В сахалинском Чехов-центре начал работу IV Дальневосточный театральный форум. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 20:27 SAKH
16+

В сахалинском Чехов-центре начал работу IV Дальневосточный театральный форум

Культура, Южно-Сахалинск

В отличие от предыдущих, "специализацией" Дальневосточного театрального форума в этом году стало рождение новой драматургии. Такой профиль избран не от хорошей жизни: вроде современных пьес пишется много, а выбрать театрам для постановки нечего, особенно для детей и подростков. Чехов-центр затеял драматургическую лабораторию "Сахалин.doc" с "корыстной" целью — не додумывать за ребят, что их волнует и интересует, а спросить напрямую, результаты оформить письменно. Тут он пошел по самому актуальном пути — вербатим, в соавторстве с маленькими и юными сахалинцами, прошедшими определенный кастинг-анкетирование.

— Для нас это новая форма, так что результат непредсказуем, — прямо предупредил главный режиссер Чехов-центра Александр Агеев. — Но нам важно освоить процесс. А верно выстроенный процесс, надеюсь, даст положительный результат.

Думается, страха особого нет. Опыт у театра есть: первой и весьма дружелюбно принятой пробой вербатима в Чехов-центре был спектакль Даниила Безносова "Плывет" в 2012 году. В этом процессе Чехов-центр будет полагаться на союз творчески настроенных гостей и земляков. Над сказкой вместе с маленькими сахалинцами поработает драматург из Екатеринбурга Анна Богачева, ученица Николая Коляды. Создание пьесы для подростковой аудитории (и вместе с ней) курирует драматург Наташа Боренко.

Третьим направлением станет написание пьесы "Остров счастья" Родионом Белецким на основе интервью, взятых у сахалинцев. Вот только не надо тут поминать набившие оскомину "Острова, на которых хочется жить", название вполне себе условное — попытка узнать общественное мнение по извечному и никогда не теряющему актуальности вопросу "что для вас счастье". Сбором материала занимались актеры Чехов-центра, источники находили в минуту самой что ни на есть кульминации счастья (свадьба, отпуск, после развода и т.п.). Процесс интервьюирования продолжается и сейчас, чем дальше, тем интереснее, заметил Александр Агеев. Что из этого выйдет — узнаем через неделю. Если получится хорошо, то из новорожденной пьесы сделают полноценный спектакль к 70-летию области в 2017 году. Все плоды совместного сочинительства будут представлены (зачитаны) в рамках Ночи искусств 3 ноября. Участники Ночи искусств будут первыми, кто даст оценку этому произведению.

Драматург Анна Богачева впервые попробует себя в коллективном творчестве:

— Никаких заготовок у меня нет, буду действовать по ситуации. Для меня главное, чтобы состоялось общение, чтобы дети открылись в процессе творчества и открыли для меня что-то новое. Сама атмосфера Южно-Сахалинска влияет на подсознание. Думаю, все должно получиться.

У Наташи Боренко большой опыт лабораторной работы с творческой молодежью, некоторые ее ученики уже вошли в шорт-лист фестиваля современной драмы "Любимовка":

— Все будут делать сами ребята — выбирать тему, искать материал для ее воплощения. В Петербурге я много занимаюсь с подростками, пишем пьесы и ставим документальные спектакли. Здесь мы предварительно уже спрашивали, что их интересует. У них вопросы обо всем — про жизнь, любовь, зачем война, смерть и что будет после нее. Дала им задание подслушать и записать чужой разговор — чтобы проверить, насколько они настроены слышать то, что происходит вокруг них. Потому что для документального театра важен такой интерес. Ребята пройдут весь творческий процесс, от чистого листа до финала, когда их пьесу будут читать актеры Чехов-центра.

Также в программу форума включены читки и, главным образом, обсуждение пьес Людмилы Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна", Андрея Иванова "Это все она", Ярославы Пулинович "Как я стал".

— Но уже с целью не поиска литературного материала, а выстраивания диалога со зрителем, понимания, насколько поднятые в них темы актуальны, — отметила директор театра Елена Худайбердиева.

К участию в форуме приглашены российские сценаристы, театральные критики, режиссеры. Среди них люди, с которыми у Чехов-центра сложились прямые или "перекрестные" родственные отношения. Например, в Чехов-центре шла сказка Анны Богачевой "Как-то раз под Новый год". Наташа Боренко — ученица режиссера Бориса Павловича, автора эскиза "Театр моей мечты" на Ночи искусств в 2014 году. Гостьей форума стала Татьяна Фролова, руководитель театра КНАМ (Комсомольск-на-Амуре). Это первый в России, точнее, еще в СССР (с 1985 года), независимый театр. Трогательно звучала признательность Чехов-центру от выдающегося современного режиссера за приглашение на форум (поскольку это редко случается, в отличие от Европы, которая Фролову знает и ценит больше, чем в родном отечестве).

— Мы занимаемся документальным театром с 2000 года. К сожалению, я не умею писать пьес, и мне безумно интересно принять участие в мероприятиях форума, посмотреть технологию создания драматургии. Если возникнет необходимость в создании эскиза к спектаклю, с удовольствием помогу. Это я умею делать быстро. В последнем нашем спектакле — "Поколение офф" — мы вывели на сцену непрофессиональных актеров, двенадцать молодых жителей Комсомольска. С их помощью мы пытались понять, почему дети, рожденные в 90-е, ничего не хотят, почему они такие апатичные и делают "ф*к" этому миру. Это ведь большая проблема — на арену выходит наше будущее, поколение, которое ничего не хочет делать…

Сахалинцы видели ее спектакль "Любовь". А сейчас Чехов-центр имеет "виды" на Татьяну Фролову, человека, умеющего задавать на подмостках жесткие, острые жизненные вопросы, на постановку в этом сезоне в жанре документального театра.

В целом на Сахалине "вагон и маленькая тележка" поэтов, прозаиков поменьше, а с драматургией довольно скудно. Не сильно плодовитым в этом жанре выдался и объявленный когда-то театром литконкурс "Остров". Будет или не будет у нас сахалинская драма — бабушка надвое сказала, но одно достоверно — Чехов-центр явно поощрит творческий вирус подрастающего поколения, и пишущей братии у нас прибавится.

Новости по теме:
Подписаться на новости