16+

В Чехов-центре презентовали самый кислый спектакль — мюзикл "Чиполлино"

Культура, Южно-Сахалинск

Что это будет новая история, с другими смыслами и обстоятельствами, было видно сразу по программке, выдержанной в щедрой кислотной гамме. В ней среди соавторов впервые в истории сахалинского театра числятся тренеры по брейк-дансу, скейтбордингу, ВМХ, трюковому самокату и граффити-художник. Сказку Джанни Родари на новый лад переписал Андрей Сидельников, режиссер и актер Театра на Литейном (Санкт-Петербург).

Чехов-центру в лице руководства давно хотелось чего-нибудь занимательного и гиперактивного для юной публики неусидчивого возраста, чтобы отвлечь их пламенные взоры от гаджетов на сцену. А пыльные от назидательности "сказки — ложь, да в них намек" уже давно не прокатывают. Нужный ракурс подсказала театральная площадь, органическим элементом которого стали скейтеры и экстремалы-велосипедисты. Спортсмены Extreme Sakhalin не только тренировали актеров, в мирной жизни с таким не сталкивавшихся, но и взяли на себя самые крутые трюки (ну, у каждого свой путь в театр). Пришел веселый профессионал Андрей Сидельников, вывернул мехом внутрь старую сказку и на ее основе сочинил маски-шоу пляшущих и поющих человечков ("команда лукеров, а не лузеров", — уточнил режиссер), ни минуты в тишине и покое, движение вверх и в другие стороны, любимый цвет — вырви глаз, визуальных "патронов" не жалеть.

Сегодня быть актером Чехов-центра — та еще задача. Надо ходить на руках, петь и танцевать одновременно, штурмовать замок графинь Вишен (художник Кирилл Пискунов), словно сложенный из кубиков лего вроде скалодрома (без подсказки режиссера и не угадаешь в этой конструкции намек на Колизей (?) — итальянский реверанс сказочнику). Замок оборачивается стеной граффити, освобождая пространство для большой тусовки, которая не дает скучать. То скейт вылетит со сцены (это не промах, а так было задумано), то с небес спускается домик. Или вершится торжественный въезд высшего должностного лица со свитой миленьких лимончиков, от обилия которых кисло во рту, и на колеснице в виде совка, в данном случае это не пренебрежительное название бывшей эпохи, а землеройный инструмент. Дело ведь происходит во саду ли, в огороде.

Фото Чехов-центра

Специально для сахалинской премьеры Нонна Кротова написала сценарий, а композитор Андрей Кротов подготовил звонкое, запоминающееся музыкальное решение, в котором скомбинированы рэп, блюз, мелодраматические номера. У кого хорошие вокальные данные, тому музыкальный руководитель Николай Морозов после кастинга поручил отдельную партию, остальные — в хоре. Ксения Кочуева свою немногословную роль собачки Мастино как раз раскрутила до ведущей именно роскошным вокалом (жаль, правда, что таким голосам иногда приходится петь довольно немудрящие тексты с рифмой "жалко-жарко"). Целую "выходную арию мистера Икса" об одиночестве исполнил Роман Мамонтов (Вишенка) в роли мальчика-сиротки под два метра ростом из правильной, до зубной боли, семьи. Ну и, конечно, главный голос Чехов-центра, Леонид Всеволодский, в роли отца народа — принца Лимона — немедленно убедил в том, что "в королевстве моем всем живется отлично".

А для начала потрясает своим видом — а-ля певец-цирюльник С. Зверев или крупная пчелка Билайн, весь в желтом, от фуражки до шнурков. Не менее эффектны костюмы и на других героях. У Чиполлино (Роман Болтаев) пучок зеленых стрелок лука выбивается из-под кепки. Упитанный кум Тыква в строительной каске (Артур Левченко) считает свои кирпичи. Профессора Грушу (Александр Ли), судя по ходункам вместо скрипки, на рынке уже списали бы на повидло. Илью Романова (а более худенького актера трудно найти в труппе) режиссер увидел толстым, нелепым и надоедливым Апельсином, безнадежно заедающим скуку-тоску. Помидор в турецкой феске (Сергей Максимчук) предстает упертым опричником власти — самый комический и брутальный персонаж в этом "винегрете". Сергей Сергеев в роли канареечного Мандарина успешно "косит" под Романа Виктюка (впечатляющее олицетворение снобизма и комплекса неполноценности одновременно).

За полвека революционный порыв из сказки Родари, члена Итальянской коммунистической партии, выветрился напрочь, да и кому это интересно в 6+. Тем паче что графы и прочие дворяне снова на коне и в моде. Классовая борьба положительных фруктов-овощей против более гнусных отошла на задний план, Чиполлино и его молодежная мафия живут насыщенной спортивно-музыкальной жизнью, ну и попутно помогают ближним: вытаскивают из морозильных тюрем своих незадачливых предков и защищают право мелкой, но частной недвижимости.

Но анонсируя изо дня в день премьеру, Чехов-центр усиленно продвигал психодраматическую тему, которая в первоисточнике была второстепенной: унылые взрослые получаются из недолюбленных детей. Которым родители все запрещали, не слушали толком и не дали сбыться заветным желаниям. А так хочется праздника непослушания ("Ах, если бы были друзья, я делал бы то, что нельзя!"), самокатов и компании. Короче, пусть папы и мамы в зале, кому актуально, услышат театральные намеки, чем потом бегать к детским психологам, сделайте что-нибудь, а то у нас ребенок необщительный получается. Молодые актеры свою немереную энергию потратили на создание главного — не сказочных иллюзий, а атмосферы зажигательной радости, искренности и веры, что друзья иногда растут и в огороде.

Режиссер как задумал, так и сделал спектакль-праздник. А что "Чиполлино" до смешного коррелируется с сахалинскими реалиями, это не его "заслуга", все совпадения случайны. Например, о сказочных проблемах индивидуального жилищного строительства — 30 лет назад граф Вишня выдал разрешение куму Тыкве построить домик на своей земле. Графа уж нет, и разрешение тоже аннулируется (сразу вспомнились мытарства одного садоводческого товарищества). Или еще чудесного вам в карму: "Сынок, не все, кто сидит в тюрьме — преступник", "Кругом враги, кругом обман, все норовят залезть в карман", "Отнимать дома — не наш метод", "А это что за люди? — Налогоплательщики"… Но это сказка, а никакой не вербатим, как всегда, более циничный зритель считывает несообразные замыслу подтексты.

Благо, что автор не мог возразить, финал спектакля был подкорректирован. Так и не дойдя до решающего баттла, все кинулись играть в мяч, о чем мечтали, оказывается, в детстве. На почве этого благостно побратались, и вся планета стала одной плодоовощной базой. Единственный голос рацио — Помидор — ("Куда катится мир!") — растворился в общем умилении. Злодея Лимона не настругали дольками, Помидору, вместо того чтобы выдавить его в кетчуп, подарили самокат. "Я почему раньше вредный был? Потому что у меня велосипеда не было". В Год театра Чехов-центр дебютировал в жанре детского мюзикла. Срослось все неплохо, театр заговорил с детьми языком шумным, понятным и зрелищным. И все, что "доктор прописал", разновозрастной зал принял на ура. Зрителям впору на память дарить лимончики — символ победившей дружбы всех со всеми. О спорт, ты мир! Однозначно.

P.S. В числе многих постановок у Андрея Сидельникова есть спектакль #ПРОЩАЙИЮНЬ по лирической комедии Александра Вампилова. Его покажут в июне-2019 на фестивале "Сахалинская рампа".

6+

Билеты на спектакль — на bilet.sakh.com.

ООО "Сах.ком". Юридический адрес: Южно-Сахалинск, Ленина, 317б.

ОГРН: 1046500642264.

16+

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

Svetlllancik777 11:24 26 марта 2019
Отличный спектакль! Очень динамичный, просто бомбический! Игра актеров и их голоса - восторг! Браво!
Leka 17:48 25 марта 2019
Очень понравилось, была с ребенком 6 лет, постановка и игра актеров на высоте. Ничего лишнего, ребята на скейтах, велосипедах оригинально и к месту. Песни, музыка - здорово! Ни разу не заскучали, более того ребенок сказал, что еще хочет посмотреть)
Сеньор Помидор - 5 баллов! Спасибо!
Allexa 17:04 25 марта 2019
Действительно очень интересный музыкальный спектакль, ходили всей семьей с детьми 4 и 13 лет, понравилось всем, время очень быстро пролетело, ни разу не возникло желания уйти ни у кого из нас. Советую посетить!
Акварель 13:02 25 марта 2019
Спасибо актёрам и организаторам, ребёнку очень понравилось!
сердитая 12:28 25 марта 2019
надо пойти
Читать еще 12 комментариев