16+

Литературно-художественный музей книги Чехова представил выставку "Мы из СССР"

Культура, Южно-Сахалинск

Южно-сахалинский литературно-художественный музей книги Чехова представил выставку "Мы из СССР" из коллекции Натальи Кирюхиной.

Экономному человеку затей, какими фонтанирует и разбрасывается Наталья Кирюхина, хватило бы на несколько жизней. Это не только живописно-графическое и декоративно-прикладное творчество, но и сценография, иллюстрирование книг, развитие русского фольклора, музейного дела, педагогика — нет предела совершенству и остановке в пути. Все вместе таланты и энергия этой миниатюрной женщины с невидимым глазу моторчиком и крыльями за спиной создают образ Сахалина как территории вдохновения и творческого кипения. Не случайно же министр культуры и архивного дела области Нонна Лаврик сказала на открытии выставки: "Для нас большая честь, что Наталья Кирюхина живет и работает на Сахалине, хотя уже принадлежит России, и не только".

На свой двойной юбилей Наталья Кирюхина презентовала творчество друзей. Выставочный проект "Мы из СССР" — родом из 1980-х, из советских традиций. Когда молодые художники после учебы не оставались сами по себе, выплывая по собственному разумению, а попадали под эгиду Союза художников. Существовала отстроенная система профессионального наставничества, и многим выпускникам художественных институтов везло попасть на творческие дачи, погружаясь в бурлящую стихию поиска и разностороннего диалога. Съезжались со всех концов Союза, под одной крышей делили мастерские, жили-дружили и, конечно, работали, как одержимые, а мэтры не жалели советов и рецептов для начинающих. Запал, полученный в те годы, дал импульс для становления самой Натальи Кирюхиной как стильного, ювелирно изящного графика. Возможности любимого черного цвета в ранних графических листах, которые открывают это путешествие в мир "свободной печати", она использовала на все сто и больше, показав космос природы и чувств, красоту и тишину через алхимию тончайших штрихов и пятен.

Об этом времени, которое для Натальи Кирюхиной осталось ярким, как метеор, впечатлением на всю оставшуюся жизнь, говорит старое фото, где среди молодых и веселых участников угадывается даже ныне известный океанский кочевник Федор Конюхов. Сохранилась в ее архиве и коллективная гравюра "Группа экспериментального эстампа", которой завершилась одна из сессий, где каждый выделывался, как хотел, на своем квадратике "земли". Танцоры чеченского ансамбля "Вайнах", кеды на заборе из Курска, задумчивый кентавр из Лесосибирска, голые девицы из "Апшеронского публичного дома" и пушистая кошка (один из частых персонажей Натальи Кирюхиной), играющая с мышью. Нынешний зритель, разглядывая черно-белый ковер пазлов, одновременно прочувствует дух творческого интернационала от края до края огромной некогда страны. А разъезжаясь, художники дарили на память работы друг другу. У кого-то осели листы Натальи Сергеевны, а в ее коллекции собралось сто сорок произведений сотоварищей-"дачников". Проект, в названии которого есть слово "… СССР", всегда будет для людей не первой молодости ностальгическим вздохом "как хорошо плохо мы жили", но прежде всего новая выставка — это красноречивый гимн гравюре.

Многообразие методов печатной графики — цинкография, офорт, гравюра по дереву и линолеуму, резерваж, лавис, литография и т.д. — давало великий простор для действия. Так, в технике автолитографии ленинградская художница Ирина Дяткина создала зыбкую фантазию о Пушкине в кругу цыган и их песен ("В глуши Молдавии туманной…"). Москвич Анатолий Кулинич передал радость созидания в ярком листе "Каменных дел мастера", отсылающем к канонам иконописи. Александр Девяткин воссоздал уютное патриархальное настроение старого Нижнего Новгорода с его знаковыми фигурами — Максим Горький и Федор Шаляпин. Дамир Ишемгулов, ныне известный башкирский мастер, в офорте "Двор" запечатлел простую жизнь современников. И случилась огромная радость при встрече с малютками-рисунками из серии "Странники" (офорт, акварель) великолепного выдумщика и рисовальщика из Владивостока, к сожалению, уже ушедшего из жизни Андрея Камалова, который творил в жанре фантастического реализма…

Проект Натальи Кирюхиной не так обращен в прошлое, в котором печатная графика переживала повсеместный расцвет, сколько в будущность, в чем едва ли есть сомнения. Потому что неумолима тенденция времени: от компьютерного всемогущества мы все чаще обращаемся к ручному труду в буквальном смысле — тянет обжигать глину, складывать из лоскутков ковры, вырезать по дереву. Не все, не везде, но рано или поздно из ста человек если один не убоится трудностей, то даст второе дыхание гравюре и вернет ее мастерство на должную высоту.

"Сегодня уже дело даже не в деньгах — во времени, которого не хватает катастрофически на все задуманное", — скажет меж строк Евгения Фирсова, директор музея книги Чехова, с которым Наталью Кирюхину связывают разнообразные проекты. Человек она неугомонный, а значит, впереди еще много интересного для нас. Персональная выставка художницы в ознаменование 45-летия творческого пути состоится в сентябре в стенах областного художественного музея.

PS. Следующий выставочный проект в литературно-художественном музее книги Чехова "Остров Сахалин" откроется в апреле — из фондов музея-заповедника Л. Толстого "Ясная Поляна".

0+

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp