16+

В южно-сахалинской центральной библиотеке открылась выставка фотохудожницы из Японии

Культура, Южно-Сахалинск

Гостьей библиотеки стала японская фотохудожница корейского происхождения Ким Садзик. Главное слово, что звучало во время открытия фотовыставки "Story", — самоидентификация. Так определила суть своих творческих исканий Ким Садзик, в результате которых родился совершенно особый, неповторимый стиль ее фоторабот, объединяющий в себе эпос, сказку и мистику. Впрочем, ее фотографии сложно воспринимать как продукт, созданный бездушной цифровой аппаратурой и запечатлевший банальный портрет. Лично я увидела сказочные, живописные полотна, и живописность эту подчеркнуло то, что волшебные эти снимки напечатаны на ткани.

Ким Садзик родилась в Киото, до определенного момента носила японское имя и считала себя чистокровной японкой. Однако пришло время, когда будущая фотохудожница узнала, что на самом деле она кореянка, причем уже в третьем поколении. Именно это обстоятельство побудило юную Ким Садзик заняться поиском ответа на вопрос: "Кто я?". Попытка самоидентификации привела девушку к изучению верований, легенд и мифологии народов, населяющих Японию и Корею. В процессе исследований она обнаружила множество моментов, объединяющих не только японцев и корейцев, но и представителей других культур, в том числе народов, населяющих российский Дальний Восток. То, что она видела, слышала и чувствовала, постепенно складывалось в повествовательные образы. Так рождались мистические истории и их герои — сказочные персонажи, запечатленные в фотографиях и наполненные для самой Ким Садзик глубочайшим смыслом.

Символом взаимопроникновения культур, объединяющих людей разных национальностей, фотохудожница считает медведя. Этот персонаж представлен в экспозиции на снимке под названием "Девушка", на котором запечатлено сказочное существо в женской одежде и с головой медведя. "Медведь — это животное, которое имеет символическое значение в сказках и преданиях многих народов, — говорится в пояснении. — В русских сказках он тоже частый герой. Почитают его и айны, и нивхи. И в корейских преданиях он тоже есть. Эта фоторабота — результат моего переосмысления образа медведя в эпосе разных народов".

Кстати, подобными пояснениями снабжены все фотографии цикла, и каждое по сути своей — небольшая поэтичная зарисовка, сочиненная Ким Садзик и объясняющая смысл того, что изображено на снимке. Фотохудожница убеждена, что цикл "Story" стал для нее попыткой самоидентификации и осознания себя в этом мире.

— Работа над каждым снимком занимает довольно много времени, — рассказала Ким Садзик. — Вначале в голове рождается образ, потом история, связанная с ним. Далее я начинаю искать модель, которая ему близка внешне и по духу, и место, где он мог бы материализоваться. Одновременно занимаюсь подбором одежды и аксессуаров. Конечно же, раздобыть подлинные исторические костюмы получается не всегда, часто приходится использовать современные материалы, но это нисколько не мешает, наоборот, помогает добиться нужного эффекта. Бывает и так, что какие-то элементы изготавливаются с нуля. Например, женская тазобедренная кость на голове шаманки, конечно, не настоящая, а сделана мастером по моему заказу.

Что касается фотоснимков, в Японии для их печати Ким Садзик использует особую фотобумагу, которая усиливает волшебно-мистическое воздействие образов на зрителя. Однако при подготовке сахалинского вернисажа выяснилось, что доставка на Сахалин выставочных работ связана с определенными трудностями, поэтому было решено напечатать снимки в Южно-Сахалинске.

— Мы обратились в издательство CахГУ, и они предложили нам напечатать фотографии на ткани, — объяснила заведующая отделом социокультурных проектов, издательской деятельности и рекламы библиотеки Лидия Кисенкова. — Когда я увидела образец, поняла, что это интересно, и мы согласились. Получилось хорошо!

Законченный вид экспозиции придал художник Владимир Овченков, оформив каждую работу в скромную серебристую рамку, что подчеркнуло глубину образов и сочность красок.

— Этот проект осуществляется по линии народной дипломатии, — подчеркнул, открывая выставку, руководитель представительства МИД России в Южно-Сахалинске Владимир Носов. — Выражаю благодарность руководству библиотеки, Генеральному консульству Японии в Южно-Сахалинске, Сахалинскому государственному университету за то, что они дали нам возможность насладиться представленными здесь работами, увидеть их красоту.

— Интерес к культуре, традициям Японии в стенах нашей библиотеки уже воплотился в ряде проектов, — напомнила директор Ольга Бородина. — Например, выставка "Последнее тепло Карафуто" была посвящена японским печам из коллекции сахалинского краеведа Михаила Шерковцова, вторая повествовала о традициях чайной церемонии. Фотовыставка "Story" — это очередной этап нашего сотрудничества с Японией. Безусловно, ценность работ, представленных в экспозиции, в том, что они помогают нам ощутить незримую связь между народами, поразмышлять о ее истоках, о нашем прошлом и будущем.

Ким Садзик исполнила свою давнюю мечту побывать на Сахалине. Эта поездка дала ей возможность не только самой представить свои работы сахалинцам, но и продолжить изучение мифологии народов, населяющих остров. После вернисажа автор отправилась в Поронайск, где планирует встретиться с представителями малых народностей Севера. Первый подарок, связанный с ее исследованиями, Ким Садзик получила сразу по окончании церемонии открытия выставки — книжку-малютку "Шаманка горы Лягушка", изданную библиотечным издательством "КорКи'С".

— Я понимаю, что на Сахалине немало людей со сложной самоидентификацией в плане национальности, и мне интересно послушать, что они об этом думают, — объяснила Ким Садзик.

Справка:

Ким Садзик родилась в 1981 году, окончила университет искусств в префектуре Сига. Работает фотографом-фрилансером, преподает дизайн в Киотском в университете. Свои фотоработы выставляла на персональных выставках в Японии и Корее. Обладатель Гран-при "Фотографии нового века" в 2016 году.

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

анонимная  11:46 4 февраля 2019
А вообще интересные работы. Надо бы сходить посмотреть.
Читать еще 3 комментария