Вечный ветер степей. Сахалин.Инфо
8 декабря 2024 Воскресенье, 04:03 SAKH
16+

Вечный ветер степей

Туризм, Публикации, Общество, Южно-Сахалинск

Сахалинцы хорошо знают Японию, Корею, Китай, даже далекий Таиланд. Но почему-то мы забыли, что рядом находится еще одна чрезвычайно интересная и, что самое главное, очень дружественная к нам страна — Монголия.

Честно говоря, я и сам побывал там впервые — по приглашению Джамтса Самдандоржи — ректора Монгольского национального института физкультуры, советника Национально Олимпийского комитета Монголии, с которым нас связывают давние научные связи в области физической активности и олимпийского движения населения северо-востока Евразии.

***

Автобус из Улан-Удэ идет до приграничной Кяхты около 3 часов.

Кяхта была основана в 1727 году российским дипломатом Владиславичем-Рагузинским. По его указанию на месте Барсуковского зимовья был построен Троицкосавский острог. Выросший вокруг крепости город до 1934 назывался Троицкосавском, затем был объединён с торговой слободой Кяхта и переименован.

Через Кяхту в Китай вывозились сукно, мануфактура, пушные товары, из Китая — главным образом, чай. Длительное время (около века) именно Кяхта снабжала чаем всю Россию и почти монопольно — Западную Европу. Причем у нас этот китайский чай называли кяхтинским, a за границей — русским.

В Кяхте начинались или заканчивались путешествия многих знаменитых исследователей Центральной Азии.

При подъезде к КПП проверяют наличие загранпаспортов и виз. Кроме того, специальной проверке подлежит багаж. На пересечение границы уходит 3-4 часа, как повезет. Нам понадобилось не более двух часов.

Автобус после ворот КПП поворачивает налево и останавливается: тут в него грузится "золотая орда". Точнее — компания менял, готовых поменять вам любую валюту на тугрики (MNT). Менять у них или в банке — дело ваше, особой разницы в курсах нет. Валютный курс 1 рубль — 49,35 MNT.

Монгольский тугрик был введен в обращение в 1925 году. Причем банкноты и монеты были изготовлены в Советском Союзе. В настоящее время в Монголии находятся в обращении только бумажные банкноты достоинством в 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000, 10 000 и 20 000 тугриков. Примечательно, что на банкнотах достоинством 10, 20, 50, 100 тугриков размещено изображение Сухэ-Батора, а на банкнотах достоинством 500, 1000, 5000, 10 000 и 20 000 тугриков — уже Чингисхана.

Кроме того, менялы продают sim-карты монгольских операторов сотовой связи.

Прежде чем отправится вглубь Монголии, обедаем. Оплата принимается тугриками, долларами, рублями. И здесь в кафе нас атакуют менялы.

Прошел небольшой дождь — добрая по монгольским понятиям примета. Если в России лучшей погодой для встречи гостей считается солнечная, то в Монголии — дождь.

До Улан-Батора — 340 км хорошей дороги. Хотя местами она узка, и машины едва не касаются кузовами при встречном движении.

Что мгновенно поражает путника — так это облака. Они густо толпятся над широкими просторами, высвечивая зеленые склоны гор, образуя невероятные пейзажи. Неслучайно монгольский бог — Вечное синее небо. Небо представлялось монголам правителем мира, вечным источником жизни. Небо считалось мужским началом природы, а земля женским: первое дарует жизнь, а вторая форму. Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия.

Монгольских степей никогда не касались ни плуг, ни коса. Монголия — единственное место, где можно увидеть обширные пространства степей во всем первозданном многообразии.

Николай Константинович Рерих (1874-1947) — русский художник, философ-мистик, писатель, общественный деятель, путешественник, пораженный величием монгольской степи, писал: "Уж так широка пустыня монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчетны горы, холмы, гребни, буераки и складки, где захоронена слава! Точно бы и пустынна ширь, а на склоне вырастает становище. Гляди — затемнели юрты или неожиданно выглянул белый-пребелый монастырь или субурган. Тянется темная черта каравана".

На многие месяцы штаб-квартирой его экспедиции в Урге (прежнее название Улан-Батора) стал небольшой четырехкомнатный дом с двумя просторными дворами и конюшнями.

В 2008 году при поддержке монгольского правительства и культурной общественности здесь был торжественно открыт Дом-музей имени Н.Рериха. Его картины, книги и путевые дневники — для любого человека, захватывающий мир приключений и огромной человеческой мудрости.

Александр — якут, работает в сфере культуры. Едет в Улан-Батор на кастинг, чтобы (если повезет) сниматься в новом фильме о древней истории Монголии.

— Ведь мы с монголами похожи и обликом, и в словах, которые употребляем, в обрядах и традициях…

Александр предлагает прослушать записи своих песен с сотового телефона. Затем демонстрирует игру на хомусе, чем вызывает аплодисменты у пассажиров автобуса.

К слову, один из таких международных кинопроектов "По велению Чингисхана" по одноименному роману народного писателя Якутии Лугинова был создан к 800-летию создания империи. В нем были задействованы ведущие творческие силы не только Якутии, но и Бурятии, Тывы, Казахстана, Монголии. Деньги на фильм выделило правительство Монголии и Саха (Якутия).

Самый эпический 30-серийный фильм о великом завоевателе был снят в Китае, который, кстати, был завоеван тем же Чингисханом и его сыновьями.

Вообще на Западе и в Китае о "покорителе Вселенной" снято множество фильмов. У нас издательство "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" выпустило бюиографию "Чингисхан" французского ученого Рене Груссе. Переведены книги о нем Гарольда Лэмба, Курта Давида, Памелы Сарджент, Сайшияла. Но лучшими остаются романы Василия Яна "Чингис-хан", Исая Калашникова "Жестокий век", научные труды и поэмы Льва Гумилева.

Я тоже буду рассказывать о Чингизхане, но можно ли подняться до уровня этих книг, ставших классикой?

Дорога идет через город Дархан. Всюду пасутся стада домашних животных. Пастухи на мотоциклах.

В облике местных городов много советского — панельные пятиэтажки, разбитые подъезды, толкучки… Связками продают дрова… В небольших загонах топчутся козы, овцы, бараны — на продажу. Навалом лежат овечьи шкуры.

Ценообразование имеет свои особенности. В придорожном кафе бутылка минеральной воды обошлась мне в 800 тугриков. Американским туристам две бутылки той же воды — за 2150 MNT. Легко понять, что мне сделаны существенные скидки.

Симпатии к России имеют давние корни.

В марте 1936 года был подписан протокол о взаимной помощи между Монголией и СССР. В соответствии с ним на территории Монголии были дислоцированы наши войска. В 1939 году они (57 особый корпус, реорганизованный в 1 армейскую группу) участвовали в вооружённом конфликте у реки Халкин-Гол и освободили Монгольскую Народную Республику от японских войск.

Монголия, как союзник СССР, оказала посильную экономическую помощь в годы Великой Отечественной войны — она состояла в передаче денежных средств, теплой одежды, продовольствия, скота, приобретении танковой колонны "Революционная Монголия" и эскадрильи самолетов "Монгольский арат". Одним из основных видов помощи была поставка монгольских лошадей — своеобразный лошадиный "ленд-лиз". В годы войны из МНР в СССР было поставлено более 500 тысяч неприхотливых и выносливых лошадей. Да, вторая мировая была не только первой на свете войной моторов, но и последней войной кавалерии и лошадей. Последние российские солдаты покинули Монголию в декабре 1992 года...

Основной религией в Монголии является тибетский буддизм. Эту религию не следует отождествлять с распространенным в Центральной Азии шаманизмом, хотя они и имеют общие черты. В тибетском буддизме присутствует некоторое влияние шаманизма, преимущественно в таких ритуалах, как привязывание к деревьям молитвенных флагов, выполнение всевозможных обрядов с целью умилостивить духов, хранителей горных перевалов и т. д. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, монголы всегда выделяли как особое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах — в контактной зоне между мирами — монголы сооружали обо, устанавливали столбы — сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов.

Вдоль дороги не раз встречается обо — древние святилище в виде пирамидальной груды камней или шалаша из жердей и веток, местопребывание духов — хозяев местности. Место, где надлежит поклоняться духам, произносить молитву и делать жертвоприношение, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для проживания. Каждое обо имеет своего хозяина — духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Кстати, подношение заключается не в вещах, а вере. Достаточно подносить воду, воображаемые дары. Ценность вещи не имеет значения — сам важен факт жертвоприношения, духи вкушают идеальную субстанцию подношений.

В обо можно только класть, что-либо забирать, то есть отнимать у духов, очень сильно не рекомендуется...

На вокзале нас встречает Джамтс Самдандоржи. Он тепло приветствует и меня, и членов делегации Всеяпонской ассоциации мини-волейбола во главе с Коджима Хидетоши, которые также несколько дней проведут в стране. Японцы только что успешно выступили на I международном турнире по японскому мини-волейболу в Улан-Удэ, и я помню, как при проходе пункта пропуска насторожись таможенники, когда у одного из членов японской делегации громко "зазвенела" медаль.

Джамтс Самдандоржи хорошо владеет русским языком. Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности "социальная психология", затем Российскую академию управления, доктор социологических наук. Подготовка в СССР монгольских специалистов в то время осуществлялась широко.

Его институт — Монгольский национальный институт физкультуры — создан в 1956 году. В нем обучается более тысячи студентов. Среди выпускников института — два серебряных и пять бронзовых призеров Олимпийских игр.

В современных видах спорта монголы традиционно сильны в одиночных видах. Это бокс, вольная борьба, дзюдо, пулевая стрельба. По числу олимпийских наград, приходящихся на душу населения, Монголия опережает многие высокоразвитые страны.

Размещаюсь в гостинице Монгольского национального олимпийского комитета.

С крыльца смотрят на меня две каменные собаки — "тибетские львы". Буддизм — религия, в которой нет верховного бога, но существует представление о Будде, которому поклоняются, как богу. С приходом новой религии появились и ее атрибуты, к которым относилось изображение Будды с двумя охраняющими его львами. Отсюда пошла традиция ставить изображения двух львов у ворот храмов. А так как львов на северо-востоке Азии не было, то это животное стали олицетворять собаки напоминающие льва — это были ши-тцу.

Ужин в корпоративной столовой отеля. На столе — горячие щи, мясо с картофелем, компот, свежий белый хлеб — совсем как в России.

***

Столица Монголии — Улан-Батор. Историческое название — Урга.

В XVII-XVIII веках это кочующая резиденция монгольских Богдо-гэгэнов (третье, после Далай Ламы и Панчен-ламы, лицо в тибетском буддизме), затем — стационарное поселение.

Современная монгольская столица была застроена советскими пятиэтажками, но сейчас, как и в Южно-Сахалинске, здесь большие стройки. С одним отличием. Монголы строят сами, гастарбайтеров-иностранцев, работающих по временному найму, не наблюдается.

— Большое строительство — это значит прибавление населения, рабочие руки, сильная страна, — считает Джамтс Самдандоржи.

Однако традиционным жилищем монгольских кочевников все-таки является юрта. По-монгольски юрта называется "гэр", в современном языке это слово используется в общем значении "дом". Более трети монголов в окрестностях города и сельской местности и ныне проживают в юртах. Их нередко используют в качестве торговых точек на автодорогах.

В первой половине дня отправляемся на экскурсию в Монгольский национальный исторический музей — крупнейший исторический музей Монголии. В нем представлена история с палеолита до современности.

Но всех интересует 13 век. Карта Монгольской империи испещрена красными стрелами, указывающими основные направления монгольской экспансии и даты военных экспедиций.

Монгольская империя появилась в 1206 году в результате объединения монгольских племён между Маньчжурией и Алтайскими горами и провозглашения Чингисхана верховным ханом. Чингисхан правил Монголией с 1206 года по 1227 год.

В его правление монгольское государство стремительно расширилось за счет известных жестокостью военных кампаний, охвативших большую часть Азии и территории Китая (Улус Великого Хана), Средней Азии (Чагатайский улус, Ирана (Государство Ильханов) и часть Древнерусского государства (улус Джучи или Золотая орда). Это была самая крупная империя, занимавшая пятую часть суши.

Однако вследствие значительных различий культур завоёванных земель государство оказалось неоднородным, и с 1294 года начался медленный процесс распада.

Монголы горды своими предками-завоевателями и постоянно их вспоминают.

Во времена социалистической Монголии одной из главных достопримечательностей Улан-Батора был мавзолей Сухэ-Батора (1894-1923) — монгольского политического и государственного деятеля, вождя монгольской революции, положившего начало отношениям прочной дружбы и тесного сотрудничества между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой.

В 2004 году мавзолей был снесен, тело Сухэ-Батора перезахоронено на одном из столичных кладбищ. На месте мавзолея в2006 году к 800-летию избрания Чингисхана великим ханом была построена Галерея национальной истории с памятником Чингисхану в центре, а также его ближайшим нукерам (соратникам) Мухали и Боорчу и двум великим ханам Монгольской империи — Угедею и Хубилаю. На горе Ум рядом с монгольской столицей заложили гигантский каменный барельеф завоевателя, который заменил красовавшуюся там надпись: "Да здравствует МНРП!".

Днём рождения Чингисхана в Монголии официально объявлен первый день первого зимнего месяца по лунному календарю, ставший государственным праздником и выходным — Днем гордости Монголии.

В 2013 году имя Чингисхана было присвоено и главной площади столицы.

Одним из популярных имен, которые монголы дают детям, — Темучжин (имя Чингисхана до избрания на престол).

А вот в юго-западном углу площади имени Чингизхана установлен памятник купцу и путешественнику Марко Поло, который совершил путешествие в Монголию и Китай во времена "монгольских завоеваний". Он оставил после себя рукопись, которая была позднее издана под названием "Книга о разнообразии мира".

Наблюдательный и практичный венецианец поделился с современниками собственными наблюдениями о нравах, государственных учреждениях и быте Китая — страны, практические неизвестной в Европе того времени.

Несмотря на возрастающий из года в год интерес монголов к личности Чингисхана, Монголия — мирная страна.

В Монгольском национальном историческом музее находится скафандр первого космонавта Монгольской народной Республики (МНР). Его имя — Жугдэрдэмиди́йн Гуррагча́ (Са́нсар). В космосе он был с 22 по 30 марта 1981 года. А в 1996 году в рамках программы по восстановлению родовых фамилий поменял ее с Гуррагча́ на Са́нсар, что по монгольски обозначает "космос".

С того момента, как Монголия стала независимым государством, там действовали духовные школы при монастырях. В них преподавалось буддийское богословие и медицина. Как такового классического образования в Монголии не было до начала двадцатого века.

Для того чтобы приобщить население страны к русской культуре и языку, в 1725 году в Иркутске была открыта первая российско-монгольская школа. А в городе Троицкосавске благодаря Департаменту иностранных дел России было основано училище, профиль которого был направлен на военную подготовку. В нем также готовились русско-монгольские переводчики.

Первая русская школа была открыта в Урге в 1864 году. Благодаря российскому консулу ее было разрешено посещать местным детям. Эта школа стала первой представительницей классического образования. Несмотря на победу народной революции в 1921 году, уровень образованности населения был чрезвычайно низок, он составлял около одного процента. Встречались ламы, которые обучались при монастырях, и при этом не умели писать и читать даже на монгольском языке.

Вследствие того, что Монголия начала развиваться в социалистическом направлении, следующие 70 лет культура и образование находились под сильнейшим влиянием Советского Союза.

Немаловажную роль также сыграла смена алфавита в 1941 году, сложный старомонгольский был заменен русским, в основе которого была кириллица. Вследствие того, что учебников, пособий и литературы на монгольском языке не было, в тридцатых годах было принято решение ввести русский язык в учебную программу средних школ Монголии. В начале такой практики уроки велись советскими учителями, в то же время осуществлялась подготовка местных учителей. Она проходила во множествах городах России. Так, например, в Москве, Ленинграде, Улан-Удэ, Иркутске и других. Благодаря таким развернутым действиям по отношению к образованию уровень к семидесятым годам Монголия получила статус страны сплошной грамотности.

В связи с тем, что в начале девяностых годов Монголия переходила на рыночную экономику, а в это время в России из-за распада Советского Союза испытывала социальные, политические и финансовые проблемы, сотрудничество стран претерпело немалые испытания.

И все равно среднее образование после всех реформ осталось бесплатным. Жители районов, в которых нет школ, отправляют своих детей в так называемые школы-интернаты. Они возвращаются домой только на зимние каникулы на две недели или летние — на три месяца.

А вот высшее образование в Монголии — платное. Только в случае, если у абитуриента оба родителя — пенсионеры или отсутствует один из них, государство должно полностью оплатить образование. Еще на одну уступку идут сами вузы: они снижают плату на 20% и более, если студент в течение трех семестров получал оценки "отлично".

Студенты, которые учатся на "отлично", при желании имеют право отправиться на обучение в США, Россию, Германию, Китай за счет государства.

В Улан-Баторе есть несколько филиалов российских вузов, где обучаются молодежь из Монголии. В последнее время большим спросом пользуются русские школы, сады и даже русские няни.

***

Монгольский Наадам — национальный спортивный фестиваль, именуемый "эрийн гурван наадам" ("тремя мужскими играми"), в число которых входят монгольская борьба ("монгол бех"), скачки ("морин уралдаан") и стрельба из лука ("сурын харваа"), которые и составляют сердцевину праздника. В сущности это великолепно организованное спортивное состязание, монгольская версия Олимпийских игр. В 2001 году к "трем играм" прибавилась еще и четвертая — монгольская игра в кости ("шагаайн").

Над Улан-Батором на утреннем синем небе круглая луна. У монголов счастливым днем для начала дела считается полнолуние или начало лунного месяца. Со стороны Национального спортивного стадиона слышатся звуки горнов.

— Сэмбэно! — приветствует нас Джамтс Самдандоржи, приглашая в автобус.

У главной спортивной арены страны столпотворение. Как правило, для доступа автотранспорта к местам соревнований необходимо заранее покупать пропуска на автомобили. Над проспектом к празднику выстроен крытый галерейный переход, оборудованный лифтом-подъемником для людей с ограниченными возможностями.

Тут же неподалеку открыт SITI TYALET — детище специальной муниципальной программы.

Девушки-полицейские вежливо улыбаются, жестами указывая водителям автобусов стоянки.

Нас предупреждают о необходимости беречь от жуликов кошельки и личные вещи, те же фотоаппараты.

Всюду флаги Монголии — на зданиях, опорах освещениях, автомобилях, стремящихся на стадион. Один из них — ГАЗ-21 "Волга".

История Наадама уходит корнями в глубокую древность. Первоначально это было родовое жертвоприношение в честь Духа-хозяина местности и предков рода, устраивавшееся в середине или конце лета, когда уже имелось достаточное количество молочных продуктов. Несколько позже праздник, не теряя качеств родового жертвоприношения, приобрел дополнительную функцию военного смотра, и даже не просто смотра, а отбора кандидатов в воинские дружины при ханах и нойонах. Ибо ловкость, меткость и сила считались качествами, которыми непременно должна обладать личная свита правителя.

Сама подготовка к наадаму со временем превратилась в отличную военно-спортивную тренировку. По преданию Чингисхан ввел эти состязания как способ поддержания боевой формы своих воинов в перерывах между сражениями. Лучшие стрелки, борцы и наездники выступали на Наадаме, защищая уже честь своего правителя, а не рода, которому они принадлежали.

На протяжении месяца в провинциях и малых городах по всей стране проводятся свои игры Наадам.

Праздники, подобные Наадаму, есть во многих государствах Средней Азии. Но центр воинской традиции — в Монголии, и поэтому здесь к фестивалю относятся ответственнее всего.

Игры официально объявляются открытыми после того, как из здания правительства доставляются девять церемониальных белых знамен (бунчуков), представляющих девять племен Монголии, и устанавливаются на стадионе.

С краткой приветственной речью к народу обращается президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж и объявляет Наадам открытым. Торжественно звучит гимн Монголии.

В программе танцы художественных коллективов в национальных костюмах, проезд юрты Чингисхана, установленной на громадной повозке по стадиону, джигитовка и многое другое. В культурной программе также участвуют военнослужащие Монголии.

Их показательное выступление состоит из гимнастических упражнений и танцев.

Армия танцует — это что-то.

Проходят колонны трудящихся. По спецодежде можно установить принадлежность к той или иной профессии.

После многокрасочного культурно-массового представления на зеленое поле стадиона выходит множество силачей. По древнему ритуалу они по ходу солнца кружат вокруг пьедестала, прикасаются лбами к знаменам-бунчукам, вдохновляясь, присягая на честную борьбу.

Центральное событие фестиваля — монгольская национальная борьба ("монгол бех"). За свою многовековую историю она практически не изменилась. Мужчины здесь все или борцы, или страстные болельщики.

Монгольская борьба имеет ряд особенностей: нет весовых категорий, время схваток и площадь фактически не ограничены, ничьи не предусмотрены. Меряются в ловкости и силе до абсолютной победы — проигравший спортсмен выбывает из игры. Победитель получает шапку побежденного борца.

Формула главного наадамского турнира жесткая. За два дня проводятся девять туров. Их выдерживают не только самые техничные, самые сильные, но и самые выносливые. Как правило, в состязаниях, которые проходят два дня, принимают участие 512 борцов, и к девятому туру остается одна пара.

Борьба обставлена очень традиционно: каждый борец имеет своего засуула (секунданта), которые поют в честь героя хвалебные песни, восславляют за его качества и прошлые победы, защищают интересы своего подопечного перед судьями, следят за схватками, подбадривают борца, держат его шапку во время борьбы, а в случае победы поднимают вверх его правую руку.

По правилам все борцы одеты в особую форму: трусы (шуудаг), жилетку с длинными рукавами, прикрывающую спину, но оставляющую открытой грудь (зодог), головной убор, национальные сапоги (гуталы).

В монгольской борьбе применяется свыше 400 приемов. Существует множество неписаных правил борьбы: разрешаются подножки, но запрещаются подсечки.

Задача каждого борца — схватить противника и заставить его коснуться любой частью тела земли. Коснувшийся земли борец выбывает из игры, зрители приветствуют победителя, который исполняет танец птицы Гаруды, а затем проходит церемония доброго расставания борцов: меньшего звания борец, развязав узел курточки, проходит под плечом атлета высшего звания.

Первый по степени градации титул "Начин" ("Сокол") присваивается спортсменам, победившим в пяти турах. Успешно одолевшие 6 и 7 туры удостаиваются соответственно звания "Харцага" и "Гарьд" ("Ястреб" и священная птица "Гаруда"), выигравший восьмой тур становится "Зан" ("Слон"). Чемпион "Наадама" становится "Арсланом" — "Львом", а двукратный победитель удостаивается титула "Аварга", то есть "Исполин". Трех-четырех-пятикратные чемпионы "Наадама" именуются "Даян-Аварга", "Далай-Аварга", "Дархан-Аварга", что означают "Всесильный", "Могучий", "Священный". Высокие титулы по результатам участия во всемонгольских наадамских состязаниях богатырям — чемпионам присваиваются указом Президента страны.

Размер призового фонда из года в год продолжает увеличиваться, как и число корпоративных спонсоров. Так, например, победитель в общенациональных состязаниях по борьбе в 2013 году получил в награду внедорожник, ключи от двухкомнатной квартиры в престижном жилом квартале Улан-Батора "Зайсан" и денежный приз в размере 15 млн. тугриков (около 10 тыс. долларов).

При этом традиции наадамских турниров демократичны: на равных стартуют и чемпионы, и начинающие.

Понятно, что массовое увлечение национальной борьбой детей и молодежи служит хорошей базой и для развития других видов спортивной борьбы: классической, вольной, самбо, дзюдо...

К середине дня покидаем чашу главного стадиона и отправляемся к стадиону поменьше, где в этом году мастера по стрельбе из лука проводят свои состязания.

У многочисленных навесов выстраиваются очереди — время перекусить. Пара столов, несколько стульев, за занавеской плита, на которой готовятся монгольские чебуреки (хушур) — все просто. Очереди столь велики, что перемешиваются с основным потоком. Японцы идут друг за другом, чтобы не потеряться, придерживаясь рукой за одежду впереди идущих. Я тоже становлюсь частью цепочки.

Лук и стрелы — древнее оружие монголов, впоследствии ставшее одним из видов спортивных состязаний.

Существует любопытный факт о выдающихся стрелках прошлого. В Наадаме, проводившемся приблизительно в 1219-1225 годах (!), стрелок по имени Есухий Мэргэн поразил цель на расстоянии в 385 саженей. Если сажень — это минимум 150 см, то это означает больше чем полкилометра! Каменная стела, увековечившая это событие, была найдена в начале прошлого века и сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Мишенями служат небольшие кожаные цилиндры, набитые шерстью. Их тридцать три. Спортсмены должны попасть в них с расстояния 75 метров. Возле мишеней постоянно сидят дежурные, следящие за попаданием в цель. Как только стрелок выбивает один из цилиндров, они восхваляют стрелка, поднимают руки к верху и произносят "уухай" — "браво". Если спортсмен не попал в цель, они молчат.

Соревнования проводятся в двух возрастных группах: дети с 8 до 17 лет и взрослые. Подражая во всем взрослым, отличную школу трудолюбия, нравственности проходят здесь дети. Каждый настоящий стрелок заботится о своем ребенке: изготовит для него сам или закажет мастеру лук и стрелу, соответственно его возрасту.

Расстояния от огневого рубежа до мишени для юного стрелка определяется в зависимости от его возраста и пола. Каждый прожитый год у девочек умножается на три метра, у мальчика — на четыре. Скажем, десятилетняя девочка стреляет с расстояния 30 метров, а мальчик — с сорока. И так по нарастающей.

Стрелок, поразивший наибольшее число мишеней, получают звание "народный стрелок". Всем, кто получил это звание, поют магтаал — восхваление, а президент страны вручает подарки.

В программу игр Наадам официально включен четвертый традиционный вид соревнований — игра в кости "шагаайн". Участники этого состязания поочерёдно выбивают мишени, сделанные из кости овцы или козы, при помощи полированной костяной биты, "выстреливаемой" щелчком пальца со специальной деревянной направляющей дощечки с расстояния примерно в пять метров.

Ну а кульминацией праздника являются зрелищные массовые конные скачки. Как известно, монгол рождается в седле.

***

В этот день отправляемся в местечко "Долоон худаг" ("Семь колодцев").

Движемся в плотном потоке машин, с развевающимися флагами, стремясь увидеть необычайное зрелище. Водитель Арчи то и дело ловко бросает автобус открывающимся свободным коридорам. Водители встречных автомобилей светом фар предупреждают о постах полиции на трассе, как в России.

Святилища на холмах. Люди советуются с духами, строят прогнозы. Километровые столбы и те повязаны цветными лентами.

Огромный трейлер для перевозки лошадей выворачивает на трассу с нарисованными скакунами на боках, и нужно потесниться.

Монгольские лошади невысоки, но необычайно выносливы. При езде верхом они свободно в течение многих дней могут проходить за сутки по 70-80 км. Порода, предположительно, осталась в основном без изменений со времен Чингисхана.

Монгольским скачкам тысячи лет. В Монголии традиционно говорят: "Монгол без коня, что птица без крыльев". Лошадь — традиционный подарок мальчикам на третий день рождения. Кочевников с большим количеством лошадей считают богатыми.

Трасса степная и специально не подготавливается. На скачки собираются сотни тысяч зрителей. В считанные часы вырастает огромный палаточный лагерь и образуется большая стоянка автомобилей горожан, приезжающих на праздник. Звучит национальная музыка, много людей в национальных нарядах, торговых точек, предлагающих разнообразные блюда монгольской кухни, большое количество иностранцев с фотоаппаратами. В этой праздничной суете легко потерять друг друга. Всадники передвигаются вперемешку с толпой. Много детей и подростков. Некоторые развлекаются, запуская воздушных змеев...

Наездники стартовали на дистанцию 32 км около часа назад. Полиция ограничивает доступ болельщиков на трассу, чтобы они не смогли помешать спортсменам.

Джамтс Самдандоржи предлагает нам сфотографироваться верхом на коне и оплачивает хозяину предоставленные услуги. Взгромоздиться на коня удается не сразу — во всем нужна сноровка. Конек ведет себя спокойно, дружелюбно...

И вот он — финиш спортсменов. Под дикий крик наездников и аплодисменты зрителей сотни лошадей несутся к заветной черте, поднимая за собой клубы пыли. Зрелище грандиозное...

Затем мы идем по косогору, ровному травянистому подшерстку, беспорядочно заставленному юртами, торговыми палатками, навесами к месту, где собираемся перекусить. Втыкаемся в колченогие стулья, старые столы. Останавливаемся в нерешительности…

Но все это меняется тут же — стаскиваются со стороны вполне приличные стулья и столы, появляется скатерть. Торговцы помогают друг другу. Все подчинено всеобщему правилу максимально хорошо обслужить в данный момент именно вас.

В меню монгольские чебуреки (хушур) — одна из разновидностей монгольских пирожков, которые отличаются главным образом по форме и типу готовки (варки, жарки, на пару, на огне). В одноразовой посуде — сочный салат из свежей капусты. В завершение леденцы россыпью в пестрых обертках и традиционный монгольский чай с молоком.

А это не просто чай. Для приготовления монгольского чая с молоком воду кипятят в чугунном котле, бросают в него заварку из плиточного зеленого чая, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют в него соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Такой чай в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. Пьют его без сахара.

Дети тут же среди работающих взрослых. Наблюдаем, как двое мальчиков сосредоточено тащат третьего к юрте. Сначала один из них присев садит малыша на горбушку и обхватывает колени. Встать сразу не удается. Он какое-то время стоит, упираясь руками, пока не поднимается на ноги. В это момент у "наездника" срываются руки, и тот опрокидывается назад. Тут же его под мышки подхватывает второй мальчуган. Переваливаясь с ноги на ногу, они уходят к соседней юрте. Старшим ребятам, пожалуй, по три года, младшему — полтора. Все делают самостоятельно без призывов о помощи.

Конь — надежный друг степняка, сопровождающий его всю жизнь. "Монгол рождается в седле". Приближенность этого афоризма к реальной жизни особенно зрима в дни Наадама. Представьте несколько сотен коней, на которых гарцуют 6-12-летние девочки и мальчишки. На пути к старту ведомая ими армада коней, подобно мощному водовороту, кружит по ходу солнца вокруг Обо — буддийского жертвенного холмика.

Монгольские конные скачки аналогов в мире, пожалуй, не имеют. Протяженность дистанций составляет от 12-32 км в зависимости от возрастной группы коней — не наездников! По двум показателям — сверхдальней дистанции и малолетнему возрасту всадников — монгольские конные скачки достойны быть занесенными в книгу рекордов Гиннеса.

Как обычно, первенство разыгрывается по пяти возрастным группам и отдельно среди жеребцов.

Особый интерес у участников, спортсменов и болельщиков вызывают скакуны "соёлон", то есть 4-5-летки. В этом возрасте кони достигают высшей резвости. Есть у монголов поверье: "Если будешь обдан пылью скачущего "соёлон", значит, не знать тебе беды целый год". На финише коней этого возраста поджидают толпы людей, чтобы ладошкой прикоснуться к их крупу и освятиться потом взмокших скакунов.

Чествование победителей скачек — ритуал древний, содержательный. Награждаются коневоды-уяачины и всадники первой пятерки скакунов из каждой возрастной группы.

На народных скачках конь под всадником-мальчиком 25-километровое расстояние преодолевает за 42 минуты.

Коня-победителя чествуют с высокими почестями. Пять самых быстрых лошадей с каждого заезда получают коллективное звание "пять кумысных". Их проводят по кругу почета, поют восхваления и освещают кумысом. Славословие в честь коня-победителя ("морины цол") — это особый жанр фольклора. Наездники из рук президента страны получают призы, а лошадям дают громкие звания.

Хотя все говорит о мирной сущности Наадама, многие отмечают: в последнее время в Монголии очень окреп культ Чингисхана и многие люди все больше и больше обращаются к истокам былой силы и могущества страны. К занятиям конным спортом призывает нынешний президент страны Цахиагийн Элбэгдорж:

— Вечное небо и лошади — наши национальные святыни. Все население должно научиться скакать на лошадях.

Как бы то ни было, новая идеология не мешает главе азиатского государства думать о модернизации своей страны.

Но при всем при том играют монголы и в шахматы, считая их одной из великих игр. Правда, вместо привычных фигур здесь есть собаки, верблюды, зайцы, юрты и настоящие ханы-нойоны.

Фигуры  — удивительная ручная работа монгольских мастеров, выполненная из гипса в виде нэцке. В удобном футляре из войлока они занимают совсем немного места и потому удобны в дороге.

Шахматы отображают отношения людей и движение жизни. Шаманы использовали шахматы — шатар в своей практике, предсказывая судьбу человека, определяя наиболее вероятный путь развития событий.

Игра происходит, как правило, в спокойной уважительной атмосфере, игроки ведут себя достойно, и хотя во время игры часто забывают обо всем на свете, они не дают воли эмоциям. По степени вежливости и благородства во время игры монголы, пожалуй, близки к японцам. Хвалиться победой или открыто радоваться ей считается неприличным. По народному поверью монголов, страстные любители шахмат живут очень долго.

Шахматисты сидят в юрте на почетном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение.

Практически в каждой семье есть комплект шатара, и даже в самой бедной юрте можно увидеть мешочек с потемневшими от времени фигурами и растрескавшуюся, потертую доску, или в крайнем случае заменяющий ее истрепанный лист бумаги.

***

И, конечно, Чингисхан.

Десятки машин и экскурсионных автобусов у подошвы холма, на котором выстроена конная статуя Чингисхана. Другой она, понятно, не могла быть. Чингисхан был "императором в седле".

Как утверждают путеводители, восседающий на коне Чингисхан — это не только самая большая конная статуя в мире (высота памятника — 40 метров без учета 10-метрового постамента). Это колоссальное изваяние недвусмысленно отражает величие национального героя Монголии и весь восторг народа, чтящего "отца нации". Здание окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана.

Место для статуи выбрано также неслучайно. Монголы считают, что именно на холме, где установлен монумент, началась их великая история.

В 1177 году молодой Темучжин (будущий Чингисхан) нашел здесь золотой кнут — символ большой удачи. Темучжин расценил находку как знак, поданный богами для осуществления его давней мечты — объединить разрозненные племена монголов. Летом 1206 года (дата известна лишь приблизительно) он провозгласил создание Великой Монголии, одной из крупнейших империй в истории.

В двухэтажном основании памятника размещаются музей и даже ряд развлекательных заведений.

Здесь можно посмотреть на самый большой традиционный монгольский сапог, сфотографироваться в национальном костюме, купить сувениры и подняться на статую.

А на гриве коня Чингисхана можно даже посидеть! Там находится смотровая площадка. Чтобы попасть наверх, вы можете воспользоваться лифтом или подняться пешком по каменным ступеням винтообразной лестницы, упрятанным архитекторами в чреве коня.

На выходе на смотровую площадку ударяюсь головой о поперечину двери — нужно нагибаться.

Площадка похожа на человеческий улей — люди постоянно прибывают, и выбраться обратно на лестницу непросто. Вид отсюда открывается необыкновенный.

Пространство вокруг статуи предполагается со временем занять двумястами туристическими юртами. Они должны составить обширный тематический парк, разделённый на шесть секций, посвящённых монгольскому быту 13 века. Также предполагается обустроить поле для гольфа (куда же без него!), искусственное озеро, театр на открытом воздухе.

Прокат национальной одежды — занимательное занятие и зрелище.

Тем более, что вы не просто сможете сфотографироваться в национальной одежде, но и почувствовать себя беркутчи — так называются у кочевых народов Центральной Азии потомственные охотники, которые используют беркутов в качестве ловчей птицы для охоты практически на любого зверя. Этому уникальному искусству они учатся с детства, а секреты мастерства передают из поколения в поколение.

Две огромные птицы на шестках у основания парадной лестницы привлекают внимание туристов. Они то и дело с помощью хозяина беркутов переходят из рук в руки мужчин и женщин, вызывая неизменный всплеск неподдельных эмоций.

Всего на нашей планете насчитывается не более одной тысячи "беркутчи". Около половины из них живут в Монголии.

Для монголов Чингисхан — национальный герой. Западное общество признало Чингиз-хана человеком тысячелетия.

Монголы не оставляют попыток включить национальный праздник Монголии Наадам, традиционное искусство хоомий (горловое пение) и соколиную охоту в репрезентативный список нематериальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО — программы ООН, выделяющей финансирование на сохранение культурных традиций и повышения информированности населения планеты об их значении.

***

Но все это для туристов. В своих путешествиях по Горному Алтаю, Бурятии, Якутии, Приморью, Приамурью и Сахалину, а также Японии, Китаю, Корее я всегда старался прикоснуться к обыденной жизни и не раз отмечал для себя то, какое важное значение занимают обряды и традиции в жизни различных этнических групп.

Недалеко от автотрассы находится стойбище Дамбая. Могучий тучный монгол в расстегнутой рубахе с бронзовым лицом расположился на поляне у юрты вместе с двумя друзьями. Они в традиционных халатах. Веревка — коновязь. На прочной привязи десятка два лошадей, стоят парами.

Джамтс Самдандоржи представляет меня и Коджима Хидетоши хозяину. Тот приглашает присоединиться к нему и указывает место, где сесть. Гость не должен садиться, где попало. При застолье гости не имеют права менять свои места.

Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.

В степи жизнь идет неспешно, и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения. Кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Человек медлительный, степенный в их понятии — почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный достоин всякого сожаления. В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все.

Принято перед разговором обменяться табакерками и понюхать табак друг у друга, не спеша попить чаю, обмениваясь общими фразами о здоровье и погоде, и уже потом начинать разговор о делах.

Когда в дом является дорогой гость, монгол обязательно угощает его нюхательным табаком. Вот и на этот раз один из монголов предлагает табак…

Табакерку как очень важный предмет держат правой рукой, поддерживая ее у локтя. Такое положение рук — знак наивысшего уважения, поэтому берут табакерку точно таким же образом, поддерживая принимающую руку.

После совершения ритуала полагается побеседовать.

Разговор течет легче с чашкой кумыса или молочной водки ("Чингисхан" — водка. А ещё огромное слоистое мучное сооружение — какое-то праздничное национальное блюдо).

Прежде чем пить, надлежит капнуть духу — хозяину местности, для этого монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву. Нельзя стоя пить водку. Соблюдая обычаи стола, нужно обязательно сидя выпить предложенную водку.

Множество примет и поверий обещает благополучие за доброе отношение к живому, а всяческие кары сулятся тому, кто нарушит обычаи. Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня. Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши. Запретными считаются имена духов священных гор, они хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.

Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками этим он показывает уважение дому. Считается неприличным помогать хозяевам передавать пищу, обслуживать гостей.

Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность. При необходимости закладки фундамента, рытья колодцев нужно было провести ритуал получения разрешения у духов на эти действия и обряд "сэржэм" — подношение даров.

У источника воды запрещается мыть грязные вещи и мыться с мылом. Такие действия считаются осквернением источника. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.

Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим — это такой же грех, как лишить живое существо жизни. Нельзя переходить дорогу перед старшими, пожилыми людьми. Этим наносится оскорбление, неуважение к старшим.

У монголов не принято без спроса хозяев входить в юрту. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос или покашлять. Таким образом гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких враждебных намерений. Запрещается в юрту вносить оружие. Его принято оставлять за порогом. Нельзя наступать на порог юрты. На пороге юрты запрещается сидеть, стоять и разговаривать с гостем. Придя в гости, главный подарок сразу не показывают, дают только при уходе. Подарки дарят не все сразу, а поочередно в течение всей встречи.

На прощанье жму руку нашего нового знакомого. Рука крепкая, будто стальная.

***

Красивые пейзажи сменяют друг друга. После посещения монгольского стойбища мы продолжили наше путешествие и отправились в национальный парк "13 век Монголии", который находится в 110 км от столицы, возрождает дух времен Чингисхана и воссоздает подлинный быт древнего мира.

Парк представляет собой последовательность шести комплексов, которые позволяют на живых картинках познакомиться с жизнью монголов далекого прошлого.

Совершенно безлесная территория. Сами собою приходят мысли о том, каким чудом одарила сахалинцев природа, где пока еще остается лес с неповторимыми красками, звуками и запахами.

Ворота и далее пограничная застава. Вероятно, здесь купцов и послов встречали стражники — фигуры фантастических животных на перекладинах высоких столбов. В центральной юрте можно также примерить доспехи монгольского воина. Мне они малы — я с трудом вмещаюсь в кожаный камзол с круглой металлической накладкой спереди.

Армия, созданная в 1206 году, делилась на тумены, т.е. подразделения, состоящие из десяти тысяч воинов, которые, в свою очередь, делились на тысячи, сотни и десятки воинов. Главенствующую роль в армии занимала гвардия (кешик) Чингисхана, состоявшая из десяти тысяч воинов. Их называли "багатур" — богатыри. Они были основной ударной силой армии монголов, поэтому в гвардию набирали особо отличившихся. Рядовой гвардеец в особых случаях имел право командовать любым отрядом других войск. На поле боя гвардия находилась в центре, возле Чингисхана.

Оружие рядового воина состояло из короткого составного лука, сделанного из пластин дерева гибких пород, для стрельбы с лошади, и второго лука такой же конструкции, только более длинного, чем первый, для стрельбы стоя. Дальность стрельбы из такого лука достигала ста восьмидесяти метров.

Стрелы, в основном, делились на легкие для дальней стрельбы и тяжелые с широким наконечником для ближнего боя. Кроме этих стрел были еще сигнальные стрелы с отверстиями в наконечнике, которые в полете издавали громкий свист.

Воины были вооружены, кроме того, мечами и легкими саблями. Голова воина была защищена коническим стальным шлемом с кожаными накладками, закрывающими шею. Тело воина защищал кожаный камзол, а в более поздние времена поверх камзола надевалась кольчуга или крепились металлические полосы. Всадники с мечами и саблями с одним лезвием, т.е. заточенными с одной стороны, имели щит из кожи или ивы, а всадники с луками обходились без щита. Кроме легкой кавалерии имелась еще и тяжелая конница, вооруженная копьями.

Любопытно, но вопреки устоявшемуся мнению, во время атаки было запрещено кричать. Командующий находился позади войск, как правило, на возвышении, и руководил боем, подавая специальные сигналы на ударных инструментах — это надо было слышать.

А у нас пока дорога идет по косогору. Им завладели козы — их великое множество, некоторые занимают высоко стоящие груды камней, образуя живописные группы. Скалы будто хребет фантастического животного и прильнувшие к нему юрты.

Ставка хана. Дозорная вышка и ограда. Солярные знаки высоко на шестах. Впечатляют яркие символические орнаменты на юртах — все говорят о древней культуре монгольского народа.

Главенствующая роль этнических монголов в завоевании Евразии и их последующие длительное господство во многом была предопределена сводом законов "Джасак", введенным Чингисханом — сводом воинских правил, сохранившихся в основном благодаря персидским летописям Рашид ад-Дина. Он гласит: "Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его". Значение "Джасака" для становления государственности в империи Чингисхана отмечается всеми историками.

Слушаем музыку на народных музыкальных инструментах. Марин хуур — двухструнный смычковый музыкальный инструмент — один из символов монгольского культурного единства. По преданию, у самого Чингисхана был свой собственный золотой хуур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы разлучить Чингисхана с его "скрипкой".

Покидаем главную юрту. Жарко. Солнце раскалило воздух. На пути встречается родник. Люди набирают воду в пластиковые бутылки...

Дорога приводит нас на шаманское капище — место поклонения духам. Периметр составлен из кольев с острыми концами, сходящихся к центру, — пирамида из высохших стволов деревьев.

Предания утверждают, что шаманское семя проросло в Центральной Азии во времена Чингисхана. В действительности же монголы шаманили задолго до военных походов покорителя вселенной. Известно, что древние кочевые народы приносили жертвы предкам, духам, небу, земле, поклонялись светилам. Обожествление Солнца и Луны вызвало появление орнамента в виде колеса, хаса — равностороннего креста с загнутыми краями.

Мусульманские историки утверждают, что даром шамана обладал и сам Чингисхан.

Впрочем, Чингис, обращаясь к гадателям и ворожеям, никогда не подчинялся их влиянию, если видел, что указания гадателей и его собственное суеверие идут против здравого смысла.

Стойбище кочевника — еще одна достопримечательность парка. Новые для меня запахи — кизяка, конного пота, верблюжьей шерсти. Лошади — можно прокатиться верхом. Если удержишься в стременах, степь примет тебя за своего.

Монгольский верблюд имеет два горба, что очень удобно для седока. Практическое значение имеют молочные продукты из верблюжьего молока, изделия из верблюжьей шерсти. Так, например, при промышленной переработке из одного килограмма шерсти получают 2,5 метра шерстяной ткани и один метр полотна для одеял.

Обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей у монголов, почти не освещены в этнографической литературе. А между тем монголы с древнейших времен стремились иметь как можно больше детей, и самыми распространенными благопожеланиями — "юролами" были: "иметь сыновей, чтобы продолжить отцовский род, иметь дочерей, чтобы замуж выдавать", и т.д.

Родителям, имеющим много детей, оказывают особый почет и уважение. Остаться без потомства означало не продолжать род, не сохранить домашний очаг. Если человек умирал бездетным, то о нем говорили: "Огонь его потух". Самая страшная клятва заключалась в словах "пусть потухнет мой очаг".

Желание иметь детей было настолько велико, что оно породило обычай усыновления чужих детей, если не было своих.

В Монголии считалось, что новорожденный ребенок уже имеет однолетний возраст; через год ему подстригали волосы, и по этому случаю устраивали торжества — "ус авах". Это было также символом счастья и исполнения благопожелания. Через некоторое время после рождения ребенка кто-нибудь из старших и уважаемых людей давал ему имя. Имена монголов самобытны по своему происхождению и значению…

Мелькнул и остался позади скотный двор, находящийся в расщелине за ближайшей сопкой. Следом еще одно поселение из нескольких юрт, старые повозки, над ними знамена-треугольники с изображением сокола, под которыми сражались и умирали "люди длинной воли"…

Международный аэропорт CHINGGIS KHAAN (до 2005 года аэропорт Буянт-Уха). В зале регистрации огромный портрет Чингисхана. Справа и слева портреты его полководцев. Вылетаю в Корею самолетом авиакомпании "МИАТ- Монгольские авиалинии".

Подписаться на новости