Лесная академия Анатолия Орлова
Книжная полка
Лесная академия Анатолия Орлова
«Книг по правилам поведения в лесу очень много. Среди них есть служебные наставления и инструкции, академические издания. Есть пособия к учебникам экологии и просто популярная литература». Не согласиться с автором лесных историй Анатолием Михайловичем Орловым сложно. Экологическая тема действительно стала популярной не только в журналистских и научных кругах, но заняла особое место и в отечественной литературе. Со времен Михаила Пришвина и Константина Паустовского, Виктора Астафьева и Виталия Бианки в художественной литературе, казалось бы, уже не найдется более полного и оригинального описания жизни леса и его обитателей. Но у каждого края есть свой «литературный эколог», которому небезразлична судьба живого пространства своей малой родины.
Анатолий Орлов – инженер лесного хозяйства, уже тридцать лет посвятил делу защиты и воспроизводства лесного массива Сахалинской области. Живет в п. Огоньки. Сам о своем творчестве отзывается скромно: «Пишу непрофессионально – я не журналист. Но пишу от души». Большинство его рассказов и очерков об «Острове снежном» было опубликовано в газете «Советский Сахалин» и получило теплые отклики читателей.
Анатолий Орлов автор двух книг для детей, сборников стихов «Пусть Сахалин остается зеленым», «Севера вы мои, севера», соавтор книги «Анивское ожерелье». Уже в них волнуется и переливается лирический голос автора, поражающий своей непосредственностью и стройностью, неподдельной открытостью и живостью, казалось бы, незамысловатых образов. Вот смотрите:
Тонконогий,
Как детство наше,
Нерасчесанный хохолок,
На лугу,
среди белых ромашек
заблудился малыш василек.
Вот еще на беду,
Словно в сказке,
Налетел ветерок что есть сил.
Расплескались волною ромашки,
И поплыл василек и поплыл…
За последние несколько лет он написал книгу очерков и рассказов «На острове снежном» и две веселые, озорные книжки для детей дошкольного и младшего школьного возраста с претенциозным заголовком «Лесная академия». Книги эти были изданы по инициативе областной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» и естественно они о неизвестном, но глубоко любимом нами острове («На острове снежном»), о том, как не надо вести себя в лесу.
А также о том, о чем в свое время поведал Михаил Пришвин в своих сказках-притчах – о родственном внимании. Это понятие нисколько не связано с тем смыслом, который мы в него вкладываем в своей, человеческой, среде. Вслед за Михаилом Пришвиным А. Орлов старается обратить внимание человека на то, что у леса и его обитателей есть своя душа, которая отзовется в душе человеческой и явится неотъемлемой частицей Мировой души. Да и само понятие мира–собрания, а не состояния жизни без войны, наверное, уже давно утратило для нас свое непосредственное этимологическое значение. Анатолий Михайлович по-прежнему слышит голоса этого по-настоящему нам не знакомого мира. Один из его рассказов так и называется «Говорящее дерево»:
«Сынишка вбежал в дом.
Глаза расширенные, испуганные:
- Папа, у нас кто-то в сарае прячется. Шепот и скрип сам
слышал.
У шестилетнего ребенка фантазии хватает; но чтобы успокоить его, пошел к сараю. И тоже шепот услышал. И скрип тоже.
Тихо дверь приоткрыл. Тихо вошел. Пусто в сарае. И за сараем никого. На немой вопрос в глазах ребенка ответил:
- Явление природы. Такое бывает.
Может быть, сын и удовлетворен был ответом, но не я.
Червяк любопытства так и точил душу.
Отложил книгу. Вновь прошел к сараю.
Тот же скрип.
Тот же шепот.
Вновь тихо дверь приоткрыл.
Вновь тихо вошел.
Никого... пусто в сарае. И за сараем, кроме кучи еловых чурбаков, никого нет.
Раскидал чурки. Заглянул под кучу.
Пусто...
А шепот и скрип со всех сторон уже.
И дошло до меня, что это дерево говорит. Обыкновенное дерево. Еловые чурбаки.
Взял в сарае колун и с его помощью разгадку нашел.
Под ударами колуна шептунам пришлось свое укрытие покинуть. По доброму десятку личинок усача извлек я из каждой чурки.
Дрова готовились зимой. До лета лежали на лесосеке. оставленная в лесу древесина для короедов, усачей - что для собаки сладкая кость.
Мимо не пролетят. И отложить в трещинки коры яйца - много времени не надо.
Вот и привез я дрова «с начинкой».
А дальше дело природы. Из яиц вышли личинки. У личинок -челюсти, как сверла...
- Хочешь посмотреть шептунов? - спросил я у сына. - Подходи ближе, не бойся. Они совсем маленькие и не страшные. Тепе понял, откуда шепот?
Это наши непрошеные гости обедают. Все дрова в решето превратили.
Я же сразу сказал, что скрип и шепот - это явление природы. А ты сомневался. На слово старшим верить надо».
Что же касается новой книги, «Лесная академия», то в ней автор, следуя, скорее подсознательно, традициям Виталия Бианки, создает свою школу поведения в лесу для малышей, которые зачастую и являются причиной многих катастроф, порой невидимых человеческому глазу, но последствия которых губительны для зеленого мира.
Преподав десять небольших уроков в стихах, А. Орлов делится со своими слушателями-читателями ощущением красоты, своим восприятием природного пространства, выраженного в лирической миниатюре «Ожеледь». Вероятно, кому-то эти стихи покажутся уж очень простыми, но и задача-то у автора не из легких – поговорить о серьезных вещах со «взрослыми» людьми. Отсюда и особенности языка. Рифма здесь лишь средство создания удобства передачи мысли, игровая форма, которая не только служит лучшему запоминанию всего изложенного, но и вносит в общение некий игровой элемент – публика-то серьезная, монотонности не терпит, да и усидеть на одном месте долго не сможет.
Ожеледь
Я не буду сожалеть,
Что гуляю в ожеледь.
В этот звонкий гололед
Лес себя не узнает.
Вот смотрите - омела
Изумрудом расцвела.
Раньше не было у сов
Бриллиантовых усов.
А теперь - смотрите сами –
Вон, в дупле, сова с усами...
Оформление книги дополняют яркие, цветные иллюстрации, которые служат как бы «закреплением» выученному уроку. Так что для всей островной ребятни Сахалинское книжное издательство от всей души сделало еще один теплый подарок.