20 августа 2022 Суббота, 04:43 SAKH
16+

У Чехов-центра появился новый спектакль о рутине и ожидании чуда

Культура, Южно-Сахалинск

Смешно настолько, что сгибаешься пополам, забыв, что ты в театре. А потом внезапно иголки в носу от какого-то смутного тоскливого ощущения. Еще немного — и кажется, что придется смахивать слезу, но вот опять очень смешно. Весь спектакль "Горка" (16+), появившийся в репертуаре сахалинского Чехов-центра, — это соединение противоречивых эмоций, как в жизни. То вдруг кажется, что главная героиня слегка перебарщивает, но и это тоже как в жизни. Бытовая основа волшебства или волшебство в бытовухе — речь в этом спектакле не только про подготовку новогоднего утренника в детском саду, но и о самом ходе жизни, который иногда просто такой, какой есть, и ничего с этим не поделаешь.

"Горку" по одноименной пьесе современного драматурга из Нижневартовска Алексея Житковского в Чехов-центре поставила режиссер из Москвы Марфа Горвиц. Как-то раз в интервью она сказала, что хоть и старается сделать взрослый спектакль, все равно все они получаются для детей и про инфантильность. А в другом интервью сравнила поход в театр с сеансом у психотерапевта. "Горка" попадает под все эти определения, хотя… Она вообще не вызывает желание что-то как-то определять, только чувствовать и сочувствовать. Молодой воспитательнице Насте (Алла Кохан), которая сбивается с ног между организацией идеального утренника, строительством горки на участке и "строительством" родителей, которые должны успеть купить или сшить детям костюмы и найти подарки. А еще у Насти есть Олег (Никита Хвостиков), он хочет хоть один вечер нормально посмотреть с ней кино, которое уже скачал. А еще есть Озод (Денис Кручинин) — мальчик из семьи мигрантов, которого почему-то не забирают из садика, хотя на дворе уже ночь, и Насте приходится брать его к себе с ночевкой.

Это история про человека, который пытается уцелеть в предпраздничном потоке, благодаря перфекционизму заведующей Зульфии Фаридовны (Ксения Кочуева) грозящем превратится в цунами. Человека, который старается не подходить формально к выполнению своих обязанностей, насколько позволяют силы. И все это — за 15 тысяч рублей в месяц.

"Горка" — пьеса о добре, существующем вопреки всему, так говорил о своем произведении Алексей Житковский. А еще "Горку" называют взрослой комедией в детском саду. Пьеса стала участницей фестиваля молодой драматургии "Любимовка" и в 2018 году была признана лучшей по версии премии "Кульминация".

Фото Чехов-центра
Фото Чехов-центра

Этот спектакль для сахалинских актеров и зрителей — новый опыт современного экспериментального театра. Так уж повелось, что многие из тех, кто приходит в Чехов-центр, не всегда готовы к чему-то радикально новому, смелому, откровенному, но "Горка", что называется, зашла. Она пронизана тем, что легко считывается каждым человеком. Вот этой усталостью от жизни, о которой советский писатель, философ и поэт Леонид Липавский писал в "Разговорах": "Все знают, жизнь — что-то особенное, один раз и больше не повторится; и потому она должна бы быть изумительной. А на самом деле этого нет".

Но скатишься с "Горки" к финальной точке и подумаешь — а может быть, иногда есть?

После спектакля один из зрителей признался, что видел эту постановку в разных театрах, но здесь, на Сахалине, она его пробрала его по-настоящему.

Подписаться на новости