Сквозь лед, туманы и шторм. Сахалин.Инфо
8 декабря 2024 Воскресенье, 07:21 SAKH
16+

Сквозь лед, туманы и шторм

, Sakhalin.Info
Франтирер, Публикации, Общество

И борт о борт заржавленные пароходы врывались в порт…

Максимилиан Волошин.

1 февраля 1942 года в 19.00 открылся маяк "Эстебан", расположенный на подходах канадскому городу Порт-Аделаида. Но рейс ещё не был завершен.

2 февраля 1942 года к 12.00 погода ухудшилась, пошли снежные заряды и шквалы. Пролетел американский патрульный самолёт "Каталина".

3 февраля 1942 г. начался шторм силой до 8 баллов со снегом и дождём. Видимость временами терялось совсем. Судно испытывало стремительную бортовую и килевую качку. Крен доходил до 35°на оба борта. В течение дня дождь не прекращался.

15.00. Ветер усилился до ураганного, с юг-юго-запада шла тяжелая 8-балльная зыбь. Периодически судно не слушалось руля: при перекладке "влево", "Двина" шла "вправо".

Однако резерв - высокалорийный северосахалинский мгачинский и дуйский уголь - в ход не пошел. Припасенный капитаном Юрченко для критического случая, он лежал в трюме и ждал своего часа. Интуиция подсказывала капитану, что самое неприятное еще впереди…

К слову сказать, Анна Ивановна Щетинина также везла в трюме "Карла Либкнехта" 50 тонн сахалинского угля, принятого в бункеры для такого же случая в Петропавловске-Камчатском. Интуиция ее тоже не подвела…

19.00. Метер изменил направление и стих.

20.00. Открылся маяк Деструкшен Ислэнд.

21.00. Ветер утих до 3 баллов, видимость улучшилась. До вечера экипаж занимался штивкой угля в трюмах.

4 февраля 1942 года. Ночью погода ухудшилась: снова последовала полоса шквалов с дождем, усилился ветер, появилась крупная зыбь. Ближе к утру видимость моментами исчезала.

К полудню новая напасть - с усилением ветра начало падать давление пара в машине и судно перестало слушаться руля, рыская по курсу. Из-за стремительной качки на палубу начало попадать большое количество воды. Капитан Юрченко вызвал палубную команду для подачи в кочегарку неприкосновенного запаса хорошего угля для подъема пара и увеличения скорости.

К 15.00 экипаж закончил подачу хорошего угля в кочегарку, судно начало слушаться руля и выгребать против сильного шквалистого ветра с дождем.

В 20.00 взяли пеленг на маяк Дисоппойнт и увидели зарево плавучего маяка Колумбия.

В 22 часа открылся маяк Колумбия.

Следует также отметить, что в это время флотилия японских крейсерских подводных лодок разворачивалась завесой в водах у западного побережья США от Сиэтла до Сан-Диего. Часть из них несла на борту гидросамолеты. Эти подводные гидроавианосцы как раз и представляли главную опасность для одиночного, не вооруженного советского транспортного судна в условиях, когда опознание национальной принадлежности было затруднено. В воспоминаниях японского подводника Хасимото действиям в северных водах у западного побережья США, берегов Аляски и у восточных Алеутских островов посвящен целый раздел, где автор достаточно подробно описывает не только навигационную специфику акватории, но и условия быта на борту подводного крейсера. И практически на каждой странице главы, посвященной действиям на севере и северо-западе Тихого океана - жалобы на отсутствие бортовых радиолокаторов. Это спасло группу советских судов, совершавших переход в декабре 1941 - феврале 1942 года на капитальный ремонт в порты Канады и США.

5 февраля 1942 года "Двина" встретила в дрейфе на подходах к устью реки Колумбия. С рассветом начали подниматься к устью.

В 10.15 над пароходом дважды пролетел американский самолет, затем встретились с лоцманским судном "Колумбия" и приняли на борт лоцмана. Далее по его указанию проследовали фарватером на порт Астория. По прибытию в порт Астория вынуждены были встать на бункеровку - без хорошего угля изношенная машина не могла справляться с сильным течением широкой реки. На следующий день закончили бункеровку и снялись на Портленд.

7 февраля 1942 года пароход ДГМП "Двина" прибыл в Портленд. Перед швартовкой вышла из строя паровая машина - "Двина" дотянула до порта назначения "на честном слове и на одном винте". Два буксира подтянули аварийное судно к причалу судоремонтной верфи. Переход был закончен…

К слову, "Карлуша" Анны Ивановны Щетининой тоже заглох и не мог двигаться вверх по реке Колумбия на ремонт в канадский Ванкувер. Анна Ивановна попросила несколько тонн хорошего угля для движения вверх по реке.

Не все было так благополучно, прямо у пирса затонул пароход ДГМП "Ильич". При этом погибла буфетчица. Сел на камни в проливе Хуан-де-Фука пароход ДГМП "Узбекистан". Впрочем, судам с таким названием в дальневосточных морях постоянно не везло…

К маю 1942 года не менее 80 советских транспортных судов Дальневосточного государственного морского пароходства стояли на ремонте или уже завершали капитальный ремонт на верфях западного побережья США и Канады. Одновременно во второй половине 1942 года перегонные экипажи во главе с капитанами-дальневосточниками капитанами Балтийского и Мурманского морских пароходств, начали поднимать советские флаги на крупнотоннажных американских транспортных судах и танкерах "первой волны ленд-лиза". В результате работы советской Приёмно-закупочной комиссии и ввода в строй на верфях США и Канады численность транспортных судов ДГМП удалось довести до 180 единиц. К сожалению, не удалась попытка прорыва танкеров и ледокола из Чёрного моря через Дарданеллы в Средиземное море. Из большой группы судов на Дальний Восток прорвались считанные единицы, в том числе ледокол "Микоян", направленный для работы в восточном секторе Арктики….

В апреле 1942 года Объединенный Флот императорской Японии пытался перехватить американское авианосное соединение, атаковавшее силами армейских бомбардировщиков В-25, стартовавших с палубы авианосца "Хорнет" цели на Японских островах. Экипаж одного из В-25, реально оценив ситуацию с перспективами посадки на воду или на захваченной японцами территории континентального Китая, повернул к советским берегам. На подходах к Владивостоку бомбардировщик капитана Дэвида Йорка перехватили советские ЛаГГ-3 из 31-го авиационного полка ПВО флота и посадили на аэродроме под Владивостоком. У капитана Дэвида Йорка, неплохо владевшего русским языком, появилась дополнительная возможность для длительной языковой практики в ходе разбирательства и длительного путешествия с Дальнего Востока в Среднюю Азию, а оттуда - через Иран в США.

В ходе погони японское оперативное соединение во главе с линейным кораблем "Фусо" остановило и препроводило для досмотра в порт Кушимото транспортное судно ДГМП "Ангарстрой". В течение двух недель японцы досматривали транспорт, но вместо американского тяжелого авианосца в трюмах был только американский сахар. 5000 тонн. Пароход пришлось отпустить…

Уже в начале мая началось боевое развертывание сил Объединенного Флота и Тихоокеанского флота США. Японцы готовили генеральное сражение в северной части Тихого океана, тщательно спланировав Алеутско-Мидуэйскую наступательную операцию. В обстановке нервозности и секретности японцы перекрыли основные курильские проливы… Не помогло - американцы уверенно читали их коды…

А вот для советских судов время перехода до Петропавловска-Камчатского и портов западного побережья США увеличилось почти в два раза… Да и с опознаванием у тех же американцев было не важно - в ходе поиска японских авианосцев у берегов Алеутских островов и в Беринговом море американская базовая авиация серьезно повредила пароход ДГМП "Джурма", шедшего из Петропавловска-Камчатского в Датч-Харбор...

Морские суда американской постройки 1919-1925 годов позволили снять острую нехватку тоннажа на экспортно-импортных линиях Сан-Франциско - Владивосток и Сиэтл - Петропавловск-Камчатский - Владивосток. Высвободившийся тоннаж был направлен в атлантический бассейн по Северному Морскому пути для компенсации потерь Мурманского государственного морского пароходства… Но это уже другая история с другими действующими лицами.

Подписаться на новости