Ретроспективная выставка Сергея Новоселова открылась в Южно-Сахалинске. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 09:30 SAKH
16+

Ретроспективная выставка Сергея Новоселова открылась в Южно-Сахалинске

Культура, Южно-Сахалинск

Когда человеку есть что сказать, ждать круглых дат необязательно. Областной художественный музей с удовольствием вновь дал слово Сергею Новоселову с выставкой графики "По перевалу к океану…".

Траектория его жизни, напомним, небанальна. Сахалинец, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, житель Чукотки на протяжении двадцати лет, а последние семь лет — снова сахалинец. Сергей Новоселов закольцевал свою линию жизни, вернувшись в родной Горнозаводск. Первая выставка, которая, собственно, открыла художника Новоселова сахалинцам, состоялась в 2012 году. Между первой и второй художник не почивал на лаврах (вполне заслуженных), но периодически "всплывал" из горнозаводской тишины по разным поводам. Но вот только сейчас стал понятен масштаб новоселовского нашествия во всей красе и полноте, которой хватило бы при экономичном подходе на десяток художников.

За сорок лет, наполненных любимой профессией, тысячи километров земли и океана, где он живал и путешествовал, красноречиво выпали "в осадок" на белые листы. И что бы Левша-акварелист Новоселов ни писал — дикую природу, современников или веселые картинки к детским книжкам, — выходит чистейшая прелесть стиля, гармония стремительного штриха и переливов цветов — пятьдесят оттенков серого, черного, белого, синего и т.д. "По перевалу к океану…" — это огромный открытый мастер-класс для всякого, кто хочет знать, есть ли предел совершенству. Если применимы к графику слова "человек-оркестр", то это про него. Он виртуозно использует какой хочешь "инструмент" — литографию, акварель, гуашь, сепию, тушь, уголь, карандаш. И здесь же для любознательных рассыпаны щедро рисунки, с которых начинается восхождение к шедеврам портретной графики.

Величественная "Чукотка" со снежными вершинами и почти библейскими ликами оленеводов, пирамидами чумов и бездонным небом, когда-то покорившая сердце художника, неизменно приковывает взоры — Атлантида 90-х. По мысли автора, "Чукотка — источник естественности, место, где сохранились подлинные отношения между людьми. Чукотская серия исполнена в черно-белой тональности, чтобы минимальными средствами передать переполняющие художника эмоции. Соединение натурного видения и личной придумки дает качественные результаты".

Впрочем, рано жить воспоминаниями. Гораздо больше в панораме новоселовского бытия, написанного вчера. Свезло на собственного летописца заштатному сегодня Горнозаводску, который стал для художника тем, что был Плес для Исаака Левитана или есть деревенька Перемилово для Владимира Любарова. На вернисаже к замечательному Новоселову подошел не менее замечательный художник Метельский и поздравил кратко, на три буквы K:

— Классно, клево, круто.

— А я жил здесь, на улице Чайковского, — обрадовался, как родному, домику на картинке из горнозаводского цикла поэт Николай Тарасов.

Домик очаровательный, хотя и тонет в сиреневой весенней распутице, жутком в сущности бездорожье. Особо пафосных сюжетов у Новоселова не сыщется, даже если ветер странствий заносит в Индию или Париж, зато есть умение обращать в высокую поэзию всякую малость, а большое взрастить до великого. За пятилетку ударного труда (2012 — начало 2017-го) Новоселов, не мудрствуя лукаво, воссоздал предметную реальность — уйму нежнейших пейзажиков про малые радости вокруг себя, которые придают смысл и красоту жизни. Про черненое серебро зимних сопок и рыжий, как лисья шкурка, осенний лес на Ловецком перевале, про кружевные тени ветвей, последний луч, бегущий морем к горизонту, или безымянные спичечные коробки дач, утонувшие в теплых снегах… Пока ответственные лица с шумом и треском внедряют в массы патриотизм через школы и чудовищно дорогие музеи, художник неутомимо пишет "деревеньку свою". И акварельным признаниям этого "человека, влюбленного в Сахалин" верится безоговорочно.

Художники любят старину, в даль уходящую, и тут Новоселов не исключение. Новейшую серию, которая стала доминантой выставки, открывают и закрывают страшенные бараки, в которых некогда кипела жизнь. Она писана гуашью по памяти, в честь некогда градообразующего предприятия — шахты "Горнозаводская". В фокусе его уважительного внимания оказалось время, когда шахта и поселок были в расцвете сил, шахтерское дело — удел сильных и смелых, которые жили рядом с нами, и верилось, что лучшее впереди. Если музей что-то приобретет для своих фондов, пусть непременно возьмет листы из шахтерского цикла — угольно-черным по черному. Чтобы осталось это чудо талантливого человека на долгие сахалинские поколения вперед. Потому что "Горнозаводской" уже двадцать лет как нет, но летописец живет, не отвлекаясь, не размениваясь на пустяки и сегодняшние думы "как страшно жить". Он-то сумел показать графическими средствами действительно красивую жизнь настоящих людей.

Не довелось видеть выставку в честь Чехова, в которой художник, неуемный и любопытный, тоже принял участие, но, слава полиграфистам, специально выпущенный каталог сохранил его видение сахалинской истории. Для иллюстрации каторги, для портретирования персонажей человеческого "дна", которые смогли вынести бремя страданий и безнадеги, он предпочел невиданную ни у кого ранее черно-синюю, брутальную, "металлическую" палитру. И этот прием помог ему показать, откуда берут начало сила и упорство сахалинского характера.

И конечно, авантюризм, который у автора явно в крови. В почти 300-страничном каталоге творчества Новоселов предстает молодым, веселым и бородатым. Так он молод и посейчас, а в душе пират. На Чукотке мальчишеская тяга к парусам вылилась в серию, посвященную экспедиции Витуса Беринга ("Русская Америка — 250"). Мало кто в детстве не влюблялся в "Одиссею капитана Блада" Сабатини, флибустьеров Стивенсона и Гумилева. Первые "пиратские" иллюстрации, созданные еще в 80-х, недавно у него получили продолжение. Вглядываясь в тончайше исполненные листы про бунт на галере, изливающие романтический пыл автора, можно при желании найти и его самого — среди вольных "бродяг морей"…

Горнозаводск пробудил в нем и поэтический дар, который отразился в глянцевом альбоме к выставке. В нем, помимо основных графических серий, много фотографий разных этапов жизни. И на всех художник Сергей Новоселов солнечно улыбается.

Подписаться на новости