"Свинья": проклятие искусства, проклятие Instagram. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 09:02 SAKH
16+

"Свинья": проклятие искусства, проклятие Instagram

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

На этот раз "Край света" добрался до одного из самых обсуждаемых фильмов последнего Берлинале — черной комедии "Свинья" Мани Хагиги. Иранский кинематограф не в первый раз становится откровением для аудитории, но в этот раз еще был избран очень специфичный жанр. Среднестатистический зритель привык, что иранские режиссеры — всегда мастера драм с очевидным политическим подтекстом, а Мани Хагиги внезапно представляет нечто хардкорное, макабристическое, где, конечно, политическое тоже есть, но акцент стоит далеко не на нем.

Итак, в центре истории эксцентричный стареющий режиссер Хасан Касмаи. Он давно не снимает, так как попал в "черный список", перебиваясь съемками рекламных роликов. На пятки наступают молодые, более успешные режиссеры, уводя к себе в проекты его актрису-протеже Шиву и заодно съемочную команду. И еще одна напасть — серийный маньяк убивает деятелей иранского киноискусства, но Хасан опечален не тем фактом, что убивают его заклятых друзей, а тем, что маньяку нет до него никакого дела. Уязвленное тщеславие не дает спать некогда успешному режиссеру. А когда убийца подбирается все ближе, Хасан Касмаи становится объектов хейтеров во всех социальных сетях. И вот он растрепанный, сломленный ставит стульчик перед плакатом c Ангусом Янгом, смущенно застегивает кофту и начинает оправдываться перед массами, на которые ему было плевать с высокой колокольни на протяжении всей творческой деятельности. Тяжела и неказиста жизнь режиссера-анархиста.

На самом деле, фильм соткан из таких ярких характерных сцен. Именно они придают ему фактуру и концепт, ибо сам сюжет по мере развития начитает провисать, и зрителю остается лишь наблюдать за фантасмагорическим танцем тараканов в рекламном ролике про пестициды, костюмированным светским раутом, съемочной площадкой режиссера-конкурента и так далее. Но помимо сцен ироничных, абсурдных, декоративных, здесь есть и те, что раскрывают (даже, можно сказать, препарируют) главного героя, — его разговор с матерью, где становится очевиден весь его инфантилизм, который, собственно, его и загнал в угол, вышеописанная сцена с "ответом Чемберлену", сон Хасана и, конечно же, финал.

Хотя, может с первого взгляда показаться, что финал безбожно слит, но на самом деле режиссер в эту нарочито нелепую концовку успел вложить мораль и про семейные ценности, и про "фатальное" присутствие Instagram* в нашей жизни, и кровавый треш в духе Тарантино. И все бы это было бы замечательно по отдельности или хотя бы последовательно, но Хагиги решил это представить именно так.

Но, несмотря на все это мелкое "свинство", фильм состоялся как позитивная, яркая, жизнеутверждающая лента, несмотря на весь его жутковатый юмор и серьезность обозреваемых тем. 8/10

Взять билеты на показы "Края света" можно на bilet.sakh.com.

* Деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации.

Подписаться на новости