Состоялся первый областной конкурс "Таланты Севера"
Проведение фестивалей ремесел, музыкальной культуры коренных малочисленных народов давно стало неотъемлемой частью духовной жизни Сахалина. Они позволили выявить накопленный в этой сфере потенциал, обозначить географию и точки роста. А первый областной конкурс народного творчества "Таланты Севера" был призван назвать лидеров среди мастеров и знатоков, наследников традиций — с такой инициативой вышло министерство культуры и архивного дела области.
Название "Таланты Севера" является данью национальным истокам, север Сахалина — колыбель коренных народов острова. Но сегодня представители этносов могут жить где угодно, продолжая тем не менее традиции предков. Наследие малых народов тщательно исследуется и фиксируется, написаны книги и статьи, создан видеоархив известных мастеров слова. Так что главный предмет заботы организаторов конкурса — областного центра народного творчества: чтобы бесценный опыт не лежал грузом без движения, а переходил к потомкам, встраивался в современный контекст.
Связь времен колоритнее всего считывается в исконно женских рукодельях. Сегодня мода, потребности развития туризма влияют на их палитру. Из рук мастеров выходят одежда, обувь и аксессуары, сувенирная продукция, разнообразие которой определяет только индивидуальность автора. Так, Надежда Джаббарова из Поронайска представила нагрудные украшения из бисера и национальные костюмы — уйльтинский и эвенкийский, Людмила Паскит (Ноглики) — изящные орнаментированные клатчи из рыбьей кожи. Представительница известной художественной династии Валерия Осипова также нашла свой стиль в работе с рыбьей кожей, но уже в создании изысканных мозаичных панно.
Здесь привычно "фестивалить" семьями, постижение культуры предков идет многосторонне — как и в старину, нивхская девушка поет и танцует, владеет иголкой и музыкальными инструментами. Ольга Садинова представила коллекцию дамских сумочек, украшенных завитками орнаментов. Ученица известного мастера Лидии Кимовой, Ольга теперь учит всему, что знает и умеет, свою дочь. С ее легкой руки 10-летняя Анна пробует себя в роли художника-бутафора, создавая из традиционных материалов (рыбья и звериная кожа, нерпичий мех) кукол — героев сказок зачинателя нивхской литературы Владимира Санги. Сказку "Медведь и бурундук" можно разыгрывать на пальцах, а для сказки "Тюлень и камбала" девочка сшила перчаточных кукол. В селе Вал живут мама и дочь Топоровы. Мама Людмила получает радость, создавая на досуге сувениры, причем у матрешек нивхские лица, а на брелках из меха — красотки с европейским разрезом глаз. А маленькая Валентина превращает в памятные знаки обычные камни, покрывая их красочными узорами.
— Конкурсанты из пяти муниципальных образований состязались в трех номинациях — декоративно-прикладное творчество, исполнительское искусство и устное народное творчество. Последняя номинация для нас особенно важна, так как в 2022 году стартует Десятилетие языков коренных народов, и конкурс можно считать его прологом, — рассказала заведующая отделом ОЦНТ Галина Саменко.
Не отрицая очевидной пользы теоретических знаний, понимаешь, что заменить живую энергетику трудно. Счастье, что еще есть носители языка, которые могут быть наставниками тех, кто желает петь бабушкины песни и говорить бабушкины сказки. Когда солистка ансамбля "Мэнгумэ илга" Минато Сирюко, закинув на плечо роскошную рыжую шкуру (единственный реквизит), эмоционально рассказывала сказку про лису и простодушного сивуча, сцена превращалась в театр одной актрисы, а кто кого обвел вокруг пальца, было понятно без перевода. Из уст Елены Бибиковой, чьими большими трудами сохраняется и развивается уйльтинский язык, прозвучали сказание о Кальдями-великане и легенда о Синуникане и его семействе. На конкурсе звучали наигрыши на варгане (заканга), тяти-чхарш (музыкальное бревно), кални (напеваемая труба из медвежьей дудки).
— Мне кажется, с возрастом обращение к традициям пробуждает у людей генетическую память, — заметила преподаватель Сахалинского колледжа искусств Наталья Мамчева.
В конкурсную программу вошли нивхские, уйльтинские, нанайские сказания, стихи, страшилки, дразнилки и считалки-скороговорки. Наверняка со временем юные исполнители переймут более сложный материал — сказки о том, как человек жил в гармонии с природой, считался с ее законами — от старших. Их выступления вызывают и восхищение органическим артистизмом, и память о легендарных сказительницах прошлого (Татьяна Улита, Ольга Няван, Екатерина Лишкит и другие), и сожаление, что неумолимый бег времени нас обедняет, и ничего с этим не поделаешь. Ввиду стихии не смогли выбраться артисты из тымовского Чир-Унвда, и мы не услышали весьма редкое звучание тынрын — нивхской пиколютни, а, как говорят специалисты, число нивхских музыкальных инструментов доходит до двадцати…
Интересно, что народный эпос удается соединять с современными ритмами, которые с удовольствием реализуют дети. Например, Арина Тыван исполнила стихи, написанные Еленой Бибиковой, Арина Куклик — песню Александра Горошко на стихи Владимира Санги "Ожидание" под аккомпанемент яркой молодой смены музыкантов — Владислава Чук и Алевтины Халахиной. А ансамбль "Морошечка" под руководством Елены Нигановой из далекого Виахту преобразовал легенду в динамичное театрализованное представление "Угощение огня".
Возможно, логичнее было бы приурочить конкурс к Международному дню коренных малочисленных народов, который отмечается ежегодно в начале августа. Тогда бы он получил большую аудиторию, как и заслуживает того, а не был бы узким кружком по принципу — "сами поем, сами слушаем". За многие годы целенаправленной работы специалисты ОЦНТ составили культурную карту аборигенов Сахалина. Знают наперечет старейшин, национальные коллективы, которые занимаются популяризацией фольклора нивхов, уйльта, эвенков. Знают, кто чем силен и интересен. И, думается, у жюри не было особых трудностей при определении победителей, по-настоящему серьезная конкуренция еще впереди. Стоит надеяться, что соревновательная составляющая станет импульсом для участников в дальнейшем.
P.S. На первом областном конкурсе народного творчества коренных малочисленных народов Севера "Таланты Севера" диплом I степени получили:
- в номинации "Устное народное творчество" — ансамбль "Мэнгумэ илга" под управлением Александра Украинского ("Серебряные узоры", Поронайск), сказительницы Минато Сирюко и Елена Бибикова;
- в номинации "Инструментальное исполнительство" — ансамбль "Ари-ла-миф", руководитель Александр Горошко ("Земля Северного ветра", Ноглики), дуэт Владислав Чук и Алевтина Халахина;
- в номинации "Декоративно-прикладное творчество" — Надежда Джаббарова (Поронайск), Валерия Осипова (Южно-Сахалинск).