме Ивана Чанова "Брошенный".

Дальше конкуренция будет только нарастать, в чем нет сомнений. Потому что по итогам питчинга ряд кинопроектов получит поддержку на реализацию, от 300 тыс. до почти 2 млн руб. а именно: "Евстафий" Ольги Зайцевой, "Детство. 00" Игоря Ким, "Заброшенная земля" Алексея Кофмана, "Море волнуется три" Марины Малыш, "Тюлень и камбала" Дарьи Михайловой, "Соленый туман" Александра Созонова. Общий бюджет региональной поддержки составил 5 млн. руб. Все уже настолько серьезно, что Алексей Агранович известил — в 2020 году будет проведен конкурс для участников программы "Сахалинский след". На все про все у победителей есть время — до двух лет, но генпродюсер не советовал режиссерам тянуть кота за хвост. По мнению молодого кинорежиссера Игоря Кима, идею конкурса стоит поддержать, но важно, чтобы работы участников оценивали профессионалы.

В число победителей со своей идеей вошел и театральный режиссер Александр Созонов. Во время фестиваля он занимался шлифовкой эскиза "Вторник короткий день", премьера которого состоится в Чехов-центре (точнее, автобусе) в сентябре. Заодно займется и кино.

— С историей, которую мы предложили, необходимо тщательно работать. Для подготовки сценария приглашен драматург Андрей Иванов, один из хэдлайнеров фестиваля современной драмы "Любимовка", нас ждут в Охе, в организации "Кыхкых", и это только начало пути. Сахалин требует искренности и в помыслах, и в воплощении, — считает Александр. — Говорю, как человек, который здесь уже прижился. Приезжаю сюда и с каждым разом ощущаю взаимную любовь. Здесь все ощущения как-то острее, потому что все на краю — и жизнь, и фестиваль, и искусство требует балансировки, риска и преодоления. Я чувствую, что профессионально здесь расту.

Глас народа

В этом году впервые в состав жюри фестиваля был включен сахалинец — историк, фотограф, писатель Игорь Самарин. Для него это был новый и преинтересный опыт. Самарин высоко оценил фестиваль, в числе фильмов, что стали яркими впечатлениями, назвал "Тридцать", "Виварий", "Приют":

— В конкурс вошли фильмы разные, интересные и неоднозначные, в силу этого и работа жюри была непростой. В отличие от других членов жюри, я смотрел кино просто как зритель-обыватель, пусть и с определенным жизненным опытом, но могу сказать, что список победителей совпал с моим собственным мнением. Александр Анатольевич Миндадзе сказал как-то, что в крупных городах существует специальная категория кинотеатров, где идут показы не раскрученных высокобюджетных фильмов, а авторского кино, рассчитанного на искушенного зрителя. Думаю, что к этому мнению стоит прислушаться.

Алексей Агранович предложил Игорю Самарину возглавить жюри конкурса регионального сегмента кинофестиваля — "Сахалинского следа" — в следующем году. Правда, остался без ответа вопрос Игоря Анатольевича, — доберется ли фестиваль до своего тезки-мыса Край света. Поживем — увидим.

Дальше — не тишина

Каждый гость с большой земли все эти девять лет искренне был щедр на комплименты принимающей стороне. Не стал исключением человек-легенда Александр Миндадзе:

— Благодарю за гостеприимство и неизгладимые впечатления от Сахалина. Сегодня практически в каждом крупном городе есть свой кинофестиваль, но "Край света" — феномен, явление талантливое, энергетическое и перспективное, обещающее еще больше. Хотя… куда уж больше, Алексей?

Но есть куда. Расслабиться не дает юная кинопоросль, которую в течение года воспитывают в мастерских прозорливые взрослые. На "Крае света" их тизеры показали, что дети не теряют даром времени под руководством Кирилла Кулагина, Анны Наумовой, Елены Ваниной, Марии Павловой, Кирилла Благодатских. А некоторые непременно выйдут на большую дорогу кино благодаря трамплину, каким стал для них собственный фестиваль "Игра света".

В следующем награды победителям станут еще весомее. Будут удвоены средства на поддержку сахалинских кинопроектов. А еще поступило предложение создать совет при губернаторе по развитию искусства кино в Сахалинской области, в который тут же, не откладывая в долгий ящик, пригласили Алексея Аграновича.

Прощаясь на год разлуки, до юбилейного фестиваля, с приличествующей моменту грустинкой в голосе сахалинский мистер Джонни Фёрст, Алексей Агранович, как всегда, нашел нужные слова — про кино и не только:

— Надо снять камеру со штатива, повесить на плечо и искать свой кадр, который станет рассказывать вам про жизнь то, что вы хотите, чтобы она вам рассказала. Когда вы найдете свой кадр, вы станет актером, продюсером, режиссером самого лучшего фильма на Земле — собственного. И фестиваль "Край света" на самом деле про это.

Мнение рецензента

Корреспондент Sakh.com, просмотревший множество фильмов не одного "Края света" и написавший не один десяток рецензий, тоже побывала на закрытии кинофестиваля и не смогла не поделиться мнением со стороны кинозрителя.

Девятый кинофестиваль "Край света" стал лаконичным и предсказуемым (последнее не упрек, а из серии "стабильность — призрак мастерства"). Всего чуть более 70 лент в программе (не считая короткометражек), менее узнаваемые лица на красной дорожке, всего одно мероприятие-спутник (полуночный стенд-ап Щаца и Борисова). Но чем легче конструкция, тем она маневреннее, глаза больше не разбегаются (почти) при просмотре расписания, в залах есть место, где упасть яблоку, зрители стали спокойнее и расслабленнее (но не совсем). Может, дело в сахалинском меланхоличном лете, а может, "Край света" на пути к первому десятку испытал пресыщение и познал дзен. И то, и другое неплохо.

Однако наш авторский состав несколько заморочился и умаялся. Почему-то в этом году мы обозревали программу как никогда. Ходили на многое и не жалеем, а напротив — заново открыли для себя типичного зрителя и типичного деятеля фестиваля. Тонко чувствовали тренды и предсказывали победителей — в последнем преуспели, так что, кому нужны услуги эзотерического толка, обращайтесь. Это, конечно же, шутка.

Итак, еще раз пробежимся по победителям:

  • "Сахалинский след", омрачённый ситуацией с накрутками и приободренный вестью о том, что в следующем году это возможно станет вторым полноценным конкурсом: "Брошенный" Ивана Чанова.
  • Победители питчинга (то есть те, кто получат финансирование своих проектов), порядок по возрастанию суммы гранта:
  1. Игорь Ким "Детство-00";
  2. Алексей Кофман "Заброшенная земля";
  3. Александр Созонов "Соленый туман";
  4. Дарья Михайлова "Тюлень и камбала" (анимационный проект);
  5. Марина Малыш "Море волнуется три";
  6. Ольга Зайцева "Евстафий".
  • "Специальный приз жюри" (вручал этнограф, историк, путешественник Игорь Самарин): "Мальчик русский".
  • "Лучшее исполнение мужской роли" — Александр Кузнецов и Алексей Филимонов ("Большая поэзия"). За актеров массивную статуэтку в виде острова-рыбы получил режиссер фильма Александр Лунгин.
  • "Лучшее исполнение женской роли" (вручал актер Александр Робак) — тоже тандем Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина ("Дылда"). За них награду получил Игорь Широков. На этом месте должен возмутиться радфем — мужчина вручил приз за лучшую женскую роль мужчине — доколе? (Это шутка и, может быть, даже неудачная)
  • "Лучшая режиссерская работа" — приз вручала автор "Страны одного ребенка" Цзялин Чжан растроганному режиссеру/сценаристу "Отца" Петару Вылчанову под ликования зала.
  • Гран-при, конечно же, вручил председатель жюри Александр Миндадзе. И, конечно же, это фильм Кантемира Балагова "Дылда" (официально в комментариях разрешаем бить копья на тему "ну что вы там нашли такого в том фильме"). Миндадзе очень грамотно выдержал интригу, упомянув двух учеников Александра Сокурова — собственно, Балагова и Золотухина (автор фильма "Мальчик русский"). Но гран-при получил один.
  • Угадайте, кто вручил приз "зрительских симпатий"? Так сказать, от лица всех сахалинских зрителей, от всей широты островной души? Валерий Лимаренко. И снова фильм Вылчанова "Отец". Зал в экстазе. Очень надеемся, что все-таки от хорошего фильма.

За что мы не любим официальные культурные мероприятия, даже самые хорошие, так это за всегда "смазанный" конец. Вот это "сахалинский-кинофестиль-закрыт" в темпе "Бу-ра-ти-но". Вот это "фонд на поддержку сахалинского кино увеличим в два-а-а раза", "а встретимся в 2020 году-у-у". Зачем вот это патетика и акцент? Почему нельзя всю эту информацию донести столь же интеллигентно, как и всю церемонию до? Разочарование уровня "ну нормально же общались".

После пафосного финального аккорда кто-то пошел в шатер на финальный брифинг с жюри (было бы интересно пообщаться постскриптум — но за эту неделю им было задано столько вопросов, что мы узнали о них, если не все, то определенно многое), кто-то остался в зале смотреть "Искусство самообороны" (уверены, что фильм хороший, но мы уже по достоинству оценили ирландский кинематографический талант и органичное взаимодействие актеров Джесси Айзенберга и Имоджен Путс в "Вивариуме", который с "Края света", к сожалению, ничего не унес), кто-то — под дождик слушать группу "Ундервуд" (с окна замечательно слышно, что "Гагарин, я вас любила, о-о-ой").

Какое послевкусие от девятого "Края света"? Какие мысли? Неоднозначные. Вроде бы и нашли "свой кадр", о котором вещал Алексей Агранович, стали пушистыми, домашними и родными, а с другой — как в той старой шутке, во всем ищешь подвох. Но это все, наверное, погода и тоска по лету.

Новости по теме:
Подписаться на новости