Южносахалинка борется за коляски для дочери-инвалида
В редакцию ИА Sakh.com обратилась жительница Южно-Сахалинска Лиана Михайлеску — мать ребенка-инвалида Вероники Рябко. Девочке 10 лет и она уже выросла из своих колясок (прогулочной и комнатной). Чтобы получить новые кресла, ее мать ведет борьбу с бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и сахалинским региональным отделением фонда социального страхования, потому что без боя заменить инвалидные коляски не получается.
Лиана Михайлеску полгода назад подала заявление на предоставление двух кресел с техническими параметрами, которые подходят под рост дочери. Но, как утверждает женщина, бюро медико-социальной экспертизы с подачи соцстраха по умолчанию поменяло параметры кресла-коляски в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПРА). Например, высота спинки коляски была указана 70 сантиметров, теперь — не менее 45 сантиметров.
— То есть ребенок по логике МСЭ уменьшился в росте. И мы долго не знали, что параметры поменяли. По закону ни одно ведомство не имеет право менять параметры без согласия законного представителя. По неизвестным причинам вариант закупки рассматривался только во Владивостоке, и на мое техзадание не нашлось поставщиков. Соцстрах категорически утверждает, что нет таких колясок с нашими параметрами по нашей ИПРА. Но они лгут. Они просто весь рынок не мониторят. Смотрят коммерческие предложения только по Дальнему Востоку. Я изучила данный вопрос и нашла поставщиков среди таких компаний, как "Артемис-Плюс", "Андромед", "Актив", "Медгосторг", которые уже поставляли кресла-коляски с подходящими моей дочери параметрами в Краснодарский край, Ставропольский край и Астраханскую область, — рассказала южносахалинка. — Кроме того, закупка производится несвоевременно, прошло полгода с подачи заявления. В итоге ребенку придет коляска несвоевременно и не под ее рост. Я писала заявление на поставку двух колясок, но закупка производится только по одной. Кроме того, прогулочная коляска должна предоставляться раз в четыре года, а комнатная — раз в шесть лет. Уже прошло 8 лет с того момента, когда была предоставлена единственная комнатная коляска. Из-за неподходящего кресла Вероника не может полноценно гулять, перемещаться по дому.
Женщина добавила, что в 2018 году ее дочери предоставили только прогулочную коляску. Но по новой ИПРА от марта 2020 года она уже не подходит по техническим характеристикам, так как в новой программе имеются дополнительные функции с учетом дефектов по заболеванию ДЦП. А комнатное кресло должны были предоставить еще два года назад.
В соцстрахе ответили на запрос Sakh.com.
Ребенок-инвалид Вероника Рябко состоит на учете в отделении фонда по обеспечению техническими средствами реабилитации с августа 2012 года. В соответствии с Федеральным законом №181 "О социальной защите инвалидов в РФ" и правилами, утвержденными постановлением РФ №240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производится на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, разработанной бюро МСЭ и личного заявления.
Согласно ИПРА от 11 декабря 2017 года и личного заявления законного представителя Вероники Рябко в 2018 году было предоставлено техническое средство реабилитации, а именно прогулочное кресло-коляска для больных ДЦП "Василиса". Срок использования составляет четыре года.
12 марта 2020 года от законного представителя Лианы Михайлеску повторно поступило заявление по обеспечению Вероники Рябко прогулочной коляской с ручным приводом для больных ДЦП с дополнительными функциями. 25 марта Лиане Михайлеску отделением фонда соцстраха было направлено письмо о том, что по обеспечению комнатным креслом ее дочь поставлена на учет, а по вопросу замены коляски "Василиса", поставленной в 2018 году, законному представителю необходимо написать заявление на проведение медико-технической экспертизы, к письму был приложен бланк заявления.
В соответствии с рекомендациями ИПРА отделение фонда неоднократно размещало запросы цен для обоснования начальной максимальной цены контракта по обеспечению ребенка-инвалида комнатной коляской с дополнительными функциями. Однако коммерческих предложений от поставщиков не поступило.
После последнего размещения запроса цен для обоснования начальной максимальной цены контракта в отделение фонда обратился потенциальный поставщик, который вынес замечание об отсутствии на рынке производителей кресел-колясок с указанными в ИПРА параметрами. По указанным характеристикам поставщики не имели возможность предоставить коммерческие предложения для определения цены изделия, так как в рамках указанных параметров отсутствовала возможность предоставить конкретное кресло или аналоги, которые изготавливаются производителями в настоящее время. В связи с чем, действуя в интересах Вероники Рябко, для возможности своевременного обеспечения комнатной коляской с дополнительными функциями, отделение фонда было вынуждено направить обращение в адрес бюро МСЭ по Сахалинской области с целью исключения ошибки в ИПРА и уточнения параметров кресла в соответствии с действующими параметрами всех моделей колясок для детей-инвалидов любого производителя. Это позволило бы провести закупочные процедуры в соответствии с нормами федерального закона №44.
О данном обращении отделения фонда мать Вероники Рябко была проинформирована письмом от 22 мая 2020 года. Жалоб и возражений от законного представителя ребенка-инвалида не поступило.
В дальнейшем бюро МСЭ была внесена поправка в ИПРА в части изменения некорректных параметров кресла-коляски. Согласно указанным в действующей ИПРА рекомендациям, отделением фонда был размещен запрос цен в единой информационной системе, на который представить свои коммерческие предложения могли поставщики со всех регионов страны. При поступлении коммерческих предложений с НМЦК отделение фонда выбирается поставщик в соответствии с Федеральным законом №44. Выбор поставщиков по регионам законодательством не предусмотрен.
Отделение фонда не обладает полномочиями ограничивать каким-либо образом участие поставщиков товаров в процедурах закупочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Более того, ограничение конкуренции запрещено на законодательном уровне и строго контролируется соответствующими органами РФ.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется отделением фонда на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральный законом №44. Приобретение отделением фонда для обеспечения инвалидов технических средств реабилитации иным способом законодательством РФ не предусмотрено, в том числе не предусмотрено обеспечение инвалида по его желанию той или иной модели, страны происхождения, формы и цвета технического средства реабилитации, так как все это ведет к нарушению законодательства. Отделением фонда соцстраха были предприняты все необходимые меры по обеспечению ребенка-инвалида креслами-колясками.
На сегодняшний день отделением фонда проведены конкурсные процедуры по обеспечению техническим средством реабилитации Вероники Рябко, определен поставщик по поставке кресла-коляски комнатной модели "Кимба" Ottobok" (Германия) стоимостью 199 000 рублей, характеристики которой соответствуют характеристикам, указанным в ИПРА. Ориентировочная поставка технического средства реабилитации ожидается в конце октября 2020 года.
В фонде также обратили внимание, что последнее обеспечение прогулочным креслом "Василиса" осуществлялось в 2018 году со сроком эксплуатации по 2022 год. Заявление от законного представителя ребенка-инвалида на проведение экспертизы с целью замены технического средства, поставленного два года назад, в отделение фонда до сих пор не поступило.
Официальный запрос информации также был направлен в адрес бюро МСЭ, но ответа не поступило.
При этом Вероника Рябко вместе с мамой написала письмо губернатору Сахалинской области Валерию Лимаренко. Они попросили его опубликовать.
Письмо Лимаренко docx, 14.83 КБ