В Чехов-центре идет работа над спектаклями "Школы детской драматургии". Сахалин.Инфо
15 октября 2024 Вторник, 10:21 SAKH
16+

В Чехов-центре идет работа над спектаклями "Школы детской драматургии"

Культура, Общество, Южно-Сахалинск

В южно-сахалинском Чехов-центре в эти дни готовятся очередные "лабораторные" постановки - на этот раз эскизов спектаклей для детей. На сцене, в фойе, в зрительном зале с понедельника идут репетиции. Накануне на Сахалин прилетели четыре молодых режиссера и идейный вдохновитель лаборатории "Школа детской драматургии" критик Олег Лоевский. В тот же день они встретились с журналистами.

Прежде всего Олег Лоевский рассказал, на каких принципах построена школа детской драматургии и с какими традициями отечественного детского театра она идет вразрез. По его словам, исторически сложилось, что в России к детям относятся как к будущим людям - всё, чего от них хотят сейчас, чтобы они учились хорошо и сидели тихо. Из этого подхода вытекают и беды детского театра: юных зрителей чаще всего развлекают третьесортным искусством - спектаклями, в которых "вышли, поплясали, попели, а в конце добро победило зло". "Мы попытаемся по-другому взглянуть на детский театр", - пообещал Олег Лоевский и сослался на опыт российских и зарубежных театров, которые успешно ищут разные способы общения с детьми.

"В первую очередь это вопрос тем: с детьми нужно говорить, как со взрослыми, - о жизни, смерти, любви, ненависти. Затем вопрос пространства. Детские театры, которые построены в советское время, - это, как правило, огромные залы на 800 мест. Мы же знаем прекрасно, что дети даже в небольшой комнате строят себе домик под столом, сужая пространство". По словам критика, даже "Каштанка" в постановке Вячеслава Кокорина, которая с таким успехом недавно была показана в Чехов-центре, в своем родном ТЮЗе идет на малой сцене - и атмосфера на этом спектакле совсем другая.

Итак, эскизы "Школы детской драматургии", как и прошлогодней лаборатории, предназначены для небольшой аудитории и, ввиду отсутствия отдельной малой сцены в Чехов-центре, действие их будет разворачиваться где угодно, но только не там, где положено. Ожидается, что на каждый спектакль придет около восьмидесяти зрителей в возрасте до 12 лет - и их родителей. Это не специально отобранная публика, и каждый может купить билет, а после спектакля оценить и обсудить увиденное. Драматургический материал, над которым сейчас работают режиссеры, - интересен и разнопланов, хотя, возможно, выбор его и небесспорен - о чем тоже можно будет поговорить после каждого спектакля.

На первый взгляд, самое простое задание досталось Антону Безъязыкову, выпускнику РАТИ, работающему сейчас в Магнитогорске. "Винни-Пух" А.Милна в переводе Б.Заходера - сказка, которую все читают своим детям, а если нет, то знают сюжет и героев по мультфильмам. По словам Антона, готовя эскиз, он постарается вспомнить собственное детство и вернуться к особому мироощущению тех юных лет, когда у нас были любимые игрушки, мы хорошо помнили сны и умели видеть в простом волшебное.

Выпускник ГИТИСа Данил Безносов работает над эскизом спектакля по русским народным сказкам из сборника Ю.Круглова - "Свет Луна" и "Мертвое тело". Это, скажем так, не совсем те народные сказки, которые принято читать детям на ночь - в том смысле, что злодейство там чуть более реально, а волшебства, его скрашивающего, меньше. Но если ребенок уже не рыдает на последней строчке из "Колобка" - то эти и сказки ему не противопоказаны.

Самому молодому участнику лаборатории Кириллу Вытоптову досталось, наверное, и самое непростое произведение - пьеса Михаила Бартенева "Макарова месть", в которой переплетены фольклорные сюжеты и жестокая реальность. В общих словах, это пьеса о нравственном выборе, о взрослении. Очевидно, что на эту трудную тему прежде всего и пойдет разговор после спектакля. Как пообещал Олег Лоевский, в обсуждении примет участие и сам драматург.

Также о нравственном выборе - и не только - говорится в довольно новой, написанной в 2006 году, но уже знаменитой пьесе немецкого драматурга Ульриха Хуба "У ковчега в восемь". Ее ставит Роман Ильин (Феодори), главный режиссер Алтайского театра драмы. Пьеса о трех пингвинах и Ноевом ковчеге считается произведением на религиозную тему - при этом одним из самых понятных детям.

С первым результатом совместной работы молодых режиссеров и актеров Чехов-центра (а также студентов театрального колледжа, которым участие в лаборатории даст шанс показать свои творческие возможности) сахалинский зритель познакомится уже 4 ноября. Тогда мы и узнаем, вызовут ли эскизы детских спектаклей такие же бурные дискуссии, как и постановки прошлогодней лаборатории современой драматургии. Которая, в итоге, не только оставила театру довольно интересный художественный опыт, но и обогатила репертуар двумя спектаклями малой сцены.

Подписаться на новости