Мусорные войны разгораются в Южно-Сахалинске
Сахалинские "мусорщики" и распорядители городской свалки не могут прийти к общему арифметическому знаменателю. Перевозчики отказываются платить за "воздух в бункерах" — добавлять к стоимости вывоза каждой машины несколько кубометров за трамбовку. Компания "Эко Сити", которая разгребает мусор на полигоне, напротив, уверена — платить нужно именно так и никак иначе. Математический спор тянется уже несколько лет. Малый и средний бизнес настаивает на судебном опыте центральной России и технических характеристиках машин и мусорных бункеров от завода-изготовителя. Распорядители свалки выдвигают железобетонные аргументы — вот вам распоряжение администрации города, там все "черным по белому".
— Я занимаюсь мусором три года. И три года у нас берут по тарифу больше, чем наши мусоровозы. Писали многократно в разные инстанции. И в прокуратуру, и губернатору. Никакие вопросы не решаются. А убытки мы несем. Я за воздух ежемесячно получается по 120 тысяч плачу. Не мусор, а золото выходит, — негодует представитель компании "Чистый город" Галина Иванова.
Удрученные многолетней неразберихой предприниматели, отчаявшись обратить внимание властей на проблему, решились на крайний шаг и разрешили себе "крик души", устроив мусорный пикет у здания мэрии. Пригнали 8 пустых мусоровозов (еще утром весь мусор по прежним, завышенным, по мнению коммерсантов тарифам, выгрузили на свалке) и стали ждать реакции из властных кабинетов. Первым вышел представитель департамента городского хозяйства.
— Порядок приема мусора установлен постановлением мэрии в 2008 году и полностью правомерен. Фактический объем мусора, уплотненного при сборе и перевозке, после высыпания увеличивается минимум на треть. Затраты, которые несет на уплотнение отходов эксплуатирующая полигон организация, определяются, таким образом, не номинальными кубометрами бункера, а реальным количеством мусора, — объяснил представитель департамента городского хозяйства Иван Санжаров.
— Мы запрашивали характеристики машины на заводе-изготовителе. Физически в кузов наших восьми кубовых машин войти больше не может. Мы даже поднимали общероссийскую судебную практику — и там никто не может подсчитать количество мусора вне бункера. Не линейкой же кучу мерить на свалке. Везде берут по фактическому наполнению кузова. Если написано, что объем 8 кубометров, то мы и должны платить за 8, а не за 12 или 16, — всплескивает стопкой бумаг Ирина Кононова. Она на "мусорном" рынке уже 15 лет. Последние 7 лет, признается, работать стало совсем невозможно — растут цены, растут издержки. Кризис опять же.
Юридически ничью свалку с 2007 года эксплуатирует "Эко Сити". Именно эта компания старательно тушила полигон, когда он горел, закупила новую технику и избавила город от запаха тлеющей свалки, утверждают в администрации города. Вполне естественно, что мусоровозы "Эко Сити" въезжают за шлагбаум бесплатно. Грузовикам других предприятий — въезд строго по талонам. Тарифы на прием и утилизацию мусора регламентированы РЭК. Ранее департамент экономического развития мэрии проводил проверку, а точнее экономический анализ тарифов и подтвердил — цены соответствуют закону.
— Почему, — возмущается один предприниматель, — эти тарифы разнятся в зависимости от дня, настроения или смены приемщиков мусора?
— В один день мой восьмикубовый грузовик превращается в двенадцатикубовый, в другой — сразу в шестнадцати. Я за них в год переплачиваю по 800 тысяч — и это у меня всего пара машин. Для бизнеса такие издержки неподъемны, — добавляет Ирина Кононова.
— Такого быть не может, — уверяет директор "Эко Сити" Сергей Чмелев. — Есть техническая документация на объемы кузовов. Мы никогда не берем с одних больше, с других меньше. Все по законам, все согласовано. Не зверствуем, как положено берем. Мусор же уплотняется. Если его высыпать, то там именно столько и окажется, на сколько талоны рассчитаны.
Но "малый мусорный" бизнес такое объяснение не устраивает. "Мы просто хотим спокойно работать. Мы не требуем сделать въезд бесплатным, а хотим добиться законности", — скорбно объявляют они.
Пойти в суд предприниматели не могут — у них на руках нет никаких официальных документов. Хотя есть положительная практика. В других регионах России уже были идентичные судебные разбирательства, которые разрешились в пользу мусорных компаний.
— Нам нечем подкрепить слова. Никаких легитимных бумаг, на что можно опираться — регламента, закона — мы в глаза не видели. У нас только одни отписки из мэрии. Мы неоднократно консультировались с московскими юристами — "Эко Сити" нарушает закон. Иной трактовки нет. В суд пойдем, как только нам дадут официальные бумаги, — продолжает Галина Иванова.
В мэрии подчеркивают — совещания по мусорным вопросам собирали неоднократно и продолжают собирать. "Мы открыты для диалога, просто кто-то на него не идет". А для того чтобы бескровно завершить мусорную войну, в администрации города решили создать специальную комиссию. Чиновники отправятся на свалку загружать, уплотнять, выгружать и замерять мусор: хотят документально зафиксировать, сколько отходов действительно влезает в машины.
То же