Замор горбуши на Пугачевке признали официально
Информацию о том, что на реке Пугачёвке в Макаровском районе
Замор произошел в нижнем течении реки от устья вверх по течению на протяжении 13 километров, рассказывает Павел Сухонос, заместитель начальника сахалинского филиала ФГБУ "Главрыбвод". Как минимум 80 тысяч производителей горбуши погибли в результате заморных явлений при наложении нескольких факторов. Так, массовый беспрепятственный заход производителей горбуши при повышенном уровне воды после дождей, которые в последующем сопровождались солнечной погодой (температура днем — 28‑32 градуса по Цельсию, ночью более 23 градусов), привели к возникновению неблагоприятной гидрологической обстановки, содержание растворенного кислорода составило 4,1 миллиграмма на литр (при оптимальных 8‑11), температура воды прогрелась до 20 градусов по Цельсию.
Версию о том, что это естественная гибель в пределах нормы, представители сахалинского филиала "Главрыбвода" и СахНИРО не поддерживают, комментирует Игорь Бобров, начальник отдела по рыболовству и сохранению ВБР сахалинского филиала ФГБУ "Главрыбвод". Погибшая рыба имела явные признаки заморной гибели: неестественная белесая окраска, увеличенная брюшная полость, неестественное положение в воде и на дне (строго вверх брюшной полостью), что объясняется нарушением работы внутренних органов в основе печени и почек, в результате малого содержания растворенного кислорода в воде и высоких температур воды.
Изъять с русла реки всех погибших в результате заморных явлений производителей горбуши невозможно ввиду значительной глубины реки на данном участке. На текущий момент гидрологическая обстановка на реке в нижнем течении остается неблагоприятной, в процессе разложения происходит выделение токсинов в воду, этому способствует продолжающаяся солнечная теплая погода и отсутствие дождей, которые могли бы в какой-то мере улучшить гидрологический режим, поднять уровень воды и вынести естественным путем часть погибшей рыбы.
Первое и главное, чем сейчас можно помочь реке, это изъять мертвую рыбу, считают специалисты. Сейчас в этом направлении работают сотрудники "Пугачёвского лососевого рыбоводного завода", они по возможности выбирают погибшую рыбу.
Специалисты отмечают, что 100 тонн (80 тысяч производителей) — это довольно серьезный показатель, хотя когда-то цифры бывали и больше. Например, в 2009 году был случай, когда произошел замор около 300 тонн производителей горбуши. Также известно, что в верхнем и среднем течении замора нет, там уже начался нерест.
Николай Колпаков, руководитель сахалинского филиала ВНИРО (СахНИРО), отмечает, что цель работы членов анадромной комиссии — в том числе не допускать случаев замора. И, если бы замор был нормальным явлением, то не было бы соответствующих норм в Правилах рыболовства (п.п. 22.14 и 22.17). Для того, чтобы не допустить массовой гибели, на базовых водных объектах лососевых рыбоводных заводов устанавливается рыбоучетное заграждение (РУЗ), и излишний объем рыбы в реку не запускают. Для изъятия рыбы необходимо получать разрешительные билеты. Работа ведется в рамках нормативной базы, где есть различные тонкости.
Так, на реке Пугачёвке в 2021 году выпуска в режиме искусственного воспроизводства не было, поэтому, согласно законодательству, РУЗ не устанавливали. Кроме того, всевозможные согласования происходят задолго до начала работ, в этом году установка специального рыбозаграждения была разрешена с 15 августа, но установить его не получилось из-за паводков.
— Действуя в рамках законодательства, получается, что мы иногда ограничены, не можем оперативно отреагировать и что-то изменить, как в данном случае, — говорит Николай Колпаков. — По данной реке никаких ограничений промысла не вводилось, решения о вводе в действие промыслового участка было принято своевременно, в нижнем течении реки было установлено рыбозаграждение. Но природные условия так сложились, что все наши действия в рамках закона не привели к успеху и замор все-таки произошел.
По итогам заседания штаба лососевой путины, которое прошло 23 августа, специалисты получили задание по проведению анализа данной ситуации и выработке предложений о возможном изменении нормативной базы, чтобы больше не допускать подобных случаев.
— Все под контролем, мы этот вопрос проработаем, постараемся придумать предложения, — заключил руководитель СахНИРО.