16+

Ядерный кошмар Ким Ки Дука представили в конкурсе "Края света"

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

В пятый день международного киносмотра сахалинцам представили корейско-японскую драму легендарного Ким Ки Дука "Стоп". "Край света" стал "вторым прокатом" картины в мире — премьера ленты состоялась месяц назад на МКФ в Карловых Варах. "Стоп" еще не видели даже в Корее и Японии.

— Для меня особенно важно сегодня представить фильм корейского режиссера Ким Ки Дука, который называется "Стоп". Это кино от одного из самых титулованных режиссеров и Азии, и вообще мирового кино, — представляет ленту программный директор фестиваля Алексей Медведев. — Это страшный сон, основанный на реальных событиях. Это мастерство режиссуры, абсурдный мир человека. По моему, этот фильм настолько точно рассказывает о современном мире и современном человеке, который готов рисковать жизнью ради материальных ценностей.

Сам титулованный кинорежиссер на Сахалин в этом году не приехал. Его на "Краю света" ждут в следующем году — Ким Ки Дук представит ретроспективу своего творчества. А представить картину на островном бьеннале киноискусства решились исполнительницы двух главных женских ролей (больше в ленте и нет). В день премьеры со зрителями встретилась Намико Мимура — молодая актриса зачитала обращение режиссера с извинениями за недоделки фильм и призналась, что работа в "Стопе" стала для нее настоящим испытанием и большой честью. Ее более опытная коллега Нори Нацуко прибыла на остров вечером дня премьеры. Встретится с ней можно будет на повторном показе ленты 27 августа в ККЗ "Комсомолец".

— Даже для опытных актеров нужна смелость, чтобы сняться в таком фильме. И тем более для меня — я в мире кино всего два года, — рассказывает Намико Мимура. — Но после съемки я впервые задумалась об ответственности, о нашем месте в мире и о том, что может случиться по нашей вине.

Сюжет "Стопа" разворачивается на фоне катастрофы на АЭС "Фукусима". К аварии реальной катастрофа в "Стопе", впрочем, имеет очень опосредованное отношение. Это лишь удобный повод и фактура для построения режиссерского замысла. В центре фильма — молодая семейная пара, которая во время аварии подверглась радиоактивному облучению (предположительно, так как в мире Ким Ки Дука дозиметру и медицинским анализам места нет). Осложняет ситуацию то, что девушка ждет ребенка — она находится на раннем сроке беременности. Герои оказываются в сложной ситуации — их переполняют отчаяние и страх, они не знают, кто — человек или монстр — родится в их семье.

Страшнее, чем тела, трагедией на АЭС оказались изуродованы души.

На первый взгляд, произведение Ким Ки Дука может показаться агиткой протеста против современного общества индустрии и бизнеса вообще, и АЭС в частности. Тут и метания беременной героини, которую преследует правительственный "человек в черном" и отчаянное донкихотство ее супруга, который нашел своего врага в электричестве — и самозабвенно и бессмысленно пилит опору ЛЭП.

Но если вглядеться чуть пристальнее (к чему зрителей неоднократно призывал программный директор Медведев), то становится ясно, что фильм все-таки про нас самих, про "животность" и "монструозность" человека и общества.

— Можно не смотреть ничего на этом фестивале. Но на Ким Ки Дука любой обязан сходить, — замечает один из зрителей в зале. И с ним хочется согласиться. Не советовал бы идти на "Стоп" лишь тем, кто очень требователен к качеству картинки и монтажа — "страшный сон" снят в основном на дрожащую субъективную камеру. А также тем, кто слишком ценит в кино реализм и историческую достоверность — искать их в "Стопе" бессмысленно.

Ким Ки Дук — один из самых известных режиссеров Южной Кореи, призер и победитель множества киносмотров и кинофестивалей. Среди самых престижных наград — золотой лев Венецианского фестиваля (за фильм "Пьета"), приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале (за фильм "Самаритянка") и второй по значимости приз Каннской программы — особый взгляд (за фильм "Ариран").

Подписаться на новости