Работа нового консервного завода на Итурупе набирает обороты
4 октября официально заработал рыбоконсервный завод ООО "Континент" на берегу Куйбышевского залива.
Завод по производству консервов на Итурупе имелся в довоенное время, их изготовлением занимался рыбокомбинат "Сяна", располагавшийся в бухте Консервной залива Простор. В 1945 году при освобождении Курильских островов все производственные мощности японских рыбоперерабатывающих заводов перешли в руки советской администрации, но консервное оборудование почему-то осталось незадействованным (возможно, из-за отсутствия жестяной тары — банки). Позднее на Курильском рыбозаводе закатывали в жестяную банку только лососевую икру. Впрочем, "Курильский рыбак" на Итурупе делает это до сих пор, но рыбные консервы производит на Сахалине. И вот появились баночки с консервами, на этикетках которых местом производства указан остров Итуруп.
Недавно журналист Sakh.com побывал на этом производстве. Встретил начальник цеха Анатолий Полица. У него — 33-летний опыт работы в рыбоконсервном деле на Камчатке. Недавно, приобретя квартиру, стал москвичом, хотя родом из Харькова. "Признаюсь, — рассказывал он, — десятилетия работы и жизни на Дальнем Востоке даром не прошли — тянет сюда. Порой этот регион снится. И когда поступило предложение организовать консервное производство на Курилах, то я недолго раздумывал. Когда приехал сюда в начале июня ушедшего лета, то на месте завода была еще ничем не занятая территория. Строители занимались своим делом, а я — приемом и установкой технологического оборудования... Пойдемте, познакомимся с новым заводом".
В вестибюле расположены входные двери в раздевалку с индивидуальными шкафчиками, душевые и туалетные комнаты. Далее мы прошли в разделочный цех, в который из приемного бункера поступает рыба. После разделки на составные части она попадает в набивочную машину, по сути — в банку. В смену за 12 часов перерабатывается 12-14 тонн рыбы. В цехе занято восемь человек.
Перейдя непосредственно в консервный цех — более просторное помещение, первым делом обратили внимание на огромные автоклавы, сияющие, как новогодние игрушки. На линии за весами стояли рыбопереработчицы. От них баночки двигались к закаточной машине, от нее — к автоклавам.
"Мы работаем пока с банкой №6 объемом 276 кубических сантиметров, — пояснял Анатолий Полица. — Натуральная продукция выпускается весом 245 г, "Камчатская уха" весит 250 г. Выпускаемый ассортимент зависит от видов разделки, на данный момент производим семь наименований продукции: "Кета натуральная", "Горбуша натуральная", "Лососи кусочки тихоокеанские натуральные", "Ассорти из тихоокеанских лососевых рыб натуральное", "Рагу из тихоокеанских лососевых рыб натуральное" и "Уха камчатская". Есть еще молоки лосося, но у нас под эти консервы нет этикетки. При изготовлении никаких химикатов не добавляется, только соль. В рагу и уху кладут еще перец и лавровый лист".
Консервный цех сейчас находится в стадии обкатки. Пока работают в одну смену. Естественно, во время его работы возникают какие-то нюансы. Идет процесс притирки технологического оборудования (и людей к оборудованию). Тем не менее, около 29 тысяч банок с консервами за одну смену выпускается. Занято 14 человек.
В этом цехе установлены две набивочные машины и два закаточных агрегата, изготовленные в России, в Крыму, три автоклава — из Китая. На вопрос о качестве работающих в цехе российских машин мой спутник ответил категорично: "Надежны, как трехлинейная винтовка!" К тому же на производстве есть хороший наладчик. Разовая загрузка одного автоклава — три тысячи банок. Натуральные консервы выдерживаются в нем 45-50 минут под давлением и температуре 120 градусов, затем 20 минут охлаждаются.
"Считаю, что руководство фирмы сделало верный шаг, — продолжал Анатолий Полица, — организовав практически на месте лова рыбоконсервный завод. Рыба-сырец свежая, только что пойманная. Ее не везут тысячи километров по России в мороженом виде (такие цеха я встречал в Подмосковье), когда она поневоле теряет пищевую ценность. В путину мы брали лосось сразу из невода в цех; если был его вал, то охлаждали рыбу, пересыпая льдом. Качество сырца при этом не терялось. Сейчас, конечно, работаем с мороженой рыбой, но и ее нельзя сравнивать с той, что попадает на материк. Я видел, как на Камчатке многие предприниматели хотели бы заняться таким производством, но не решались, так как оно требует больших затрат — как материальных, так и физических, и даже моральных. Здесь, на острове, перспективы у завода — хорошие. Консервы в стране востребованы".
И.о. директора "Континента" Александр Пиджаков: "С вводом консервного завода у нас появились дополнительные мощности по переработке рыбы. Приемка рыбного сырца увеличилась примерно на 20-25 тонн в сутки. Сейчас в процессе обкатки обнажаются узкие места производства, будем их "расширять". Нынче планируем завод эксплуатировать до середины декабря, так как нужно будет подготовить базу к работе в следующую зиму. Ведь мы рассчитываем работать круглый год. Надо модернизировать системы водоснабжения, канализации, поставить модульный холодильник, построить новую столовую, общежитие — многое в социально-бытовой сфере было рассчитано на работу в летне-осенний период. Пока определяемся с приоритетами, что начнем строить в первую очередь. Кроме того, есть желание принимать мороженую рыбу от сторонних организаций, например, сайру".
В завершение разговора поинтересовались рынком сбыта консервов. Ответ был короток: "Россия. Часть продукции будет реализовываться в нашем районе".