16+

В Южно-Сахалинске открыли выставку о Грибоедове — "дипломате с душой поэта"

Культура, Южно-Сахалинск

Выставочный проект "Кто хочет, так и судит" стал посвящением 225-летнему юбилею Александра Грибоедова.

Хотя пандемия и перекрыла "кислород" многим замыслам, в литературно-художественном музее книги Чехова "Остров Сахалин" не стали отказываться от проекта. Притом что "клиент" был выбран непростой. В отличие от коллег по союзу писателей России, материальных примет бытия автора "Горя от ума" сохранилось немного. И при формировании выставки пришлось прибегнуть к помощи партнеров — Театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея А.С. Пушкина, Чехов-центра, областной научной библиотеки. А председатель Совета Фонда культурного наследия имени А.С. Грибоедова, писатель Алексей Чертков лично прилетел на открытие.

Началось все с выставки о грибоедовской Москве — главной героине "Горя от ума". Но сахалинским музейщикам этого показалось мало, хотелось привлечь внимание к личности автора. Ведь то был человек, наделенный многими талантами, — пианист, композитор, полиглот, знавший девять языков, политолог, энциклопедист-ориенталист, выдающийся дипломат, экономист (думал о преобразовании Закавказья — не силой оружия, а экономическим путем, предложив проект создания Российско-Закавказской компании), гуманист (спас из персидского плена тысячи армянских семей) и, конечно, поэт и драматург… В 1927 году Юрий Тынянов посвятил ему роман "Смерть Вазир-Мухтара".

Но комедия, обеспечившая автору место в пантеоне великих, самого его не уберегла от незаслуженного забвения. Притом что со школьной скамьи "А судьи кто?", приспособленец Молчалин и протестант против нравов отживающего высшего общества Чацкий сопровождают каждого из нас, что "Горе от ума" является индикатором гармонической организации труппы, а его постановка — признаком зрелости всякого театра. Но в столице, с которой была связана его жизнь, нет улиц его имени (благо что есть канал Грибоедова в Петербурге), музеев или станции метро, с памятниками негусто. Да и усадьба Хмелита не так популярна, как Михайловское или Ясная Поляна. Словом, не по чину безвестность. Возможно, таким образом осмеянная им властная Россия мстит и по сей день Грибоедову, за жизнь которого Персия отдарилась алмазом "Шах".

Касательно причин его гибели бытовало даже и такое мнение — сам виноват, погиб по собственной глупости. Алексей Чертков, презентовавший на Сахалине свою книгу "Начало персидской миссии. 1818-1823 годы", категорически не приемлет этого. По его мнению, это фатальная история русского поэта, злой рок. Предчувствие ранней смерти всегда было Грибоедову присуще. Между тем у дипломата была альтернатива, вместо Персии он мог выбрать США, возможно, прожить долгую счастливую жизнь с Ниной Чавчавадзе и оставить гораздо больше литературных трудов, но история не терпит условного наклонения. Да и профессия дипломата, по словам Черткова, была синонимом контрразведчика. По отзывам современников, Грибоедов заменял на Кавказе 20-тысячную армию, а за подписание очень выгодного для России и армян Туркманчайского мирного договора с Персией был награжден орденом святой Анны второй степени с бриллиантами.

Не все собратья по перу ценили его творчество. Денис Давыдов не принимал его стихи, а Блок считал "Горе от ума" случайной удачей. Гончаров, как и большинство, полагал, что в ней, как в зеркале отразилась современная автору Москва, тогда как Вяземский — что это лишь часть Москвы, и худшая, а светлая, образованная как раз осталась за "кадром". Пушкин же считал самым умным действующим лицом пьесы… Грибоедова, а Чацкому, дескать, ума не хватает — в противном случае не метал бы бисер перед московским бомондом.

Очень много было пересечений в судьбах двух гениальных Александров Сергеевичей — недолгая жизнь, вписанные золотом в историю мировой литературы строки. И даже в частных событиях отмечены общие тревожащие знамения: у Пушкина при свершении обряда венчания упало Евангелие и погасла свеча, Грибоедов уронил кольцо.

— Если Пушкин — наше "все", то кажется, что Грибоедов стоит в сторонке. Ничего подобного — они шли параллельными путями. Дружили, встречались, а вообще были знакомы с детства, — рассказал Алексей Чертков. — У них одна профессиональная специальность — оба служили в Иностранной коллегии. Говоря современным языком, Пушкин ехал устраиваться на работу к Грибоедову на Кавказ и по дороге встретил арбу с его телом. Он считал Грибоедова одним из умнейших людей своего времени. Пушкин в числе первых принял его комедию, которая ходила в обществе в рукописных экземплярах, хотя чаще бывает, что гении ненавидят друг друга. Но в их отношениях не было соперничества, они были родственными душами.

При оформлении экспозиции "Кто хочет, так и судит" три аспекта жизни Грибоедова были выделены разными цветами. Паспарту синего цвета отмечены экспонаты, посвященные московской жизни драматурга — столице, его знакомцам и общественному мнению о нем и его творчестве. Живописные полотна начала XIX века представлены Государственным музеем А.С. Пушкина, рукописи — музеем имени Бахрушина. Красный — традиционный цвет императорского театра, в этом разделе главным "поставщиком" стал Чехов-центр, где, как и в любом театре нашей страны, было поставлено "Горе от ума". Хотя режиссер Павел Цепенюк поставил его в 1997 году, по счастью, сохранились эскизы художника по костюмам, некоторые наряды героев. В этом спектакле в роли Софьи дебютировала ныне ведущий мастер сахалинской сцены Анна Антонова. В третьем, "черном" разделе выставки собраны предметы, относящиеся к дипломатическому сегменту жизни Грибоедова. Например, портрет сына персидского шаха Хосрова-Мирзы, который во искупление "злополучного тегеранского происшествия" привез Николаю I алмаз "Шах", и копия ордена святой Анны. А сам поэт смотрит на посетителей с самого известного портрета — кисти Ивана Крамского (подлинник находится в Третьяковской галерее).

Никого судить выставка не предлагает, скорее, вспомнить нехорошо забытое старое знакомство. "Ба, знакомые все лица!". Как и предсказывал Пушкин, половина пьесы Грибоедова разошлась на крылатые фразы.

PS. Выставка "Кто хочет, так и судит" открыта в музее книги Чехова "Остров Сахалин" до 7 февраля.

Подписаться на новости