В южно-сахалинской библиотеке имени Кузнецова открылась выставка студии "Спектр". Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 16:39 SAKH
16+

В южно-сахалинской библиотеке имени Кузнецова открылась выставка студии "Спектр"

Культура, Южно-Сахалинск

Студия изобразительного искусства "Спектр" существует в областном центре много не лет, но десятилетий. Созданная художницей и педагогом Надеждой Кройт-Полежаевой, она прошла сквозь время, сохранив единство рядов, дух творческого поиска и почти семейную атмосферу. Взрослела, менялась, путешествовала с палитрой по Сахалину и Курилам и время от времени выходила в общественное пространство с выставочными проектами. Не в пример профессионалам, художники-любители не растрачиваются на соперничество и игры амбиций, просто "каждый пишет, как он дышит", возведя творчество в неотъемлемую составляющую образа жизни. Выставка знакомит сахалинцев с произведениями Елены Никифоровой, Константина Чуева, Юрия Маркелова, Екатерины Завалишиной, Елены Либеровой, Светланы Козловой, Веры Аветисян.

— Несмотря на то, что мы все из одного "гнезда", у каждого свой стиль, почерк и техника. Это дает разнообразие впечатлений, которые, мы надеемся, вызовут отклик у зрителей, — сказал на открытии Константин Чуев.

Они разные и вместе. По пейзажам Константина Чуева (одного из тех, кто в "Спектре" с основания, 1985 года) можно составить карту его неутомимых путешествий и реестр мест Сахалина, составляющих очарование и притяжение острова. Хотя верно и иное: глаз художника с огромным опытом любви к островам преобразует реальность, для него всякий уголок родной земли благодатен — край Охотского побережья, старый маяк или дорога на известковый карьер.

А Елена Никифорова собирает впечатления отовсюду, необязательно забираясь далеко. Можно, пробегая привычным путем на работу, зацепиться глазом за буйно цветущую пеларгонию в соседнем дворе и сделать ее объектом красоты, так что портрет клумбы в облезлом (в жизни) вазоне напоминает драгоценную роспись по ткани. Или оценить сочетание снежного прикида с разноцветным фасадом здания библиотеки зимой. Или отразить свое пристрастие рисовать животных в естественной среде — и вот на картинке появляется умилительная любопытствующая мордашка енота ("няшки-няшки"), высунувшегося из ведра.

С легкой руки Елены в творчество после долгого затишья вернулась Светлана Козлова. Свой портрет Чехов-центра театралка Светлана попыталась насытить мощной энергетикой виденных спектаклей "Метод Гренхольма", "Гроза", ставших для нее большим потрясением, поиграть в нем с цветом и смыслами. Ее картина видится скорее декорацией, и если вглядеться в мистически-темную ночь, окутывающую на картине театр, можно увидеть чеховских персонажей (Толстый и Тонкий), включенных в жизнь ХХI века.

Без авторского комментария вы вряд ли поймете, что, собственно, заложил в свою работу "Абстракция" Юрий Маркелов. Мир животных, и только. Впрочем, не такой ли представляется с точки зрения обычного человека, иногда заглядывающего в теленовости, большая политика? Так вот, когда зритель погрузится в созерцание яркой мозаики пятен, должен учесть, что орел — это Дональд Трамп, справа в ухо ему верещит премьер-министр Тереза Мэй, красный бык — олицетворение Европы (Испании, Франции и пр.), мудрый верблюд с полуулыбочкой ("мы вас всех опередим") — Азия, вверху Россия в шарфике-триколоре с жалом скорпиона и, понятное дело, в броне. Все вместе — саммит-2020. Впрочем, возможно это всего лишь птички и звери. У Маркелова все непросто: писанные-переписанные всеми кому не лень Три Брата у него навеяны островом Пасхи, а озеро Верхнее явлено без моста с "новобрачными" замками — художник пишет ту реальность, которая ему милее.

Екатерина Завалишина, зазвавшая выставку в гостеприимные стены родной библиотеки, человек широкого творческого спектра — вокалист, писательница и художница, в последнее время все больше внимания отдает изобразительному искусству. Для нее запах масляной краски — отзвук счастливого детства из мастерской деда, известного художника Алексея Мезиса, но сама она увлечена графикой. И это тот случай, когда автор полностью совпадает с избранным направлением — легкой, прозрачной, трепетно-нежной сущностью акварели. На "спектральной" выставке ее сахалинские камерные пейзажи словно не от мира сего, тающие в дымке, отражающие ее влечение не к буйству красок, а к тончайшим переливам-переходам межсезонья. Екатерина любит писать позднюю осень — раннюю весну и способна притормозить на месте такие равно неусидчивые существа, как солнце и сын. А еще она экспериментирует с таким редким ныне видом, как печатная техника (линогравюры, трафареты, штампы), участвовала в общероссийском "принтообмене", и оттиски ее дарования разлетелись по миру.

В своих акварельных миниатюрах Анастасия Уколова компилирует воспоминания и впечатления визуально и вербально. Красноречивым свидетельством эпохи видятся "Слезы Карафуто", отразившие старую быль, когда, покидая Сахалин после войны, японское население закапывало утварь в землю в надежде вернуться. И теперь земля и море отдают фрагменты фарфоровой посуды, пуговицы — осколки некогда кипевшей жизни. А на других волшебных картинках-скетчах запечатлены эмоции автора по поводу любимого во всякое время года Сахалина — с огромноглазыми совами, путешествиями, янтарными каплями и крабами, маяками и лилией Глена.

Часть фантазийных открыток Анастасии разошлась по рукам уже на открытии выставки — в качестве призов умникам, которые смогли ответить на вопросы теста. Библиотекари не были самими собой, если бы упустили случай попросвещать народ. И теперь еще больше людей знает, из каких компонентов состоит масляная краска, кто изобрел тюбики для краски и что 23 ноября празднуется Международный день акварели.

Выставка будет работать в библиотеке в течение месяца, а полюбившиеся работы можно приобрести.

0+

Подписаться на новости