16+

Гран-при конкурса "Золотая канитель — 2020" завоевала Ирина Звягинцева

Культура, Южно-Сахалинск

Фабрикант Алексеев, более известный миру под псевдонимом Станиславский, на жизнь и искусство успешно зарабатывал прозаическим занятием — производством золотой канители. Впоследствии в честь легендарной проволоки на Сахалине назвали конкурс самостоятельных актерских работ. "Золотая канитель" — звоночек, что не за горами Международный день театра, и нежно любимое дитя регионального отделения Союза театральных деятелей под руководством Антонины Добролюбовой. Породив его в минуту вдохновения, старшенькие принципиально умыли руки и отошли в сторону, бросив на произвол собственных амбиций: дерзайте! Делайте что хотите, и вам ничего за это не будет, то есть наоборот — будут призы, подарки и вполне искренние аплодисменты, иногда впервые в жизни.

Программу конкурса "Золотая канитель" в этом году на равных сформировали молодые артисты обоих профессиональных театров и студенты Сахалинского колледжа искусств. Наблюдалось смешение жанров и профессиональных опытов, похвальное братание театров на почве "все мы одной крови", служим одной капризной даме — Мельпомена называется, и нам всегда есть что сказать зрителю. Порадовало, что участники не остались без поддержки, невзирая на безумную предпремьерную гонку в театре, актеры Чехов-центра пришли поболеть за своих и вообще за альтернативное искусство. Значит, не зря СТД "канителится" шестой год, подталкивая лицедеев к самовыражению, которые не в первую очередь думают о том, чтобы понравиться или быть понятными зрителям. Конкурс с его непредсказуемым, как сахалинская весна, содержанием, немногочислен, но с многими интонациями. Тут и элемент ученичества случится, когда милый рифмованный вздор про любовь-морковь находит выход на большую аудиторию, и дебют режиссера, и певец рискнет заделаться актером, и не читанная в массе драматургия ХХI века прорвет незыблемость классики.

Вот насчет "не зря". В Сахалинском театре кукол хорошие условия для вызревания "инаких" от привычного течения форм жизни, каждый раз — на вырост. Актеры театра Юлия Тронина и Даниэль Черемных дышат, думают, творят в унисон в поисках своего театра, которого, может, еще и нет, не прибегая к подпоркам классики, но непременно нынешним днем живя и его же языком говоря. Они представили эскиз по пьесе "Не зря", написанной Элиной Петровой и Борисом Павловичем для инклюзивного проекта с участием людей с ограниченными возможностями — для незрячих актеров и зрячих зрителей. "Что такого ты сделал зря? Что такого ты сделал — смотря?". Правда, они не предложили публике из чистоты эксперимента принимать их действо с закрытыми глазами. Ведь тогда скорее приходит малоуютное понимание непонимания: а попробуй представить красное, когда ты не имеешь понятия о красном от слова "совсем". А у зрячего другая дилемма — видишь красную туфельку/скотч и не видишь красный цвет. Каково это — "увидеть" чужими глазами портрет "Блудного сына", когда вместо красок — слова? Тогда как глаз ("90% информации мы получаем посредством зрения") услужливо рисует темное золото рембрандтовской кисти, и более ничего не надо додумывать и углубляться в самого себя и свои ощущения. От суховатых выкладок теории цвета Гёте актеры-режиссеры Юлия и Даниэль предлагают включить в отсутствие органа другие ресурсы, попробовать почувствовать человека, лишенного зрения… А в анивской детской школе искусств педагог Юлия Тронина поставила "Сентенции одного человека" Ивана Вырыпаева, спектакль покажут на театральном фестивале во Владивостоке.

Традиционная драматическая постановка по рассказу Василия Шукшина "Гена Пройдисвет" стала режиссерским дебютом актрисы Ирины Болтаевой. Потому органично ее обращение к деревенским чудикам Шукшина, даром что 1970-е для этого режиссерского поколения уже архаика, и "Беломор" со "Столичной" в граненых стаканах из части жизни стала объектом бутафории. Канву сюжета составляет стычка двух правд — дяди Гриши (Евгений Панихин) и нервного парнишки Гены (Влад Рябцев), потрепанного городской жизнью, который страсть как хочет обнулить веру оппонента любой ценой. Была бы награда за лучшую мужскую роль, ее бы дали Евгению Панихину, на мой взгляд, бесспорно, самому глубокому актеру Сахалинского театра кукол, — за роль деревенского философа, который на старости со вкусом прожитых лет выбрал путь самосовершенствования и впал в пресное морализаторство, за точный рисунок русского национального характера, от мордобоя за правду — к стихам и словам о России. Для себя начинающий режиссер уже определилась с темой — говорить о человеке и человечности, которой ощутимо поубавилось в среде обитания. Но вот удастся ли ценности, которые еще вчера казались вечными и бесспорными в правилах жизни социума, сделать якорем будущего, — тот еще вопрос. Дипломную работу "Старомодные чудеса" Льва Устинова — сказку для детей и родителей — студентка кафедры режиссуры Пермского института культуры Ирина Болтаева будет ставить в стенах Сахалинского театра кукол, уже ставшего для нее родным.

За "Преступление актрисы Марыськиной" актриса Чехов-центра Ирина Звягинцева понесла заслуженное наказание — гран-при конкурса — в компании с Любовью Овсянниковой и актером театра кукол Андреем Осипенко. Актриса Звягинцева в роли актрисы Марыськиной — клоунесса очень смешная и при этом тонкая, умная, точно передавшая природу смеха, приправленного остротой и капелькой горечи, от сатириконца Аверченко. Каждая ее реплика и жест купались в соболезнующих овациях зала, в котором рядами сидели актеры — настоящие и будущие. Смеялись с полным пониманием дела, это ж все про них. При распределении ролей ты опять не у дел, режиссер-злодей выбирает не тебя, или выпадает ролька на полторы копейки, чуть длиннее пресловутого "кушать подано", а у тебя талантища немерено, хватит на Шекспира с Шиллером вкупе. Игра случая, которая определяет крутой маршрут актерской судьбы. Жаль, что несмотря на то, что обаяние новелл Аверченко ни на микрон не потускнело, он в театре гость редчайший, особенно в сравнении с любимцем масс Рэем Куни, которым Чехов-центр полагает завершить этот сезон. Приглашенная в зарисовку "театр в театре" Любовь Овсянникова уморительно сыграла почти бессловесную, на одних мимических нюансах, роль Солнцевой. Не парадокс ли, что Любовь Овсянникова с ее-то профессиональным опытом была отмечена в конкурсной номинации "Открытие года — 2020", тогда как открывать актеров должно режиссерам.

На "раздаче слонов" диплом первой степени был присужден инсценировке "Не зря" Юлии Трониной и Даниэля Черемных, второй степени — литературно-музыкальному "Макбету" Шекспира-Верди от Павла Алдакова (Сахалинский колледж искусств), диплом третьей степени разделили литературно-музыкальная композиция "Любовный эликсир" Варвары Сильверстовой (Сахалинский колледж искусств) и "Гена Пройдисвет" Ирины Болтаевой.

Конкурс самостоятельных актерских работ имени Станиславского в этом году прошел под флагом 65-летия регионального отделения Союза театральных деятелей России. Но сам Союз много старше. Как не вспомнить, что в самом начале пути попытку объединения театральных деятелей назвали "Обществом взаимного вспоможения русских артистов" (1877) — для моральной и не только поддержки гильдии. В этом году поощрений СТД в виде путевок в профильные санатории удостоились актрисы Чехов-центра Любовь Овсянникова и Татьяна Максимова. И еще из приятного и важного. На это в "молодости-зелености", деятели сцены, правда, не столь обращают внимание, но со временем и стажем — будут. По словам Антонины Добролюбовой, региональное отделение Союза театральных деятелей подсказало островным законодателям учредить звание "Заслуженный артист Сахалинской области", как это имеет место во многих регионах. С претендентами на звание заминок точно не будет.

Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp