16+

Областной художественный музей представляет искусство художников и косторезов Таймыра

Культура, Южно-Сахалинск

Не стоит обманываться скромностью названия визитера: Таймырский дом народного творчества привез жемчужины из своей коллекции, в которую внесли вклад все народы, живущие на полуострове, — нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, энцы. Выставочный проект "Отражение Таймыра" поражает размахом и глубиной, повествуя о прошлом и настоящем, ремеслах и искусствах, традициях и модернистских опытах мастеров.

Ежегодно в преддверии Международного дня коренных народов мира музейщики организуют для сахалинцев интересное знакомство с подлинным. Так, в стенах художественного музея с успехом проходили выставки декоративно-прикладного творчества нивхов, уильта, нанайцев, эвенков, якутов. Пересечение творцов края Севера с нашим краем света — заслуга заведующей отделом региональных проектов музея Елены Ниткук. Последовательная политика музея по популяризации народной культуры позволяет увидеть и общность, и самобытность ее на широтах России. Общность видится в высокоточной интуиции, в том, как филигранно народные мастера чувствуют и используют фактуру природных материалов, независимо от того, где живут. Ну а разность определяет самобытность, как ни мал народ: и там, где на нивхских халатах переливаются лепестки рыбьей чешуи, у северян в геометрические орнаменты вплетаются стилизованные оленьи рожки. На "Отражении Таймыра" посетителей ждут встречи с легендами и мифами, историей и жизнью народов полуострова, рассказанными языком материй — меха, металла, кости, бисера. О том, что одна бусинка бисера, которым украшали одежду, стоила, как олень, что кузнец приравнивался к шаману, а кукол для девочек делали из клюва водоплавающей птицы, и многом другом.

Гостям с Таймыра можно по-хорошему позавидовать, потому что под крышей дома народного творчества работают лучшие резчики по кости. И они создают из бивня мамонта, оленьего рога шедевры косторезного искусства, которое язык не поворачивается назвать ремеслом. Как стрелы в полете, тишину музейного зала пронизывают изысканные творения Алексея Чунанчара и Николая Киргизова, заставившие вспомнить о Дали и Пикассо. В руках резчиков твердая кость пластична, как молодая ветвь, и принимает любую форму, например, легкую улыбку на лице, излом крыла и дуновение ветра. А палитра мастерства безбрежна — от реалистических фигурок оленеводов и животных тундры до утонченных метафор и символов, подпитанных мистикой северных легенд.

Страна наша так велика, что можно прожить всю жизнь и не осилить ее просторов. Познание прекрасного Таймыра стоит начать с картин Мотюмяку Тударгина, нганасанского самородка, не испорченного академическим образованием. По словам директора Таймырского дома народного творчества Любови Поповой, его насыщенную воздухом графику считают хрестоматией нганасанского народа:

 — По его работам можно изучать быт, верования, особенности национальной одежды нганасан. Мы сейчас восстанавливаем по крупицам историю этого народа, в чем во многом опираемся на творчество Мотюмяку Тударгина, одного из лучших акварелистов Севера. Есть ощущение, что его акварели созданы с высоты птичьего полета. Он сам себя называл инопланетянином, не от мира сего...

В шутку ли, всерьез Мотюмяку Тударгин однажды сказал, что квадрат Малевича придумали нганасаны. В самом деле в отделку парки включен черный, идеально прямоугольный лоскут меха, а весь костюм пестрит множеством деталей-пазлов, которые мастерица собирала, как конструктор. Помимо черного цвета, нганасаны использовали белый и красный — в тон оперения краснозобой гагары, которая считается прародительницей этого народа, рассказал заведующим отделом дома народного творчества Василий Багатай.

А оленья шкура дала импульс для самовыражения и определила "фирменный" стиль художника Бориса Молчанова — гордости долганского народа. На выставке можно увидеть практическое воплощение его универсальности и постоянного творческого поиска. Он работал в любых техниках — акварель, пастель по мятой бумаге, гуашь, земляные краски, линогравюра, но в конечном счете нашел себя, когда обратился к истокам.

Идея пришла к художнику на археологических раскопках в Хакасии. Найденный в земле шаманский бубен, обтянутый кожей, подсказал мысль использовать нюки — покрытие для чума, сшитое из шкур оленей. Кажется, что сюжеты знаменитых ныне кожаных картин подсказал сам материал. Ведь нюки, служившие десятилетиями, прокопченные дымом очага, были молчаливыми свидетелями жизни и судеб семей, где люди рождались, спорили, мирились, умирали. Создавая в буквальном смысле чумовые картины, Борис Молчанов применял минимум художественного вмешательства — чуть-чуть процарапать, подшить или убрать лишнее, а в итоге рождалось удивительное по мощи и глубине полотно. Россыпь косточек, маска-череп да контур решетки на желтовато-песочном фоне формируют трагический образ в "Норильском комбинате", который возник на костях заключенных Норильлага. В "Пришельцах" воплотились бытующие на плато Путорана среди местных народов легенды о гостях из космоса. "Жаркое лето" создано на основе зимнего нюка, с добавлением самой малости морилки, и передает атмосферу смертельного зноя, когда тундра сравнима с пустыней. Сегодняшние мастера не рискуют работать с нюками, уж больно энергетически насыщенный материал, а Борис Молчанов не боялся и создал уникальный жанр. В доме народного творчества совершенно уверены, что кожаные картины — живые. Есть, например, картина "Шаман", у героя которой постоянно меняется выражение лица, кого-то он любит, кого-то не любит, исполняет желания, и ему даже подносят рюмочку…

Кстати, о дарах. На удачу гости провели обряд очищения огнем и церемонию дароприношения духам, цветные ленточки с загаданными пожеланиями повязали на древо. Говорят, это работает. На память о Таймыре и долгую дружбу в художественном музее останется трогательная композиция из кости — фигурка ребенка и мамонтенка, нежно обнимающих друг друга.

До 20 сентября "вас вызывает Таймыр" — и надо спешить в музей, чтобы увидеть изделия косторезов, национальные костюмы, живопись и графику, предметы этнографии. А после Сахалина мастеров ждут в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp