Даги. Сахалин.Инфо
9 декабря 2024 Понедельник, 17:21 SAKH
16+

Даги

Туризм, Публикации, Общество, Ноглики

Вообще-то целью моей поездки в Ногликский район был "Курай" - праздник оленей. Но, пользуясь случаем, я не мог не побывать на находящихся в 30 километрах от Ноглик знаменитых дагинских минеральных источниках.

Издавна они пользуются большой популярностью, и не только среди местного населения. В советское время был накоплен значительный опыт лечения различных заболеваний, прежде всего связанных с поражениями периферической нервной системы (радикулиты, остеохондрозы, нефриты и др.) костно-мышечной системы (артриты, миозиты, бурситы). Результаты лечения, как правило, высокие.

К слову, дикие животные знают о лечебных свойствах горячих ключей. Местные жители замечали на источниках оленей, которые приходили сюда, чтобы избавиться от недомоганий.

И вот так называемые "Горячие ключи". За последние десять лет здесь мало что изменилось. Тот же непритязательный въезд. Расположенная здесь здравница передана в аренду и накрепко закрыта в связи с ремонтом.

- Медсестру днем с огнем не сыщешь, а если вдруг понадобится первая медицинская помощь? Люди рассказывают об источниках и как ими пользоваться друг другу. Чем они отличаются по характеру воздействия на организм человека, толком не знает никто…

Сразу за полотном бывшей узкоколейки десятки палаток, навесов, поляны выбиты, выжжены кострами. Тут же стоят автомобили. На ветвях деревьях сушатся одежда и купальные принадлежности. На резиновых матрасах загорают женщины и дети.

Из одного из замечательных уголков северной части Сахалина Даги превращаются в большую мусорную свалку. Многие принимают ванны торопливо, без учета состояния здоровья, за компанию.

Правда, появилась "цивилизация" - магазин и бар-шашлычная для диких "больных". В последней, кажется, есть караоке. Она служит неким культурным центром для отдыха строителей, работающих по нефтегазовым проектам…

Бывший работник шашлычной, проживающий в Южно-Сахалинске, рассказывал:

- В 2003 году в Горячих Ключах стоял отряд "Балтийской строительной компании". В целебных источниках стирали грязную одежду, мылись. Минеральной водой мыли автомашины и полы в вагончиках... По вечерам набивались в бар. Возьмут один шашлык на десять человек и жрут водку. Посудомойку оскорбили... На следующий день повесил табличку "Балтийская строительная компания не обслуживается". Пришли извиняться... Японцы и американцы заходили, во все глаза смотрели, как я жарю на огне мясо. Для них это экзотика. Один пожилой американец попросил рецепт приготовления блюда. Я сказал ему, что это будет стоить сто долларов. Тот, не задумываясь, выложил из кошелька новенькую банкноту... Пили много и те и другие, Но если наши (сахалинцы) на своих ногах домой шли, то приезжие падали здесь же в шашлычке. Причем, если наши перепьют, мучаются совестью. Приносят извинения "я тут вчера напился…", то приезжим все розово и параллельно…

Рассказывали, что там несколько лет отирался какой-то "ясновидец". Мужик пророчествовал, что скоро на севере Сахалина будет землетрясение, пласты сдвинутся с места. Нефть уйдет в глубь земли и все останутся без работы.

Состояние же действующих термальных источников, которые интенсивно используются людьми, вызывает, по меньшей мере, огорчение. Вся надстройка давно пришла в негодность. Взгляду открываются взору кривые и косые балаганы, прикрытые первыми попавшими под руками цветными кусками брезента, ямы с мутной водой, отдающие серой. Опалубка и лесенки купален давно превратились в гнилушки, вокруг грязная жижа и мусор. Деревянные тротуары к питьевым целебным источникам сгнили, и надо быть внимательным, чтобы не оступиться.

Разбросанные металлоконструкции, взявшиеся ржавчиной заборы из сетки-рабицы, выставленные арендаторами на территории бывшей лечебницы, скорее указывают лишь на намерения цивилизованно осваивать богатства Сахалина, чем на реальную работу.

На территории, пожалуй, лишь два комплекса, которые дают какие-то более менее не плохие условия для комфортного пребывания на источниках.

В одном из них нам удается воспользоваться целебной водой. Она поступает по скважине в небольшой бассейн, в который можно попасть по коридору жилого корпуса, выстроенного местным лесничеством. Он рассчитан на 11 человек. Три трехкомнатных и один двухкомнатный номера - все заняты. В кухне в распоряжении постояльцев электроплита, холодильник, посуда. Есть комната отдыха, летняя веранда и стоянка для автомобилей. Стоимость проживания 1000 рублей в сутки. Предварительные заявки принимаются по телефону. Как правило, люди приезжают на десять дней. Хотя и здесь свои особенности.

Например, нет душа. Женщина в углу двора, отвернувшись к лесу, обливает обнаженные плечи ковшом из ведра.

- А зачем, ведь люди все равно каждый день купаются… - объясняет отсутствие душа женщина - смотрительница комплекса.

Другой комплекс ближе к автостраде номинирован как спортивно-оздоровительный. Стоимость проживания в вагончиках 500-600 рублей. Они рассчитаны на два-четыре человека. Остановиться там практически не представляется возможным, в них постоянно живут те же строители.

Предприимчивые сахалинцы сочетают омовения целебной водой с заготовкой дикоросов - грибов, ягод, папоротника, занимаются консервированием лосося, ловят рыбу на северных реках, охотятся.

Приезжают со своими газовыми баллонами.

- Выстрелов нынче не слышно. С началом строительства газопровода птицы и звери повывелись… Вчера один принес какие-то две птахи в пол-ладони… Недавно оленя гоняли, появился на свою голову…

Вместе с тем окружающая местность по-прежнему отличается своей неброской, сдержанной красотой. Тишина, чистый воздух, в котором все напоминает о близости моря, располагают к длительным прогулкам, особо в сезоны малых осадков, к тому, чтобы дни пребывания были полностью отданы укреплению здоровья.

И тут мне вспомнились минеральные источники Итурупа, которые взял под свою опеку "Гидрострой". Почему бы и работающим в районе отнюдь не бедным нефтяным компаниям не сделать подарок сахалинцем, не обустроить Даги? Ведь лечатся здесь и их собственные работники.

* * *

Путь назад той же дорогой.

Село Венское - три барака, в которых живут нивхи. Реки Большая и Малая Вени красивые разливы в зеленых берегах. Ходят на Ныйский залив на лодках, рыбачат. Ловят корюшку, навагу, мойву.

- Им ставили домики по программе поддержки коренных малочисленных народов Севера Сахалина - целую улицу. Их теперь нет - все будто ветром сдуло. Все продали или растащили…

Отправление поезда №952 "Ноглики - Южно-Сахалинск" в 19:45.

До Тымовского еду один. В купе неосторожно закрываю дверь - к вечеру не так жарко. Она неисправна. С трудом мне удается выбраться в коридор, проявив при этом недюжинную силу.

Не пора ли установить кнопку вызова проводника, как в самолетах, для подобных внештатных ситуаций?

Больше не пытаюсь закрыть двери.

Предупреждаю вошедших пассажиров, что запорный механизм на дверях сломан. Об этом же, наконец, сообщает, появившись, и тут же исчезнув, проводница вагона.

- А как же быть с запахом из туалета? - беспокоится женщина. Купе - второе от места общего пользования.

Я пожимаю плечами, укладываясь на свою вновь верхнюю полку. Из окна дует, образуя вкупе с открытой дверью сквозняк. Кто-то видимо днем тщетно пытался приоткрыть окно, и раму перекосило.

Ложусь головой к выходу, обмотав ноги одеялом, пытаясь уснуть.

Вот так и ездим, так и живем.

Петр Пасюков,

профессор СахГУ.

Новости по теме:
Подписаться на новости