Для северного оленеводства на Сахалине сделают региональную программу
Министерству экономического развития региона поручили создать проект региональной программы для возрождения и развития северного оленеводства как отрасли сельского хозяйства. Об этом депутаты вместе с представителями профильных министерств и коренных малочисленных народов Севера поговорили на очередном рабочем совещании в пятницу, 23 июля.
Этот вопрос уже неоднократно поднимался в областной думе. Программа поддержки людей, занятых традиционным промыслом и разведением этих северных животных, была принята год назад и показала полную неэффективность. Выделенные на поддержку деньги так и остались не освоены.
Депутаты оправдываются: когда облдума разрабатывала и принимала областной закон о государственной поддержке домашнего оленеводства, то уже тогда, речь шла о создании отдельной программы. Однако этой работе помешал коронавирус и смена руководителя КМС Шарова, который занимался разработкой проекта. Они уверены, что, если будет единая и комплексная областная программа, то многие проблемы коренных народов Севера, занимающихся оленеводством, будут сняты с повестки.
Сейчас в регионе всего 115 голов оленей. А в советское время их было больше 4 тысяч. Один из рассматриваемых вариантов поддержки оленеводов для сохранения оставшихся животных — субсидии в части "котлового питания".
— К нам поступало несколько вариантов оплаты для оленеводов. Их у нас 13 человек. Был вариант давать им выплату из расчета 500 рублей в день как командировочные расходы. Но основания для привязки к ним мы не нашли. Второй вариант — рассчитать выплату, исходя из набора продуктов питания. Было представлено два абсолютно разных набора — на 8 и на 4 тысячи рублей в месяц. Нет четкой позиции у разработчиков. Это все в рамках социальной поддержки, но не совсем понятно, как она будет связана с ростом и сохранением количества голов, — заявила заместитель министра финансов Александра Васильева.
Второй вариант поддержки — выделение денег на содержание одного животного. Как пояснил первый замминистра сельского хозяйства Андрей Речкин, в конце года каждый муниципалитет рассчитывает количество коров, оленей и всех сельхозживотных, чтобы вывести ставку на голову по количеству комбикорма.
— Затем администрация делает заявку в министерство, что на эти цели ей нужна определенная сумма. Эти деньги нам минфин выделяет, и мы по требованию муниципалитета отправляем их, — рассказал Андрей Речкин.
Для примера эффективного развития оленеводства Речкин взял Якутию. На данный момент там содержится больше 150 тысяч голов оленей. Правительство там выделяет 60 процентов субсидий. 40 — платят сами хозяйства. Но там сфера работает, как производственная. Если на Сахалине тоже запустится такое производство, то отрасль попадет под все существующие в регионе льготы. Но проблема в том, что с таким малым количеством голов запустить производство невозможно. К тому же оленеводы на Сахалине фактически выживают лишь на пенсии и накопления.
Для изучения ситуации, связанной с проблемами оленеводства в Ногликский район отправится представитель КМНС в облдуме Алексей Лиманзо. Проект, который разработает минэконом, рабочая группа рассмотрит в августе.