Мастера раскадровки: юные сахалинцы из мастерской "Острова" завершают работу над фестивальным мультфильмом. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 01:12 SAKH
16+

Мастера раскадровки: юные сахалинцы из мастерской "Острова" завершают работу над фестивальным мультфильмом

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Напротив дома правительства области, пока взрослые решают важные дела, связанные с будущим "островов, на которых хочется жить", рядом в шатре дети заняты волшебством настоящего. Маленькие участники анимационной мастерской "Острова" своими руками под присмотром профессиональных наставников из петербургской студии "ДА" завершают работу над мультфильмом про приключения героя, который пытается вернуться домой на родной, но неуловимый остров, дрейфующий посреди океана.

Атмосфера в шатре больше напоминает музей современного искусства, чем учебу: на прищепках сохнут яркие полотна-фоны, под ними прямо на полу мальчишки склонились над листами и спорят, как должна выглядеть панель управления вертолета. Чуть дальше за "выставкой" в уголке притаилась еще одна группка детей с фотоаппаратом и под присмотром Мария Дубровиной затаив дыхание оживляет нарисованные картинки, двигая предметы с героями и фиксируя их на камеру. В другой части шатра идет запись звука: этим вместе с маленькими аниматорами, которые дарят свои голоса бумажным героям, чтобы их оживить, занимается еще один куратор — Анна Алтухова. В это время Александра Пивоварова одним девочкам раздает задания — нарисовать свои варианты афиши для фильма, другим объясняет, как лучше расположить на фоне предметы.

— Вот эта гора явно больше, чем уточки. Значит, отодвигаем ее на самый дальний план, — говорит Александра и передвигает гору пальцем. — Следующая история — озеро. Вот наше озеро, вот остров, куда нам поставить остров, чтобы картинка казалась классной?

Из санкт-петербургской студии "ДА", профиль которой — анимация и дети, на Сахалин приехали три педагога: Александра Пивоварова, Анна Алтухова и Мария Дубровина. Три отважные и улыбающиеся девушки работают в сотворчестве из 30 сахалинских детей, которым от 7 до 11 лет. Довольно большую группу разделили на две — одни ребята приходят до обеда, другие — после. Но и те, и другие занимаются одним творческим проектом — создают мультфильм про дрейфующий остров и героя, который пытается на него попасть, преодолевая различные препятствия (их обильно для персонажа придумали дети). В общей сложности за четыре дня в "Островах" провели девять мастер-классов. Их итог покажут 31 августа на презентации мультфильма, над которым трудились дети с кураторами. В картину войдут 30-35 анимационных сцен, полностью отрисованных детьми.

— Получилось все на 95 процентов не так, как мы себе представляли в Санкт-Петербурге. Чтобы подстраховаться и сэкономить время, мы приехали с почти готовой историей, в которой оставалось несколько белых пятен, которые надо было заполнить. Мы начали тихонечко заходить с этой историей к сахалинским детям и поняли, что у них тут все совершенно свое. Оно интересное и классное, а наши наработки начали тускнеть на их фоне. Получилось, что первые четыре сцены сняты по нашему плану. Все остальные 30 — по плану и идеям детей. Все другое, и концовка другая, и кино, вроде, о другом получилось. Мы на Сахалине получили очень много материала входящего, на который не рассчитывали. Пошли на риск и дали волю идеям, которые предложили ребята, практически отказавшись от своих заготовок, — делится впечатлениями педагог из студии "ДА" Александра Пивоварова.

Места в анимационную мастерскую закончились еще задолго до старта занятий — сахалинские родители прислали огромное количество заявок. В итоге в "Острова" попал 31 ребенок. Такого размаха кураторы не ожидали.

 Александра Пивоварова
Александра Пивоварова

— Планируя весь творческий процесс из Петербурга, мы думали, что к концу работы мастерской потеряем половину ребят. Все-таки есть занятия и поинтереснее, чем двигать, снимать, двигать, снимать или рисовать в четких рамках — фон определенного цвета, остров определенной формы. Все-таки мультфильм — это производство коллективное, очень важно, чтобы было понятно потом, о чем эта история. Например, ты что-то придумал — динозавра, а он пригодился, но не стал главным героем. Из-за таких особенностей мы были уверены, что потеряем половину, но до финиша дошли почти все. Откололись только двое. В итоге у нас 31 человек. С одной стороны, это радость, с другой — удивление. Оказалось, то, что мы придумали, подошло для 100 процентов записавшихся, — говорит Александра Пивоварова.

В "Островах" классно всё: одни сосредоточенно режут, клеят и рисуют, другие — активно обсуждают или получают новые задания. То и дело ребята меняются ролями: тот, кто сидел за анимацией, двигал фигурки и предметы под камерой, бежит на озвучку, а тот, кто вырезал буквы для афиши, садится на анимацию. Кажется, именно так должен выглядеть процесс в идеальной творческой школе.

При этом в шатре царит полное равенство и братство. Дети общаются с кураторами просто, по имени и на "ты". Десятилетняя Милания Бугаева, мечтающая стать кондитером, признается — хотя занятия еще не закончены, она уже начала скучать. Хотя о мастерской узнала за два дня до начала от мамы подруги, но успела нарисовать вступительный комикс под названием "Однажды я нашел подземный ход". В этом гимназистке помогли навыки из художки, в которую ходит девочка. А вообще, "Острова" хороши тем, что особых знаний здесь от ребят не требуют. Поле для творческого самовыражения находят для всех.

— Мы вырезаем, приклеиваем, думаем, делаем афиши. Здесь совсем другая атмосфера, не как в школе. Анимация оказалась очень интересным делом, я, наверное, буду дальше заниматься этим, — делится впечатлениями участница мастерской Милания Бугаева. — С ребятами мы очень дружно работаем, не ругаемся. А с преподавателями мы общаемся также, как с другими детьми. Мне больше всего понравилось, как мы снимаем: двигаем части рисунков и снимаем, а потом из этого получается мультик.

Александра Пивоварова объясняет: на Сахалин кураторы мастерской прилетели с историей про дрейфующий остров. На первых занятиях путем мозгового штурма с детьми придумали список из трудностей, на которые герой мог натолкнуться и в конец концов преодолеть, как и положено по развитию сюжета.

 — Дети написали список из 31 позиции, мы его вывесили, потом к нам стали приходить взрослые и говорить — это про Сахалин. Но мы к этому отношения не имеем, что это стало отчасти похоже на местную историю. Мы всех честно спрашивали. Вот остров, его болтает то туда, то сюда, если там что-то совпало с жизнью, это не к нам. Потом из этого списка в 30 с лишним пунктов тайным голосованием мы выбрали пять проблем, которые всех заботят и на которые было бы интересно снимать кино. Каждый выбрал себе проблему из списка и начал рисовать раскадровки. Ребенку нужно было нарисовать кусочек фильма о том, как люди страдают от того, что все время меняется время, Wi-Fi не ловится, часто меняется климат, самолету не прилететь, кораблю не приплыть, ты купался, а остров уплыл,- объясняют кураторы.

В итоге самыми топовыми стали три темы: купающийся персонаж и уплывший остров, плохой Wi-Fi и самолеты, которым некуда садиться. На их основе и решили развивать сюжет. Основные перипетии в мультфильме строятся как раз вокруг того, что остров уплыл и его очень трудно найти. От этого команда аниматоров оттолкнулась. Но возникла новая проблема — не было вариантов концовок. За дело вновь принялись маленькие раскадровщики.

Руководители "Островов" удивились — оказалось, что сахалинские дети почти профессионально рисуют раскадровки. Кураторы мастерской даже заподозрили неладное, решив, что на острове есть секретная комикс-школа.

— Мы нигде с таким не сталкивались — ни в Питере, ни в Берлине, ни на Соловках. У них уникальный стиль рисования. Сахалинские дети очень классно воспринимают эту раскадровочную историю. Они почти все знают про то, как нарисовать кино в картинках. Может здесь действительно есть секретная комикс-школа, отчасти поэтому мы посвятили столько времени раскадровкам, обычно мы так не делаем. Сделали из них мини-выставку в шатре, — рассказывает Пивоварова.

К производству мультфильма приступили два дня назад, когда скомпоновали из разных детских историй одну единую.

— Если до этого мы рисовали кто как на душу положит, после этого стали рисовать по анимационным правилам. Герои на одной бумаге, фоны на другой, чтобы все красиво, композиционно все выравнивать и по смыслу чтобы совпадало: например, если вертолет садится, то должно быть место под него, я не могу туда поставить лошадку. Этим мы занимаемся последние два дня. Параллельно мы кидаем готовые сцены на монтажный стол. Там под руководством Маши дети двигают и снимают. Плюс идет озвучка, этим занимается Аня с ребятами. Вот этот материал, те кадры, которые они отснимут, станут мультфильмом, в который войдут порядка 30-35 сцен анимации, — говорит Александра Пивоварова.

Кураторов студии "ДА" поразила собранность сахалинских школьников и особая включенность в процесс.

— Несмотря на то, что их так много, очень комфортная и классная группа, они очень дисциплинированные и включенные в процесс, очень хорошо воспринимают задания. Наверное, поэтому нам удалось проработать таким составом большим так эффективно. Очень мало было таких случаев, когда ребенок подходил и говорил: "Я не хочу этого делать". Почти не было обид, когда нарисованный им персонаж оказался не нужен. Такое бывает часто, таковы особенности нашего процесса, и дети воспринимали это адекватно. Повезло нам, все было классно, — рассказывает куратор студии.

Впереди у ребят монтаж собственноручно созданного мультфильма про остров. Презентация анимационной работы состоится 31 августа. О месте и времени проведения будет известно позже. И хотя большая часть работы в мастерской уже позади, дети и кураторы мечтают о будущем — пишут заявки на мультфильмы, за которые они хотели бы взяться.

— Закончили тем, что дети вышли на свои индивидуальные планы — кто что действительно хочет. Мы с этого начинали, с их островов и идей, мы на этом закончили, вернулись к их персональным историям. Эти заявки — это то ощущение, что история с анимацией может быть продолжена. С нами или без нас не так важно, главное — они уже все умеют и могут при желании взяться за создание своего персонального мультфильма, — подытожила Александра Пивоварова.

Новости по теме:
Подписаться на новости