16+

В областном художественном музее открылась выставка Константина Колупаева "Выход №4. Гуру меня рисует"

Культура, Южно-Сахалинск

Все люди как люди. У художников встреча со зрителем называется выставкой, у этого — "Выход №4…" (по числу персоналий. — прим. ред.). На выставку художника Колупаева его коллеги шли с предвкушением получить немало поводов для удивления и не обманулись.

Выставка собрана из цитат за четверть века творческой эволюции Константина Колупаева, где отменное мастерство рисовальщика усугублено бушующей энергией цвета и неспящей фантазией волшебника. И невооруженным глазом видно, как в разные годы взросления его "шкивало" из края в край в силу нормальной человеческой жадности художника — всюду найти свое. Он так многолик и вездесущ, что не отпускает стойкое ощущение: Колупаев — это бренд, под вывеской которого трудится некая гильдия. Живописец, график, скульптор и дизайнер, он успел ярко и небанально отметиться во многих арт-проектах и "наследить" в разных городах и на островах к их общему украшению. Человек-стихия, у которого от замысла до финальной точки произведения маршрут может быть совершенно непредсказуемым, бродит, как лунный кот, на грани между земным и небесным, сном и явью, заглядывая время от времени в тайны подсознательного.

Что к ней пришел необыкновенно талантливый мальчик, первый педагог Константина Надежда Кройт-Полежаева увидела сразу. Она научила его смешивать краски, дала понимание композиции. Только волновалась, как бы не перетянуло его от живописи в брейк-данс — уж очень мальчик метался между разными увлечениями, но, к счастью, главное предназначение триумфально в нем победило. По ее мнению, художник Колупаев особо в наставниках не нуждался, своей мощи и идей всегда хватало. Но на обложку выставочного буклета в веселых апельсиновых тонах автор вынес абрис большого бородатого человека, а его живописный портрет открывает экспозицию. Сергея Симакова он считает не единственным, но главным среди своих духовных учителей. Как и приморский художник, познание мира, человека, себя самого на земле Колупаев опосредует через холсты и краски.

Как мало кому, ему дано укрощать власть цвета, подчинить своему замыслу и завоевать пространство. Тому сильнейшим аргументом стал "Сумеречный ясень" — самое яркое пятно экспозиции, к которому всех тянуло, как магнитом. Эта симфония цвета — огнедышащего, музыкально звучащего — написана в одну из осенних Ночей искусств. Бывают в жизни природы, по словам автора, изучавшего погодную астрологию, когда энергия зависает в промежутке между небом и землей. И он успел такой миг перехватить, насытив холст экспрессивными всплесками розового, синего, золотого. А по контрасту — гипнотическое "Дерево в парке" словно растворено в дрожащем тумане в стиле старинных японских гравюр, выплывая легчайшим призраком из сказки.

Вулканическая природа дара Колупаева вполне обусловлена происхождением — он уроженец Кунашира. И может быть, данью корням стало то, что на выставке при обилии сюжетов доминируют плывущие острова: огромное море, вливающееся в чашу неба, катера, доверчиво льнущие к теплому бочку побережья, радуга скал по дороге к тоннелю, раковины и крабик-отшельник, похожий на маленького дракона, возникают из путаницы пятен и линий-водорослей на "ладони" стола. В пейзаже под названием "Художник Витя Серов курит и смотрит вдаль" самого Вити из объединения "Штиль" (Владивосток) немного, лишь сбоку прилепилось красное пятнышко кепки, в которой он был, по словам автора, похож на маяк. А все остальное пространство занимают безбрежное море и корабли.

Слово "отшельник" встречается раза три в названиях его картин-ребусов, которые без авторского комментария и не расшифруешь подчас. "Лунный кот", странное и прикольное чудовище с глазами-светофорами и шерсткой дыбом, был его первой попыткой живописи в неакадемическом стиле в 1990-х, а спустя некоторое время он обнаружил с удивлением, что написал-предсказал свое астральное животное. Кот, кстати, на художника похож. Крылатое полотно "То, что летает, чтобы есть" навеяно повестью Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", групповой портрет покорителей Вселенной, написанный к областному конкурсу "Космос", — монументальным искусством классика соцреализма Александра Дейнеки, которым восхищался с детства. Из сновидений вышло "Рождение отшельника" — грандиозная магическая сага-фэнтези на пятьдесят оттенков зеленого цвета. Идею и название серии зарисовок пером "Итурупские затылки" подсказал гуру Симаков, каждое утро безжалостно вырывавший его из объятий сна, — иди и рисуй. В тонких завитках туши на листах теснятся друг к другу курильские домики, заборы, скалы, облака — самая что ни на есть обыкновенность черного на белом. Не туда смотрите, обращает внимание автор: сквозь ущелья улиц, зажатые тисками домов и скал, вырываются и бегут на волю дороги и тропинки, куда — неведомо, но бесконечно.

"За кадром" выставки остались его скульптура и арт-объекты, вобравшие дух и материю природы. Но главное, в отдельных местах живут и радуют душу его чудные творения: рыба и медуза, земной шар, в который он превратил белый купол на Итурупе, ставший такой же органической частью пейзажа, как море и вулканы. Международный конкурс геодизайна "Итуруп Стиль", который два года назад провела компания "Гидрострой", выдал мощный творческий импульс и вполне осязаемые результаты. Похоже, только областной центр можно "украшать" унылыми уродцами вроде каменных монстров и пластмассовых цветов. Хотя проще было бы не извращать чиновничьи мозги в дорогостоящем и мучительном креативе, а дать слово художникам, которые видят мир настоящим и умеют делать обычное уникальным…

Радуясь празднику открытия, художница Наталья Кирюхина признавалась к любви к тем, кто не похож на всех. Все идут строем, а этот — наперекор всему и как ему хочется. Так что подарочек коллеге Колупаеву, такому же рукастому, как сама, она вручила со смыслом — деревянную фигурку вороны, птицы независимой, а иногда и белой. Настоящих буйных среди сахалинских художников мало, хватит пальцев одной руки, а Константину Колупаеву кризис жанра не грозит ближайшие лет сто. Открывая в малом зале музея ретроспективу, которая дает срез его творчества, он анонсировал заодно уже и следующий "Выход №5" — в большом.

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

_cave 12:32 13 марта 2019
Вот так всегда! Когда происходит что-то хорошее, то обсуждений на форуме нет!
Читать еще 1 комментарий