Чехов-центр подвел итоги 79-го театрального сезона
На торжественном собрании в южно-сахалинском Чехов-центре 28 июня подвели итоги прошедшего театрального сезона. Со сцены, оформленной декорациями недавних премьерных спектаклей, перед сидевшими в зрительном зале актерами и сотрудниками театрального центра выступили директор Чехов-центра Инна Петренко и художественный руководитель Никита Гриншпун.
"Это был очень интересный год - я бы его назвал его годом эксперимента, - начал худрук. - Театр невозможен без поиска новых форм, и только в этом пространстве лежит подлинный театр - простите за пафос. Я не думаю, что мы уйдем с этого пути, - сказал он и, обращаясь к труппе, сформулировал программу будущего года, - продолжение поиска, эксперимент, но на базе традиций, школы русского психологического театра. Если в этом году с первой частью: поиск, проба, новые формы - мы частично справились, то что касается традиций, школы - с этим у нас проблемы. Они не катастрофические - как и в каждом театре, но те задачи, которые мы ставим, невозможно решить без высокого профессионализма. Я имею в виду и актерскую игру, и (уже, наверное, надоело и вам слышать, и мне об этом говорить) высокий художественный уровень театрального производства.
Что мы собираемся делать в следующем сезоне? По-прежнему количество премьер и количество экспериментов, проб и, наверное, ошибок будет увеличиваться. Это говорит о том, что работать придется еще больше. Плюс ко всему юбилейный сезон диктует очень жесткие и форс-мажорные, если хотите, условия. Откроется сезон 15 октября новым спектаклем, который мы уже практически "сочинили". Затем последует ставшая почти традиционной лаборатория - только в этом году она будет посвящена детскому театру. К сожалению, этот "сегмент рынка", как говорят сейчас, не охвачен. И самое интересное для нас - как работать с этой аудиторией, каким языком разговаривать с детьми и подростками. Мы попробуем найти этот язык и материал, который будет интересен главным нашим судьям - зрителям. В этом нам помогут режиссеры - другие, новые, приглашенные из Москвы, из Ленинграда. Театр опять неделю будет "стоять на ушах" - я считаю, что это великолепно.
Мы попробуем поставить музыкальный спектакль. Я боюсь говорить слово "оперетта" - но попробую... Этот жанр необычайно интересен. Мне кажется, что в труппе есть артисты, которые его чувствуют. Зритель хочет увидеть и такой жанр тоже, и я считаю своей обязанностью такой спектакль сделать. И это будет тоже новой формой в новом театральном сезоне.
Собираемся приглашать новых режиссеров. Один из них Владимир Золотарь - номинант "Золотой маски" и т.д… Интересно будет поработать с и режиссерами молодыми (сейчас зал вздрогнул, представив второго, как я...) - нет, нормальный молодой парень, преподает в ГИТИСе, в мастерской Сергея Женовача, высокий профессионал. Вообще, эта мастерская, на мой взгляд, сегодня один из лучших театров мира. Буду откровенен - неважно, дотянемся мы, сможем или нет - до этой планки не дотянуться никогда, но в этом направлении двигаться - нужно.
Все секреты я раскрывать не буду, но год будет очень напряженный и интересный, и я уверен, что он получится, потому что то, как работали в этом году артисты, знакомились, притирались - заставляет надеяться, что все будет хорошо", - заключил Никита Гриншпун и, "пропустив неприятную часть - сегодня только о приятном (все, что наметили в этом году, реализуем в следующем - это касается не только творчества, но и организации театрального дела)" - перешел к торжественной части собрания - вручению наград.
Под аплодисменты зала Никита Гриншпун вручил почетные грамоты Чехов-центра лучшим актерам 79-го театрального сезона. За добросовестный и качественный труд награждены Анна Антонова, Ксения Кочуева, Консантин Кузнецов, Любовь Овсянникова, Роман Татарчук, Лидия Суханова, Мария Шарапова.
"Бок о бок с нами трудится камерный ансамбль "Дивертисмент", - продолжил торжественную часть собрания худрук. - Я вчера перебирал на столе бумажки и нашел заявление: "В связи с употреблением в лаборатории современной драматургии ненормативной лексики, прошу оградить ансамбль "Дивертисмент" от участия в подобного рода мероприятиях..." Я ее храню. Но потом был Островский, юбилей коллектива, потом была их программа - и, на мой взгляд, наладились нормальные рабочие отношения. Надеюсь, что они не будут больше прерываться, и за это - памятный знак в номинации "За создание ярких музыкальных образов". Спасибо. Второй наш музыкальный коллектив - оркестр "Джаз-тайм" (художественный руководитель Владимир Киндинов). "Кроме теплых слов не могу ничего сказать - ансамбль великолепно работал в лаборатории, сделали концерт к 9 Мая, работали в спектакле по Островскому". Руководитель "Джаз-тайм" получил такой же памятный знак.
Затем состоялась главная часть награждения - в номинациях за лучшие роли. Так как в театре в прошлом году появилась "малая сцена", номинаций стало больше.
Начали с малой сцены - за лучшую эпизодическую роль в спектакле малой формы награжден Сергей Максимчук - за роль Тимофеева в спектакле "Остров Рикоту". Награду за лучшую роль второго плана ("Дед" в спектакле "Двое бедных румын, говорящих по-польски") получил Андрей Кузин. Елена Бастрыгина награждена за лучшую женскую роль, сыгранную в этом же спектакле (Джина). Главная мужская роль в спектакле малой формы (Парха) сыграна Василием Бабаевым - и тоже в постановке Вячеслава Кокорина по пьесе Дороты Масловской.
В спектаклях большой сцены за лучшую эпизодическую роль отмечена Мария Безлюдко (Горошина, "Сон в летнюю ночь"). Лучшая эпизодическая мужская роль - Дуда Константина Вогачева из того же спектакля. За лучшую роль второго плана - Васьки Ермилова в спектакле "Крыша над головой" - награжден Леонид Всеволодский.
"К сожалению, этой номинации не было, но ее пришлось выдумать, - продолжил Никита Гриншпун, - "За создание разноплановых образов в драматическом произведении". Я имею в виду артиста Андрея Кошелева, который в концерте к 9 Мая в каждой песне был другим…" За эту свою работу актер удостоен специальной награды.
"Главная женская роль… К сожалению, выбор был небольшой и работа еще не закончена". Тем не менее, Наталья Красилова отмечена за роль Аннушки в спектакле "На бойком месте".
Что касается "Лучшей главной мужской роли в спектаклях большой формы" - главной номинации театрального искусства, по словам Никиты Гриншпуна, то "в этом году "место осталось вакантным". Я не вижу яркого образа - или попытки его создания. Критерии, как вы поняли, простые, - другой человек (Безлюдко в Горошине, Леня, Парха). Этот образ не был создан в этом году. Его нет пока - но не все сразу. Мы знаем, к чему стремиться, понимаем критерии, и я надеюсь, что в следующем году я с удовольствием вручу какому-нибудь мужчине из труппы этот приз", - заключил худрук, обращаясь к актерам.
"Вместе с актерами этот сезон прожили и другие службы Чехов-центра, которым было так же нелегко и непросто", - продолжила процедуру награждения директор Инна Петренко. Грамотами и переходящими знаками награждены театральные цеха - в номинациях "за инициативу и творчество", "за преданность профессии" и "за ответственное отношение к делу". В заключение отдельными наградами были отмечены работники Чехов-центра - лучший начальник подразделения, самый надежный и самый коммуникабельный сотрудник, "профессионал своего дела".