16+

В музее книги Чехова "Остров Сахалин" открылась выставка, посвященная Году театра

Культура, Южно-Сахалинск

На открытии выставки "Алексей Бахрушин. Любовь к Большому и Малому театрам" посетителям раздавали театральные маски. 2019 год, всероссийский Год театра, литературно-художественный музей книги А.П. Чехова "Остров Сахалин" завершает вместе с главным хранителем Мельпомены — Государственным центральным театральным музеем имени Бахрушина, отсчет истории которого начался в далеком 1894 году. Первое знакомство с ним сахалинцы свели пять лет назад, когда на той же площадке бахрушинцы экспонировали выставку эскизов, посвященную развитию сценографии в ХХ веке, — "От серебряного века к авангарду. Россия. 1900-1940-е".

Нынешний проект безусловно масштабнее. Он знакомит с самим основателем музея, вводит в круг его великих современников, "продвигавших" русское театральное искусство по всем направлениям, обозначает истоки и восхождение главных театров страны — Большого и Малого. Просвещенное московское купечество, из рядов которого вышел Алексей Бахрушин, славилось благой страстью к коллекционированию разного рода (живопись, оружие, ситцы, марки, фарфор и т.д.). А Бахрушин создал свой музей на спор с двоюродным братом Куприяновым о том, что соберет коллекцию, какой до него никто не собирал. И через некоторое время он это доказал. Сама московская усадьба Бахрушина, где в цокольном этаже хранилась коллекция, выстроенная по проекту зодчего Карла Гиппиуса в стиле раннеанглийской готики, напоминает декорацию к спектаклю. Современники называли ее "Версалем на Зацепе". Первыми экспонатами его собрания стали раритеты XVIII века — эскизы Марианны Кирцингер для актеров крепостного театра графа Шереметева. Сегодня музей хранит 1,5 млн предметов.

— Бахрушин неслучайно выбрал театральное направление, поскольку с детства благодаря родителям посещал Большой и Малый театры, — рассказал первый экскурсовод по выставке, начальник отдела регионального развития столичного музея Александр Рубцов. — Великие актрисы Александра Яблочкина и Мария Ермолова были завсегдатаями его дома. Ермолова писала Бахрушину: "Мы оба с вами памятники старины. Но ваш памятник надежней и прочней моего, вы сделали невозможное — вы сохранили память об Актере и театре". Он доказал, что можно продлить жизнь искусства, эфемерной, ускользающей материи, опираясь на какие-то материальные предметы (фото, документы, письма личные вещи актеров), и мы продолжаем его традицию.

Историю делают люди. Этот посыл позволил организаторам отфильтровать из бездонного океана театральной истории за четыре столетия экспонаты, чтобы заполнить небольшое выставочное пространство и создать вместе с тем объем на тему — какими были театры при жизни Алексея Бахрушина и как прославились далее в области балета, а также оперы и драмы. Увидеть в лицо и вспомнить свет звезд первой величины, чьи имена навсегда вписаны в анналы. И тех, кто выходил на сцену, собирая гром оваций, и тех, кто писал для них гениальную музыку и "дизайнировал" афиши и костюмы, вошедшие затем в историю живописи. Большой театр/"Балет" при Бахрушине — это Петипа, Гельцер, Мордкин, Тихомиров, Каралли, опера — Римский-Корсаков, Шаляпин, Коровин, Собинов, Обухова, Нежданова. Малый театр/ "Драма": Ленский, Ермолова, Южин-Сумбатов, династия Садовских, век спустя — Соломин, Коршунов, Бочкарев и т.д. Заодно можно проследить и как развивалось искусство увековечения легенд, от ручных афиш и акварелей к литографиям, а потом счастливо изобрели фотографию, где аскетическое черно-белое поле не скрывало бушующие внутри актера страсти.

Водоразделами между тематико-временными "главами" служат баннеры, имитирующие декор роскошных одежд сцены имперских времен — красный занавес у Малого, синий у Большого. Привезли для создания атмосферы и подлинники из гардероба и личной утвари артистов. Например, костюм, в котором Майя Плисецкая солировала в балете Родиона Щедрина "Дама с собачкой", четки Александры Яблочкиной для роли Мурзавецкой ("Волки и овцы"), табакерку Гликерии Федотовой, колет Мариса Лиепы (Красс) в "Спартаке" Хачатуряна, даже кольчугу по эскизам Коровина и Васнецова, которую надевал Шаляпин в роли Ивана Грозного в "Псковитянке". Цену, какую требует искусство с артиста, можно понять по "чернорабочим" от трудов атласным балетным туфелькам Плисецкой…

Сахалинская область — очень продвинутое музейно-театральное пространство, в чем стабильно убеждается каждый столичный гость, которого судьба приводит к нам, и бахрушинцы не исключение. Гостеприимство принимающей стороны, профессионализм коллектива музея книги Чехова под руководством Евгении Фирсовой дали повод для перспективы дальнейшего и плодотворного сотрудничества. Вот заключим соответствующее соглашение и будем дружить дальше еще с одним роскошным столичным музеем, у которого, к слову, есть практика представительства в регионах. Так почему бы и нам не позволить такое же сближение — с дальнейшим погружением в историю и современность российского театра, с переходом на артистические личности, с мастер-классами по театральным ремеслам и т.д.

А председатель регионального отделения Союза театральных деятелей Антонина Добролюбова, с чьей легкой руки закрутился маховик этого большого проекта, смотрит еще дальше. Когда-нибудь должен же появиться в Сахалинской области собственный театральный музей, для которого оба профессиональных театра уже наработали приличный задел на долгую память. Формула "Малое влияет на большое" с каждым годом становится все актуальнее — применительно к взаимоотношениям материковой России и дальних берегов, на которых, возможно, прямо сейчас складываются "кирпичики" для главной театральной сокровищницы России.

Фото музея книги Чехова "Остров Сахалин".

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp