Добавить азота или сжать: специалисты думают, как везти в Азию сахалинский водород
На площадке "Восточного экономического форума" губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко представил водородный кластер, который появится на острове. Презентация прошла в рамках пленарного заседания "Здоровые амбиции: презентация прорывных проектов Дальнего Востока".
— Для нас водород — это не только энергетический переход, это ещё диверсификация экономики. Газ и нефть не просто скоро закончатся. Никто не будет покупать их без налога, — высказался губернатор Валерий Лимаренко. — Главное преимущество Сахалина — это близость к рынкам. Летучий материал невозможно по трубе перегнать.
Обсуждение вопроса перевозки водорода (в 2024 году его должно быть произведено 30 тысяч тонн) — это была ключевая тема пленарного заседания. В данный момент нет готового решения, поэтому всерьез рассматриваются две технологии: смесь азота и водорода (получится аммиак) или сжижение водорода.
— Это вопрос мировой повестки. В перевозке аммиаком нет сложностей. Транспортировка уже отработана, рассоединять водород и азот можно каталитическим способом. А вот в сжижении водорода есть и место развитию науки, и большие вопросы к технологиям. Сжижение водорода очень дорогой процесс. Технологии транспортировки больших объемов сжиженного водорода нет, — отмечает вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО "Русатом Оверсиз" Антон Москвин.
Конечное решение по транспортировки будет принято позже, но, скорее всего, будет выбран вариант с аммиаком. На данный момент завершены предварительные работы перед созданием технико-экономического обоснования (ТЭО) нового производства, скоро будет заключен контракт на создание самого ТЭО. Помимо Сахалинской области, в проекте водородного кластера участвуют "Росатом" и Air Liquide.
— [То, что] на Сахалине много газа и нефти. — это дилетантское выражение. Все уже разделено, и существует баланс, ничего свободного нет. Из нашего сахалинского баланса мы выделили 200 миллионов кубометров газа, чтобы произвести 30 тысяч тонн водорода. Мы приняли решение. Мы повернули в сторону этого энергоперехода. Мы не прошли мимо этого поворота. Для нас это исторический момент, — подытожил Валерий Лимаренко.
Напомним, что о появлении водородного кластера на Сахалине заговорили ещё в