Спектакль "Трижды три желания" загадал загадки зрителю
На малой сцене "Чехов-центра" сыгран очередной премьерный спектакль. Новый худрук театра Даниил Безносов представил свое прочтение пьесы французского автора Жака Жуе "Трижды три желания, или Умение загадывать". Произведение (на родине драматурга критики обозначают его жанр как "современный ироничный фарс") состоит из трех законченных частей, объединенных главным действующим лицом - Богом, который, принимая разный облик, является в созданный им мир и испытывает первых встречных исполнением их желаний. "Первые встречные", как назло, оказываются не самыми разумными существами, а их желания большей частью либо предсказуемы, либо изумляют глупостью. Но не все так просто, и финал каждой следующей притчи еще страннее предыдущего…
Эта не слишком длинная пьеса, в которой всего шесть персонажей, идет в разных французских театрах, а у нас в стране пользуется успехом на малых и экспериментальных сценах, где, считается, не нужны сложные декорации, а мера условности и зрительского доверия стремятся к бесконечности. И в Чехов-центре этот спектакль представлен в рамках проекта "Лицом к лицу", и даже предполагалось, что он будет сыгран на "Новой сцене" - в переоборудованном под студийные постановки музыкальном салоне. Но по каким-то причинам премьера состоялась на "вывернутой наизнанку" главной сцене - то есть там, где уже шли или идут оставшиеся в репертуаре "лабораторные" спектакли.
"Повышенная условность" импровизированной сцены была в полной мере использована в декорациях и реквизите и в значительной - в игре актеров. Сергей Максимчук, в начале спектакля простым и доверительным голосом объявивший себя Богом, до самой последней минуты не давал повода усомниться в своем персонаже. Хотя, по тексту, он скорее обычный брюзга, чем всемогущий Создатель. Всего в постановке Чехов-центра заняты четыре актера, хотя в других театрах обходились и тремя. Очевидно, потому что Анна Антонова не упустила возможность блестяще сыграть сварливую тетку в первой притче - очередное достижение талантливой актрисы. Две другие женские роли, одну короткую и без слов, а вторую едва ли не самую важную, сыграла Елена Бастрыгина. Андрей Кузин, которому также достались две роли, предстал не совсем в своем амплуа и создал два разных и интересных образа.
Зрители, увлеченные актерской игрой, приняли премьерный спектакль хорошо, хотя финал его и вызвал недоумение. Почему в самом конце Создатель, оказавшись в роли смертного, не только повел себя как одно из своих неразумных созданий, но и вовсе в итоге отказался от божественной сущности? И как, собственно, отнестись к такому финалу? В пьесе нет простого и однозначного ответа на этот вопрос, но такова уж особенность притчи как жанра - ответы иносказательны и искать их нужно между строк.
К сожалению, спектакль этой возможности зрителю не дал. Наверное, не хватило музыки, пластики - или просто пауз, чтобы расставить несколько важных акцентов и в нужный момент заставить задуматься над ключевыми для понимания пьесы вопросами.
Почему во второй притче ослик, перехитривший Бога и заставивший исполнять свои желания бесконечно, решил умереть? Не потому ли еще в начале пьесы Бог, предвидя недоброе, отказывается исполнять желания женщины - героини А.Антоновой? Может быть, ответ на эти вопросы были бы очевиднее, если бы все женские роли играла одна актриса - и именно ей пришлось бы удивлять зрителя способностью к перевоплощению. Потому что на самом деле эта пьеса о Боге и Женщине, а вовсе не о прокаженном и глухом глупце и не об удоде и хитроумном ослике...
Фото Константина Сергеева, ИА Sakh.com.