"Рано праздновать панихиду" - "круглый стол" в Чехов-центре
15 февраля областное агентство по культуре провело в здании Чехов-центра заседание круглого стола. Мероприятие называлось "Театральный Сахалин: сегодня, завтра". На него были приглашены актеры и руководители обоих сахалинских профессиональных театров, представители профессиональных союзов и общественных организаций, журналисты, которые пишут о театре, и просто любители театра - зрители. Как заметила, открывая "круглый стол", журналист ГТРК "Сахалин" Людмила Капустинская, "все, кому небезразлично будущее театрального дела на Сахалине". Актуальность встречи, по ее словам, была вызвана особым вниманием, которое в последнее время уделяет государство театральному искусству: "Многие знают о том, что принята концепция развития театрального дела до 2020 года, идет активное ее обсуждение в театральных коллективах. Какими же путями пойдет сахалинский театр, и каково его место в культурном пространстве области и, возможно, страны?"
В качестве девиза встречи на экране в фойе, где собрались ее участники, была высвечена цитата из Герцена: "Театр - высшая инстанция решения жизненных вопросов". Так как предстоял разговор на больную тему, начать его следовало издалека.
Что и сделала руководитель областного агентства по культуре Ирина Гонюкова, которая вначале рассказала собравшимся любителям и профессионалам, что театр является "одной из форм человеческого общения, которая не опосредована техническими средствами, и как живой организм нуждается в движении и развитии". Затем руководитель агентства сообщила о мерах государственной поддержки театрального дела, в том числе на уровне области, которые, по ее словам, должны дать "толчок развитию отрасли". "Поддержка будет заключаться в укреплении материально-технической базы, развитии гастрольной деятельности (не только по Сахалину, но и в ДФО и между федеральными округами как гастроли обменного характера), выделении грантов (под творческие проекты в интересах населения области)".
"Важно не забывать о людях, которые работают в театре", - сказала также руководитель агентства и пообещала рассматривать вопросы социальной поддержки в индивидуальном порядке.
"Здесь кроме работников Чехов-центра собрались только друзья..." - журналист "Губернских ведомостей" Сергей Чинаров тактично и тоже издалека начал разговор на тему, ради которой, собственно, и был созван "круглый стол". А именно то обстоятельство, что юбилейный 80-й сезон Чехов-центра, на который возлагалось столько надежд, мягко говоря, ожиданий не оправдал. Как мы уже писали, накануне нового года, за полгода до окончания контракта, театр покинул художественный руководитель Никита Гриншпун. По версии, которую озвучивают в официальных разговорах работники театра, причина ухода молодого худрука - творческие разногласия в ходе подготовки музыкального спектакля "Женихи". Режиссеру не понравились декорации, которые сделали в Чехов-центре, а лучших на Сахалине изготовить не представилось возможным. Соответственно, сорвалась и премьера - "Женихов" Дунаевского на сцене Чехов-центра не будет.
По неофициальной версии, худрука "съели". Гриншпун, как говорят, не ладил со "стариками" и конфликтовал с цехами театра. При этом, что совсем плохо, настроил против себя достаточно влиятельную часть сахалинской театральной публики. И вот теперь представители этой публики собрались за круглым столом - поговорить о будущем Чехов-центра.
"То, что сегодня переживает Чехов-центр, вполне традиционно - это бывает с каждым театром, - продолжил Сергей Чинаров, много и активно критиковавший постановки Гриншпуна. И на правах старого "друга дома" заговорил о причинах неурядиц: в театре отсутствует "вменяемая репертуарная политика", выбор пьес сиюсекунден и случаен, в репертуаре чересчур много инсценировок (ради общей конъюнктуры или прибавки к гонорару?). Предложил вернуться к практике сдачи спектаклей. Наконец, известный сахалинский критик разругал акустику зала и убогую черную "одежду сцены", сравнив кулисы с "трико с вытянутыми коленками" - все это создает впечатление небрежности и неуважения к зрителю.
На убогую "одежду сцены" обиделась директор Чехов-центра Инна Петренко. Тем более, что вскоре ее заменят - хотя опять-таки на черную, потому что "одежде сцены" положено быть черной. Петренко также напомнила, в каких условиях и в какие годы делалась реконструкция Чехов-центра. Нынешний зрительный зал, по ее словам, уступает тому, что был прежде, и уже нуждается в новой реконструкции, но всему свой срок.
Затем взял слово еще один "старый друг Чехов-центра" Павел Ахманаев. "Меня как инженера интересуют "цифровые показатели" и еще один вопрос - сколько раз на спектаклях за последние три года побывал губернатор?" Выяснилось, что губернатор Хорошавин в отличие от покойного Фархутдинова посетил всего один спектакль (бенефис народной артистки Клары Кисенковой), что, как было сказано, не лучшим образом сказалось на творческом росте театрального коллектива.
Вопрос о посещаемости спектаклей оказался непростым. "70-80 процентов", - сказала Инна Петренко, - но это в зависимости от спектакля". Бывают аншлаги - полными залами зрители проводили "13" в постановке покойного Игоря Гуревича. Бывает и меньше 70% - опять же в зависимости от спектакля... После этого директор Чехов-центра заговорила на совсем больную тему - о репертуаре, о том, что Чехов-центр - автономное учреждение, и в его работе важна коммерческая составляющая, а зритель любит ходить на комедии, а на "Страсти по Андрею" - нет.
Актер театра кукол Евгений Панихин высказал опасение - не станет ли "автономия" и в перспективе самоокупаемость его театра "своего рода педалью, чтобы театр перешел на конъюнктурный подход к своей работе - ведь это абсолютно исключает суть театра - не быть паяцем на усладу зрителя, а работать с ним". Немного позднее о роли зрителя заговорила, выйдя к микрофону, и "зрительница со стажем" Татьяна. Очень волнуясь, она попыталась убедить театральных работников в необходимости воспитывать своего зрителя и ценить "этот ресурс".
Как весьма плачевное охарактеризовала положение дел в Чехов-центре руководитель театра кукол и союза театральных деятелей Сахалина Антонина Добролюбова: "Мне больно смотреть на артистов, когда я вижу зал в 50 человек, ведь вы знаете, как мы к вам относимся..." По ее убеждению, корень всех бед театра - в отсутствии художественного руководителя.
В ответ, правильно рассчитав момент для кульминационного монолога, взяла слово Клара Кисенкова. Первой среди всех выступавших она наконец озвучила события, которые довели юбилейный сезон до нынешней критической точки.
"Все знают, что произошло в Чехов-центре - в середине сезона театр остался без художественного руководителя. Я не буду сейчас делать анализ этого поступка... К сожалению, от нас ушли и трое ведущих актеров - это не связано с уходом худрука, но так сложились обстоятельства. Сейчас, нужно говорить прямо, у нас труппа не укомплектована. Есть две старухи, один актер среднего поколения, девять мужчин, остальные женщины...
Последние залы у нас - я не знаю, сколько у нас процентов по отчетам, но я знаю, сколько процентов зрителей в зале, если сто человек - это 70% - не знаю. У меня есть свои глаза, когда я иду на поклон, и мои товарищи стоят рядом со мной - мы всё это видим. С чем это связано, не знаю, но это проблема". В качестве выхода Клара Кисенкова видит возобновление работы художественных советов, которые, по ее словам, и помогут театру выбраться "из этой ямы". "Давайте мы, научимся говорить правду, не обижая, не оскорбляя, не унижая человеческое достоинство, попробуем объективно подходить каждый к самому себе".
Разговор вновь зашел и долго сводился к воспоминаниям о том, какие замечательные спектакли шли в свое время на сцене сахалинского театра. Преподаватель СахГУ и еще один друг Чехов-центра Сергей Хелик завел речь о подростковой аудитории и о психологических проблемах творчества, когда взял слово и заставил всех рассмеяться Андрей Кошелев, назвав себя "заслуженным артистом Чехов-центра": "Я буквально два слова хочу сказать. Временами, начиная с уважаемого Сергея Чинарова, наш разговор пошел в сторону какой-то панихиды по "ушедшей из жизни театральной жизни Чехов-центра". Я хотел бы немножко вернуть нас к событиям, которые произошли за эти два года. Я понимаю - сейчас наступил сложный период. Но вы понимаете, за прошедшие два года не все было так мрачно и скучно в наших стенах. Две лаборатории, которые всколыхнули творческую активность наших актеров. И я понимаю, что "Двое румын, говорящих по-польски" - достаточно спорный спектакль, но между тем он был показан в Екатеринбурге на Днях польской драматургии и, поверьте, там он произвел достаточно хорошее впечатление. За эти два года наш театр съездил и на Мелиховский фестиваль, и были постановки зарубежных режиссеров - Петру Вуткэрэу и Франка Бертье. У нас появилась малая сцена. Мне как артисту она близка, потому что за отсутствием большой сцены я сам играл когда-то здесь в этом буфете. Я понимаю, насколько малая сцена может быть пронзительна, искренна, насколько она может потрясать зрителя, и именно на малой сцене в полной мере может проявиться мастерство драматического артиста. Если большая сцена может проявить синтетического артиста, где он может показать пластику, вокал, то малая сцена славится той нотой, которая может попасть в душу. Мне нравится спектакль "Остров Рикоту" режиссера Мити Егорова. Когда я увидел в качестве зрителя наш зал со стороны сцены, когда он был превращен в продолжение перспективы сцены - море. У нас была еще поездка на "Ново-Сибирский транзит" со спектаклем "Крыша над головой". Конечно, мы сейчас попали в сложное положение, но панихиду... понимаете, рано праздновать панихиду, - сказал актер, и эта оговорка заставила рассмеяться и заметно разрядила обстановку за "круглым столом". - За расставаньем будет встреча, я надеюсь. Не так все мрачно, серо и скучно", - заключил Андрей Кошелев.
"Я не буду говорить о вопросах творчества, - вышла к микрофону завтруппой Чехов-центра Мария Баюшкина. - Я хочу сказать о том, что актеры - это люди, которые готовы работать 24 часа в сутки. Это главные люди в театре, и к ним нужно так относиться - не на словах, а на деле - ко всем 23 актерам, которые работают в Чехов-центре. Когда актер работает много на сцене, у него должен быть быт, он должен быть защищен. А когда у нас актеры живут в общежитиях, на съемных квартирах, они не знают, что с ними будет завтра. Нам сейчас в труппу, естественно, нужно приглашать актеров, а что театр может предложить этим новым актерам? Зарплату в 15 тысяч рублей и место в общежитии или съемной квартире. Простите, что я говорю не о творчестве... Некоторые наши актрисы удачно вышли замуж, купили квартиры, кто-то взял ипотеку - тоже потому что удачно вышли замуж. А что нам делать с актерскими семьями, которые живут в съемном жилье? Вы не поинтересовались, почему уехали актеры - а они тоже жили в съемном жилье. Театр своими силами эту проблему решить не сможет - только с помощью агентства и областного руководства".
Марию Баюшкину поддержали актер театра кукол Сергей Омшенецкий и Антонина Добролюбова, которая до этого долго говорила об успехах своего театра - для него в отличие от Чехов-центра творческий сезон складывается очень удачно: премьеры, переезд в новое здание, фестивали, интересные гастроли. Но бытовые проблемы те же - зарплаты и жилья. "У нас семья молодых артистов с маленьким ребенком живет в очень плохих условиях. Двум артистам мы снимаем одну квартиру на двоих". Возможно, этими вопросами - достойной оплаты труда актеров - и следовало закончить разговор за круглым столом, однако двухчасовое мероприятие завершилось все тем же - рассуждениями о творчестве и государственной поддержке театрального дела - если не считать выступления руководителя ансамбля "Дивертисмент" Натальи Лопатиной, которая "при всем своем двойственном отношении к директору" тепло отозвалась о работе Инны Петренко и подвела своего рода итог: "В случившемся виноваты мы все".