16+

В художественном музее показали старинную китайскую ширму

Культура, Южно-Сахалинск

Областной художественный музей присоединился к всероссийской акции "Ночь в музее", памятуя о том, что на дворе Год науки и технологий. Поэтому многие пункты в "ночной" программе позволили посетителям получить представление о том, как рождаются произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. А в ряде случаев стать авторами, так сказать, по минимуму от теории перейти к практике.

Искусственный интеллект и изобразительное искусство, шахматы, история нижегородской прялки, магия монотипии, секреты восточной мебели — в таком диапазоне проходила Ночь в художественном музее. На мастер-классах большие и маленькие любители ходить в гости по ночам знакомились с основами декупажа, росписи по батику, инкрустации. Наставниками стали известные сахалинские художники и мастера. Например, под руководством Нины Наумовой участники занятия создавали панно по батику со знаком славянской богини Живы. Наталья Тикк показала, как вредоносный борщевик может стать благодатным материалом при создании композиций для украшения интерьеров. А Наталья Кирюхина поделилась воспоминаниями об этнографическом следе в ее творчестве, о том, как рождалась ее многостраничная графическая серия предметов коренных народов Сахалина (нивхов, айнов) из коллекции областного краеведческого музея. К слову, в августе Наталья Кирюхина проведет графический мастер-класс, а Вероника Осипова — по обработке рыбьей кожи. Мастер-классы будут частью презентации в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск) проекта "Путешествие в миф коренных народов Сахалина", в котором современная жизнь нивхов и уильта отражена кистью островных художников Дю Мен Су, Сергея Новоселова и Де Сон Ена.

Ну а жемчужиной этой ночи стала великолепная напольная ширма, созданная китайскими мастерами в конце XVIII — начале XIX века. Это ее первый выход в свет из запасников музея с момента приобретения почти сорок лет назад. Художник и архитектор Евгений Поляков приобрел ширму у военного летчика, который в свою очередь вывез ее после окончания Второй мировой войны из Мукдена. В 1984 году по инициативе первого директора Раисы Гороховой ширма была приобретена у семьи Поляковых для только что организованного музея.

Шестистворчатая ширма пинфэн уникальна по многим статьям. Во-первых, с нее началась коллекция художественного музея. Во-вторых, экспонат №1 являет собой образец старинной техники "коромандельский лак". Название она получила от Коромандельского берега Индии, где останавливались по пути из Китая корабли Ост-Индской компании с грузом дивных вещиц для европейских сибаритов. Мода на изысканное китайское искусство, как известно, породила в Европе стиль "шинуазри". В-третьих, на территории бывшего СССР, помимо сахалинской красавицы, аналоги имеются только в Эрмитаже и в частной коллекции в Одессе.

— Коромандельский лак представляет собой сложнейшую технику, возникшую в период Мин, в XIII веке. По большому счету это инкрустация по черному или темно-коричневому лаку полудрагоценными камнями, костью и перламутром, получившая название гуан-цай ("многоцветье"). Она широко использовалась в мебельном производстве, и особенно при создании ширм. Лак хорошо предохранял мебель от гниения, добавлял прочности, им покрывали даже воинские доспехи или бумажные изделия. Но со временем лак стал главным образом использоваться в декоративных целях, — рассказала главный научный сотрудник музея по разделу "Искусство стран Дальнего Востока" Ольга Хай.

Согласно древним рецептам деревянную основу грунтовали и покрывали лаком в несколько слоев. Затем в слое лака вырезали с помощью трафарета рисунок, который заполняли резными вставками. Так, эффект зеленоватых веточек сосны создавал нефрит, коричневый тон — агальматолит. Обширное пространство ширмы (а ее высота почти два метра) безымянный мастер превратил в увлекательный сюжет, исполненный утонченной красоты и насыщенный массой деталей. В центре его — путешествие знатных дам, судя по шелковым платьям и высоким прическам, приветствовать которых собрались местные жители, от детей до старцев-даосов. Причем автор облачил дам согласно национальной моде эпохи хань (III век нашей эры), в пику властвовавшей маньчжурской династии Цин. Ширма была прекрасным подарком к свадьбе или юбилею. А потому по периметру она обрамлена предметами с сакральными значениями. О благопожеланиях дарителей свидетельствуют сосуды и вазы, веер и коралловая ветка, раскрытая книга и монеты, лотос — символ чистоты и фантастические существа — защитники дома…

Наша ширма с историей — ее даже похищали у коллекционера, да и возраст не пошел ей на пользу. Практически с момента включения в фонды музей предпринимал попытки привести диковину в порядок, но запустить рабочий процесс удалось лишь несколько лет назад. Предварительно сотрудники СОХМ Татьяна Мурашова и Александр Дегтярев прошли обучение в Научно-реставрационном центре имени И. Грабаря. Многие фрагменты ее были утрачены, и при их восстановлении специалисты старались максимально приблизиться к оригиналу. К настоящему времени итогом кропотливой реставрационной деятельности стало обновление одной створки из шести. Ориентировочно работы планируется завершить к 2023 году.

В Международный день музеев, 18 мая, искусствовед Раиса Горохова расскажет историю этого удивительного экспоната.

Подписаться на новости
Комментариев нет
Создать тему обсуждения на форуме