16+

Сотни сахалинцев приняли участие в мероприятиях центра русского декоративно-прикладного искусства "На краю земли"

Культура, Южно-Сахалинск

Итоги реализации проекта "Сахалин — это Россия. Русские народные промыслы в гостях у сахалинцев" подвели в центре русского декоративно-прикладного искусства "На краю земли". Центр — филиал областного художественного музея — возник три года назад, и каждый год его прожит интенсивно, в рамках триады оригинальных культпроектов. Компания "Сахалин Энерджи" была неизменным партнером музейщиков в их благой деятельности по просвещению сахалинцев в истинно русском духе. Начали проектом "Вдохновляя на творчество", продолжили — "Когда б весь год веселый праздник длился…". Мероприятия третьего проекта длились больше года, начиная с января 2018-го.

— Проект оказался востребованным, интересным и теплым, — рассказала заведующая центром Евгения Ворожцова. — Сегодня сахалинцы в силу удаленности имеют слабое представление о традиционной русской культуре. И этим проектом мы хотели показать, как это красиво, интересно и вписано в современный контекст. Цель его — не только показать подлинные предметы русских народных художественных помыслов, но и предоставить сахалинцам возможность самим попробовать сделать что-то своими руками, переняв секреты от лучших мастеров.

По программе проекта на Сахалин были приглашены мастера Русского Севера и Нижегородчины, каждый дока в своем деле. Из Архангельска приехала Татьяна Спирина, главный художник предприятия "Беломорские узоры", которая представляла секреты беломорской росписи, ее коллега, мастер Татьяна Небоженко — технику резьбы по дереву, росписи и сборки щепной птицы счастья, оберега поморского дома. Азы знаменитой городецкой росписи давали Наталья Приваловская и Вера Колесникова.

Разумеется, в первую очередь на мастер-классы гостей записывались ученики и педагоги профильных учреждений — детской художественной школы, отделения дизайна Сахалинского колледжа искусств, СахГУ, изостудии "Шедевр". Но и сахалинские рукодельницы для души, и ценители русских традиций также садились за рабочий стол в центре. Сегодня приобщать к русской старине берутся многие, но именно центр контактирует непосредственно с подлинными источниками, по месту "зарождения". Участники-педагоги признавали, что им стало проще и понятнее осваивать с детьми раздел учебной программы, посвященной русским народным промыслам. Дорогого стоит искреннее признание юного художника после мастер-класса: здесь я почувствовал себя россиянином… По заявкам желающих были организованы два десятка мастер-классов и выставки современных достижений ремесел, которые посетили более 600 человек всех возрастов. И все равно в силу ограниченности площади центра не все желающие смогли посетить занятия. Поэтому по уникальным урокам мастеров были записаны видеофильмы в помощь тем, кто намерится самостоятельно начать освоение старинных технологий.

— Надеюсь, это не последний проект, помогающий нивелировать культурный разрыв между Сахалином и Россией, — сказал директор областного художественного музея Александр Бурыка. — Благодаря сотрудничеству с "Сахалин Энерджи" наши начинания, кажущиеся на первый взгляд невыполнимыми, становятся реальностью. Одно дело — приобщаться к русской народной культуре по книгам или кинофильмам, другое — общение с носителями и продолжателями, дающее новые ощущения, которые ничем не заменить.

К счастью, народные промыслы в России не угасают, и в небольшой экспозиции в центре сияют яркими красками цветы, кони, птицы на шкатулках, разделочных досках и игрушках — тонкая ручная работа современных мастеров, благодаря неутомимой Евгении Ворожцовой открывших дорогу на Сахалин. Замечено: в каком бы настроении люди ни приходили в центр, непременно улыбки возникают на лицах, а руки тянутся к экспонатам в интерактивном зале — их можно трогать, крутить, что и делают азартно посетители, независимо от возраста.

Есть надежда, что в этом году завершится наконец затяжная судебная эпопея с недобросовестным поставщиком экспозиционного оборудования для центра. И здесь смогут заняться оформлением постоянной экспозиции по истории народных промыслов, с XIX века по наши дни, благо концепция давно продумана. И еще руководство музея не теряет надежды убедить областное министерство культуры и архивного дела, что насыщенная жизнь, кипящая в теремке на Курильской, требует постоянного штатного расписания в количестве пяти человек как минимум. Глядя на то, сколь быстро обустроили новорожденные сахалинские музеи, заточенные на патриотическое воспитание, впору удивляться: неужели приобщение к русским истокам в него не вписывается?

В декабре 2018 года в Госдуме прозвучала инициатива объявить 2019 год Годом народных художественных промыслов — для поддержки национального достояния, но, как видим, по каким-то причинам не срослось. Однако что мешает нам вывести в городское общественное пространство образы и мотивы народных промыслов, о которых многие на Сахалине знать не знают, но, возможно, хотят? Почему бы не попробовать внедрять их в жизнь? Ведь промыслы в основе своей несли красоту в народный быт, в повседневность, а не служили экзотикой для интуристов. Культурно-просветительная и художественная составляющая таких решений в оформлении городов, парков, дворов была бы явно повыше, чем пластмассовые тюльпаны на обочине... Кстати, одну из стен в центре украшает карта нашей страны, на которой обозначена сеть культурных учреждений, посвященных популяризации русских народных промыслов. Так вот, в основном они сосредоточены на Западе, а после Тобольска этим направлением занимаются только на Сахалине.

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

ТРЭШ777 19:41 1 апреля 2019
Приятно видеть что есть еще люди которые сохраняют народные промыслы.
Читать все обсуждение