Чехов-центр отметил 90-летие. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 13:38 SAKH
16+

Чехов-центр отметил 90-летие

Культура, Южно-Сахалинск, Александровск-Сахалинский

Вероятно, в 1930 году в советской театральной жизни не было таких мегамасштабных новогодних празднеств. А то кто бы рискнул затеять драматический театр в Александровске-Сахалинском 14 декабря, в преддверии двухнедельного марафона "Елочка, зажгись!", который по логике вещей наступил бы сразу после инсценировки пьесы Бориса Лавренева "Разлом". Так это происходит сейчас, только без идеологически выдержанных премьер. Впрочем, несмотря на снежно-елочно-зеленую перспективу, в свои неприлично почтенные годы юбиляр выглядит хорошо. В этом году (на минуточку — Год театра) вошла в обиход оптимистическая фраза "благодаря пандемии мы успели многое".

Можно отмечать юбилеи хоть каждые пять лет, но использовать старые черновики для сценария уже не получится. Уж больно радикально меняется театр — безумный темп, смелость или элегантное нахальство идей в конечном счете определяют качество его жизни сегодня. И жить торопятся, и чувствовать спешат. Если брать "среднюю температуру по больнице", то актеры моложе своего театра раза в три. И неважно, как давно он "свой" — двадцать лет или год-два сезона после окончания театрального вуза. Собственно, повторяется исторический опыт, когда для основания театра на острове привезли по разнарядке столичных актеров. Сегодня Чехов-центр — выбор добровольный, беспокойное хозяйство, пристанище неспящих. Стены Чехов-центра, заложенные в конце XX века Сахалинским театральным колледжем — своевременным изобретением Павла Цепенюка, крепят разными "кирпичами" — из театральных школ Иркутска, Омска, Владивостока, Екатеринбурга, Ярославля, Санкт-Петербурга.

Современное пространство театра непредсказуемо расширяется — он может возникнуть в музее ("Победа" или книги Чехова "Остров Сахалин"), на концертной или киноплощадке, аэродроме, на стыке искусств, истории, памяти и жизни. Театр говорит о том, как нам не хватает любить друг друга ("Чайка", "Гроза") и как власть не любит нас ("Мария Стюарт", "Собачье сердце"), выворачивает, как карманы, свою закулисную жизнь перед зрителем (променад "Ночь в театре") и забирается в душу, не особенно спрашивая разрешения ("Архиерей"), открывает для сахалинцев Сахалин ("Театр Trаvel") и заманивает сладостной иллюзией — все будет хорошо, когда — точно неизвестно, но обязательно ("Рождественская история"). Черт его знает, глядишь, и "Золотую маску" полновесную получат, это уже не кажется инопланетной невозможностью.

В гости к юбиляру набежали лучшие и креативные друзья, с которым театр "вляпывается" в разные авантюры (цитата из худрука). Круче всех с фантазией оказалось у областной филармонии. Не банальные цветы и поздравительные адреса — нет, филармонические дары были четко направлены на укрепление обратной связи со зрителем. Не успев умилиться роскошному экземпляру книги отзывов, Чехов-центр получил… самого себя: почтовый ящик в виде здания театра. И тут же директор филармонии Илья Александров взял с худрука театра Александра Агеева слово обязательно отвечать на все письма зрителей к актерам. Так что зрители могут не отказывать себе в любопытстве.

На три артиста первой категории стало меньше, на три артиста высшей категории — больше. Это одни и те же лица — Алла Кохан, Анастасия Солдатова и Роман Мамонтов. Повысили их, видимо, за активное участие в юбилейном капустнике, ну и плюсом за профессиональные высоты на подмостках ("Гроза", "Чайка", "Мария Стюарт", "Старший сын", "Собачье сердце", "Зимний вечер в кабаре" и т. д.). Произвольную вакханалию праздника актеры ваяли на свой вкус, начальство открестилось от шалостей, я не я, типа эта лошадь, то есть труппа, не моя. И актеры Чехов-центра поискрили и порезвились в лучших театральных традициях. Не упускать же повод для безнаказанных пародий в адрес высокохудожественного руководства театра ("я худрук — ваш лучший друг", "я Кирилл, макет смастерил") и советов, как порулить театром, деклараций от каждого цеха ("Не крадите носки!", "Не нравится — монтируйте сами!"), а главным образом — показать себя с лучшей, иногда неизведанной стороны.

Взрослые люди, а туда же — скрестили сказку "Теремок" с коронавирусом, который быстро раскаялся и ушел в актеры. Переписали на новый и остроумный лад "Служебный роман", в меру способностей пытались порешать финансовые вопросы (например, можно продать машину директора и поставить спектакль. Или пустить брови артиста Сергеева на усы, вон они какие качественные, и их аж две…). Между делом свершили дебюты талантливых собратьев по цеху, например, наконец запевшего в открытую Романа Болтаева в тандеме с Мариной Семеновой. Заставить петь Константина Вогачева Марине не удалось, зато в роли мужа завзятой рыжей театралки он вдохновенно засыпал и просыпался от оваций — точная картинка, срисованная не отходя от партера на некоторых премьерах. А неофициальным гимном первого и единственного сахалинского драматического театра уже стала песня Лидии Кисенковой "Актерская" в исполнении Елены Денисовой…

Конечно, день рождения приятнее справлять при участии друзей, к которым относятся все, кто ходит в театр. Но с сожалением и с учетом понятных обстоятельств юбиляр отпраздновал в кругу семьи. Благо, что семья велика — около 200 человек, и раздача пары-тройки килограммов почетных грамот, благодарностей заняла немало времени. Потому что театр — дело общее, все связаны круговой порукой, каждый важен на своем месте, от монтировщика до директора. В этот день, ну и еще в марте, в Международный день театра, все причастные и виновные становятся видимыми — все те, благодаря кому ежевечернее плавание огромного корабля под названием Театр проходит без происшествий.

Лишь небольшая часть истории попала на архивную пленку, наивно-мутноватые кадрики видео вызывают ностальгию — и ставшая легендой "Чума на оба ваши дома", и человеческая, задушевная "Прибайкальская кадриль", и неотразимая улыбка Владимира Абашева, и сегодняшние мастера сцены, на которых зрители приходят специально, там очаровательно юны. К 80-летию театра вольный художественный перевод его истории режиссер Никита Гриншпун положил в основу спектакля "Дело № бесконечность", полагая, что у театра есть начало и нет финала. Еще десять лет, и первому сахалинскому театру стукнет 100 лет. И, конечно, это будет праздник без границ. Потому что — да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что — шоу должно продолжаться.

Видео на сайте Youtube.com

Фото и видео Чехов-центра

Подписаться на новости