"История одного назначения": души прекрасные порывы. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 01:03 SAKH
16+

"История одного назначения": души прекрасные порывы

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

В тексте возможно раскрытие сюжета — прим. ред.

Однажды Авдотья Смирнова вычитала в книге известного толстоведа Павла Басинского историю писаря Шабунина, который ударил офицера и пошел под суд. В защиту его выступил Лев Толстой, еще не памятник, но вполне уже знаменитый и почитаемый российский писатель. Из этого эпизода родилась драма "История одного назначения". Зал был битком, на сеансе много смеялись, а в конце фильма случилась смертная казнь во всех подробностях.

Фильм вышел документальным по факту и подлинным по ощущениям. Предваряя "Историю…", актер Алексей Смирнов был краток:

— Для нас этот фильм очень важен, потому что судьбы наших коллег (худрук Гоголь-центра Кирилл Серебренников — прим. ред.) сейчас под вопросом, они находятся в ситуации, приближенной к реальности этого фильма. Хотел бы напомнить слова Авдотьи Смирновой: "Не забывайте — милосердие выше справедливости".

…Трудно представить, но и Лев Толстой был когда-то молодым, и Софья Андреевна тоже. Впрочем, кто это помнит? Для большинства (и исполнителей ролей в том числе) Толстой — седобородый старец босиком на пашне и с нимбом совести нации. А в фильме ему 38 лет. И Софья Андреевна (Ирина Горбачева), похожая на стожок сена в бесформенном платье с кринолином, еще не истеричка, хотя и взнервленная в силу страшной влюбленности в Левочку. И поручик Гриша Колокольцов, обаятельный раздолбай, мальчик-мажор из хорошей семьи, по-юношески влюблен в графа — ну глыба же, гигант мысли, как-то так. Фильм представлял талантливый актерский тандем, искупавшийся в безоговорочной зрительской любви, — Алексей Смирнов и Евгений Харитонов. Но назвать их персонажей главными действующими лицами было бы не совсем точно. Потому как каждый участник "Истории…" воплощает отдельный сюжет, и линия Льва Николаевича не то что десятая, но не первая и единственная.

С одной стороны, видно, сколь велика пропасть между жизнью, народом и прекраснодушными представлениями о них. Когда живешь в отрыве от реальности, а потом сталкиваешься с нею так резко, розовые очки падают в лужу. Тот же граф приводит в уныние своего управляющего (Игорь Золотовицкий) дурацкими идеями развести японских свиней или прикупить гуано в Аргентине (последнее очень напоминает будни нашего минсельхоза, видимо, там тоже окопались молодые толстовцы). А поручик Колокольцов пытается учить грамоте солдат, а у них другое на уме — поджечь баню с голыми девками…

С другой, можно только удивляться, как же плотно гончаровская "Обыкновенная история" "села" на фильм Авдотьи Смирновой. Это тоже история утраченных иллюзий и обоюдных разочарований. Гриши — в Толстом, который пытался солдата спасти, да не спас. Толстого — в хорошем человеке Грише, который не смог огорчить папу-генерала ложью во спасение, хотя да, Шабунина жалко. И, кажется, зрители до последнего надеялись на карамельный позитивчик в финале — вдруг царь-анператор помилует, вдруг граф убедит суд, вдруг солдаты откажутся стрелять. Но последний кадр впечатляюще забивает гвоздь в гроб иллюзий: могилу Шабунина сровняли с землей и утоптали солдатскими сапогами так, чтобы ничто не напоминало о грустном. Так что у слогана "Нет человека — нет проблемы" долгий век. Отмечу замечательную работу Филиппа Гуревича в роли Шабунина — этакого ротного юродивого, мечтающего об обетованной земле с кисельными берегами. В каждом школьном классе есть такой беззащитный мальчик для битья, которого все гнобят.

Со скидкой на исторические обстоятельства Алексей Смирнов выступил адвокатом своего героя, у которого в сущности доброе сердце:

— Гриша Колокольцов встает перед выбором между совестью и долгом, которые могут противоречить друг другу. В XIX веке солгать офицеру под присягой значило обречь себя на адские муки и опозорить честь фамилии. Это давление ощущается гораздо сильнее. Я уважаю выбор Колокольцова и понимаю его мотивы, как бы это страшно ни было. Почему Толстой и Колокольцов проиграли? По-хорошему, грамотный адвокат поставил бы вопрос о невменяемости Шабунина, чтобы перед офицерским судом встал вопрос: а был ли он вменяем во время нанесения побоев командиру? Но так как Толстой ударился в прекрасную патетику, ракурс поменялся: а были ли побои или нет? И в такой ситуации Колокольцов не мог солгать. Мы хотели показать, что ни у одного персонажа после убийства Шабунина жизнь не могла остаться прежней…

С третьей стороны, это еще и история высоких человеческих стандартов прошлого. Правда, неизвестно, кто себе предъявил больший счет за случившееся — граф ли, кого муки совести лишили сна, или прапорщик-забулдыга, который даже не стреляется, а подобно бедной Лизе топится в пруду. С четвертой, это роман воспитания чувств. Юношеский румянец и желание добра сменяется у Колокольцова в финале каменным выражением лица, чувствуется, что из него впоследствии вышел хороший служака, придушивший юности прекрасные порывы. Кстати, реальный Григорий Аполлонович Колокольцов дожил до 1919 года.

— Российское кино держится на кумовстве, — пошутил генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович, сын известного кинооператора Михаила Аграновича, — но, посмотрев этот фильм, вы поймете, что Алексей получил свою роль не по блату.

Кроме младшего брата Алексея, ученика Сергея Соловьева, в фильме Смирновой занят ее отец Андрей Смирнов в небольшой роли папы-генерала. А Харитонов "сам себе мальчик". Режиссер углядела Харитонова в нескольких эпизодах спектакля Кирилла Серебренникова "Обыкновенная история" Гоголь-центра, где он играет вместе с Алексеем Аграновичем. Нашла, удивилась сходству с молодым Львом Николаевичем (притом что сам актер был уверен, что похож на Горького) и уж более никого не искала. Он и вышел ни на йоту бронзовым, но живым, раздираемым мучительными сомнениями и проблемными родственниками, которые выносят графский мозг, как простому смертному. Для Евгения Харитонова с "Историей…" случилось триумфальное возвращение однажды двадцать лет спустя на родину. В 1998-2000 годах он служил в Чехов-центре. Далее все просто:

— Как вы добились успеха?

— Потихонечку. Год за годом, город за городом. Вот добрел до Толстого. Вернулся на Сахалин. Все хорошо.

Доброжелательные зрители интересовались всем чем ни попадя — как вживались в роль, как дорос до Толстого, приходилось ли пить на площадке и легко ли говорить на чистом русском языке XIX века. При всей сложносочиненности начинки фильм вышел легким и светлым, отразив личное обаяние молодых актеров. Евгений Харитонов играет в Гоголь-центре и театре "Практика". Алексей Смирнов в свои 27 успел дебютировать на поприще режиссуры сериалом "Садовое кольцо" и готовится снимать следующий фильм — "Подвиг". 10/10.

Взять билеты на показы "Края света" можно на bilet.sakh.com.

Новости по теме:
Подписаться на новости