На сахалинской выставке "Рыбная индустрия" отметили главную проблему отрасли — кадры
В Южно-Сахалинске проходит 22-я специализированная выставка "Рыбная индустрия". Бизнесмены и предприниматели представляют свою продукцию и проводят дегустацию для участников и гостей выставки. Из съедобного на столах представлены красная икра, копченая рыба, консервированные тефтели, сайра и многое другое. Рыба также может стать элементом одежды, а точнее ее кожа. Сахалинцы делают из "морской ткани" ремни, воротники, обложки для паспорта и прочее.
В рамках выставки представители рыбной отрасли также обсуждают наболевшие проблемы и ищут пути их решения. Во время брифинга "Рыбопромышленный комплекс Сахалинской области: состояние и перспективы развития" приглашенные гости затронули темы кадров и цифровизации. В одной из них, считают эксперты, Россия впереди планеты всей, а во второй наблюдается большой провал.
— Мы очень надеемся, что своей работой мы сможем привлечь внимание и федеральных органов власти, так как сказать, что все хорошо сегодня в рыбном хозяйстве, наверное, нельзя. Все вы видите определенные перемены, которые сподвигают рыбную отрасль к изменениям принципов в законодательстве, устоев и тех вещей, которые нарабатывались десятками лет и нарабатывались не нами. Но есть новые тенденции, новые линии государства. Они связаны с всевозможными внедрениями современных "историй" и, конечно, в связи с этим рыбохозяйственный комплекс лихорадит. Мы все понимаем, что сегодня не самые простые условия в Российской Федерации. Весь мир переживает ковид, мы закрыты, это все сказывается на рыбном хозяйстве: и на экспорте, и на продаже, и на людях, и на производстве, и на технологиях. Закрываются также заводы, подверженные определенным ограничениям в связи с этим. Но все мы надеемся на хороший исход, — отметил президент ассоциации рыбопромышленных предприятия Сахалинской области, депутат облдумы Максим Козлов.
Ассоциация активно старается поддерживать рыбаков и отстаивает традиционные принципы. Во все времена рыбное хозяйство было некой опорой, на которой держалась экономика. Раньше приходящие с рыбаками суда встречали с оркестром, и это считалось большим праздником.
— Сегодня история немного изменилась, но мы своей работой хотим доказать, что труд рыбака почетный, и рыбаки это те люди, которые вкладывают силы в развитие государства, болеют за свою родину и хотят, чтобы у всех нас все было хорошо. Эти цели и задачи, которые мы сегодня преследуем, — добавил Максим Козлов.
Председатель правления ассоциации рыбопромышленников Сахалинской области и депутат облдумы Дмитрий Пашов отметил проблему, связанную с кадрами. Молодежь неохотно стремится работать в рыбной отрасли. Сегодня на Сахалине есть две мореходки — в Невельске и Холмске. Но эти учебные заведения, считает депутат, еле выживают, и хотелось бы, чтобы власть не забывала про них и дала им возможность вести свою профессиональную деятельность полнокровно, чтобы молодежь шла туда учиться, потому что без людей ни одно производство не сработает.
Пашова поддержала сахалинка, которая работает в рыбной промышленности 40 лет.
— Без кадров мы ничто. Есть результаты, но передать свой опыт я никому не могу. В этом году мы осуществили первый выпуск поронайского ПТУ, где готовят рыбообработчиков и химиков-техников. Ко мне пришел работать только один человек. Мы, можно сказать, могикане своего дела. Еще невельская мореходка как-то существует и холмская. Эти два заведения уже находятся в малокровном состоянии.
Председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов считает, что в плане цифровизации рыбная отрасль в России впереди планеты всей по одной простой причине — рыбная отрасль со времен Советского Союза была всегда интегрирована в мировую экономику. Одна из немногих отраслей, работающая в полном контакте с мировым рынком, потому что российская и советская рыба — это бренд. Соответственно, на Дальнем Востоке есть уникальный багаж рыбы, которая имеет спрос и в Азии, и в Европе, и в Америке.
— Эта система работала всегда и работает сейчас, в эпоху цифровизации. Это и электронная таможня, и электронные сопроводительные документы, это постоянный контроль государства за выловом. Очень многие люди считают, что у государства нет контроля. Это не так. Контроль жесточайший, и он осуществляется каждую минуту. Более того, для многих будет неожиданностью, что вся российская рыба идет на российский берег. Это все является объектами контроля, — подчеркнул Эдуард Климов. — Здесь, я думаю, отрасли есть чем гордиться. Единственная проблема, с которой сталкиваются рыбаки, когда им ставят задачу — 100% сделать электронный документооборот, который в реальном времени связан со спутником. Если взять Сахалинскую область, то там, где ведется промысел красной рыбы, во многих местах даже нет сотовой связи. И не идет речи о спутнике. Нет возможности передавать информацию в сроки, которые устанавливает государство.
Правительство и высшее руководство страны, добавил Эдуард Климов, считают, что рыбная отрасль в России за последние 5-10 лет набрала такие обороты и настолько развилась, что теперь она способна поддерживать глобальные отрасли российской экономики, которые не имеют отношения к рыбной ловле. Например, судостроение. Рыбакам была поставлена прямая задача развивать российское судостроение, а это сотни миллионов рублей. Только крабовые аукционы пополнили государственную казну на 140 миллиардов рублей. Для бюджета это хорошо, а для рыбной отрасли плохо, ведь эти деньги можно было вложить в развитие рыбной индустрии.