Сахалинский кинофестиваль "Край света" будет другим
Кинофестиваль "Край света" меняет команду. Вопрос решен. 10 мая новое руководство соберет пресс-конференцию. Обещанные Алексею Аграновичу, теперь уже экс-генеральному продюсеру "Края света", встречи в Москве с новым министром культуры Сахалинской области Алексеем Самариным, не состоялись. Видимо, вопрос был закрыт много ранее — даже до того момента, как Агранович прилетел в Южно-Сахалинск для разговора с Самариным. Ни о какой даже формальной преемственности речи не идет.
"Край света" будет абсолютно другим, начиная с дат. Теперь он пройдет с 9 по 17 сентября. А 18 сентября состоятся выборы в Госдуму. Стандартный, проверенный прием — все веселье перед выборами, да побольше. И, видимо, никто не осознает, что в начале сентября у простых людей, не чиновников и будущих "народных избранников", уже не праздничное настроение — закончились летние каникулы, периоды отпусков. Детям пора думать о ЕГЭ, а взрослым об урожае... Но здесь цели иные, все ясно. Да и умеют у нас зазывать на массовые мероприятия: "Сбор у фонтана, явка обязательна".
Руководителем творческой группы будет Сергей Новожилов, глава театрального фестиваля "Амурская осень" и давний знакомый губернатора Олега Кожемяко. Новожилов был в команде фестиваля в прошлом году, правда, почему-то ездил по районам не с кино, а со спектаклями. Наверное, театр ему ближе, но сейчас придется перестроиться. В минкульте (да и сам Сергей Новожилов, раздающий интервью) говорят, что все будет прекрасно, более того — будет еще лучше, чем было. Правда, как именно будет, четкого понимания нет: фестиваль придется клепать если не на коленке, то явно в тяжелой психологической атмосфере. Новый "Край света" уже заранее воспринимают как нечто чуждое и навязанное, с политическим вкусом и запахом. А задачу, повторю, его продолжатели ставят перед собой самую амбициозную — сделать еще лучше (по крайней мере — не хуже), чем было.
Вы представьте, как будут сравнивать. Будут сравнивать все — от красной дорожки и церемонии открытия до всевозможных действ вне конкурсной программы. Если они, конечно, будут...
Sakh.com обратился к Алексею Аграновичу.
— Кто принял решение о смене команды фестиваля, как это было преподнесено?
— Решение о прекращении сотрудничества с правительством Сахалинской области принял я сам. Оно стало результатом встречи с министром культуры области Алексеем Самариным. Формально мне было сделано предложение продолжить работу, но с некоторыми оговорками. Так, например, мне было сообщено о решении перенести сроки фестиваля. Решение это принималось без всяких консультаций с нами, а мы считаем, что оно перечеркивает существенную часть того фестиваля, который делали мы. Не говоря уже о том, что мне не смогли привести ни одного аргумента в защиту переноса сроков. Стало очевидно, что области нужен другой фестиваль. Я другой фестиваль делать не хочу.
— Были ли объяснены причины смены команды? Были ли предложены альтернативные варианты?
— О смене команды вопрос, повторяю, не ставился. Речь шла о том, что фестиваль должен стать более массовым и об усилении той части программы, которой заведует с прошлого года Сергей Новожилов. Я не очень понимаю, что в нашем случае означает "более массовый" фестиваль. Кинофестивалей для всех не бывает. У нашего фестиваля была высочайшая посещаемость и практически абсолютная лояльность и поддержка жителей Южно-Сахалинска. Что касается усиления программы для районов, то эта часть не вызывает сомнений. Другое дело, в каких отношениях должна пребывать эта районная программа с основной фестивальной. В прошлом году они никак идеологически связаны не были.
— Каков был бюджет фестиваля в 2015 году? Вырос ли он в сравнении с бюджетами 2013-2014 годов?
— Я не владею абсолютными цифрами. Этот вопрос лучше адресовать министерству культуры. Нашей изначальной целью было оставить максимально возможную часть бюджета в экономике Сахалинской области. Поэтому большей частью денег распоряжался минкульт.
(По данным ИА Sakh.com, бюджет фестиваля в 2015 году году составил 45 миллионов рублей. В прошлые годы он был выше).
— Кто из команды не будет работать с новым "Краем света"? Поименно, кто уходит?
— Я, исполнительный продюсер Карина Максимова, программный директор Алексей Медведев, дизайнеры Анна Наумова и Кирилл Благодатских, разрабатывавшие весь фирменный стиль фестиваля, вообще всю его визуальную составляющую, техническая дирекция, пресс-атташе по федеральным СМИ Константин Шавловский, кураторы всех кинопрограмм... И еще человек 10-15, имевшие постоянное отношение к тем или иным фестивальным задачам и направлениям.
— Что теряет фестиваль с уходом старой команды?
— Вопрос не ко мне. Об этом судить не мне. Можно говорить о том, чем на данный момент может гордиться, например, правительство Сахалинской области. Фестиваль "Край света" имеет безупречную репутацию в области, на федеральном уровне и на международной арене. Фестиваль создал несколько творческих сообществ на Сахалине. Это активные молодые люди, готовые создавать собственный сахалинский культурный продукт, работать над благоустройством островов, на повышение качества жизни общества. Так что если говорить о потерях, то на данный момент можно говорить только о потерях человеческих. Ну, и об интонации, свойственной ушедшим с проекта людям, нашей команде. Об остальном же, в первую очередь, о смыслах, целях и задачах можно будет судить только после проведения фестиваля новой командой. И не нам, а вам, то есть зрителям, тем, для кого "Край света" и замышлялся.
— Что приобретет фестиваль с приходом новой команды?
— Не имею ни малейшего представления.
— Твои пожелания фестивалю и его зрителям.
— Мне, нам бесконечно грустно расставаться с вами, дорогие сахалинцы. За четыре года совместной работы вы научили меня, нас очень и очень многому. Вы доказали наше предположение, что настоящее искусство, настоящий культурный продукт может быть общедоступным. Что все попытки определять так называемое "интеллектуальное" кино, а по сути просто киноискусство, как элитарное — химера. На Сахалине нет элит как таковых. На Сахалине, как, впрочем, и везде, живут обыкновенные люди, истосковавшиеся по нормальному человеческому разговору с каждым из них.
Мы очень полюбили сахалинскую землю и людей, ее населяющих. Я хочу выразить надежду, что новая команда фестиваля "Край света" только разовьет все те ростки живого и настоящего, что были взрощены на предыдущих фестивалях. Искренне желаю этого и организаторам, и тем зрителям, кто полюбил фестиваль, кто считает его своим. И да, он ваш, дорогие сахалинцы. А значит новая судьба фестиваля зависит и от вас. Ходите в кино, задавайте вопросы, знакомьтесь с новым и верьте своим мыслям и чувствам. Я очень надеюсь, что мы еще не раз встретимся с вами и с гордостью скажем друг другу: я здесь, потому что...
Вопросы новой команде будут заданы 10 мая. Для этого ведь созывают пресс-конференцию. На данный момент все ясно.
Добавим, что официальной позиции по фестивалю ни от ПСО, ни от минкультуры еще не звучало.
Все мы ждали грамотного решения, выхода, но его не случилось. Очевидно, что кто-то очень большой недопонял что-то очень важное...
Вот такой Год кино. Очень жаль.
И еще один отзыв — от известного российского актера Данилы Козловского. У "Сах.кома" была идея собрать мнения о фестивале вот таких знаменитых людей, чтобы защитить его. Но сейчас это, конечно, не имеет смысла...
"На фестиваль "Край света" меня пригласил в прошлом году Алексей Агранович, — пишет Козловский, отвечая на вопросы ИА Sаkh.com. — Это был мой первый сознательный опыт жюри под председательством замечательного легендарного иранского режиссера Мухсена Махмальбафа. И мое первое путешествие на остров Сахалин, которое я очень тепло вспоминаю. И главным образом, конечно, из-за фестиваля. В общей сложности мы провели на острове чуть больше недели, но я помню, с какими чувствами мы расставались в аэропорту "Шереметьево" и как я еще долгое время носил на руке именные браслеты фестиваля.
Как мне кажется, главное достоинство "Края света" — это то, что его невозможно представить без самого города. Потому что обычно фестивали проводят в основном для своих, то есть для кинематографистов. А здесь главными лицами фестиваля являются жители. Честно говоря, только в Южно-Сахалинске, на фильме, например, филиппинского режиссера, которое идет больше четырех часов, я реально видел полный зал. И зал, который реагировал гораздо точнее и умнее меня, — вроде как человека, имеющего к кино непосредственное отношение.
Я видел, как на протяжении недели город реально живет кино. Как общаются люди на улицах, как обсуждают фильмы. Как переполнены мастерские, так называемые "ворк-шопы", каких гостей удается привезти организаторам фестиваля на встречи и мастер-классы. Какие концерты и спектакли проходят в эти дни, в городе. И насколько все точно и органично между собой соединено. Фестиваль вроде молодой, но кажется, что за пять лет он вышел на свою полную производственную мощность. Ведь если рассматривать по главным критериям, а это фильмы, гости и количество зрителей, то я не могу вспомнить ни одного другого российского фестиваля, который можно сравнить с тем, что происходит на Сахалине, в дни проведения "Края света".
Что еще, на мой взгляд, сильно его отличает от большинства других фестивалей, — это стиль. Начиная от официального логотипа и кончая церемониями открытия и закрытия. Очень стильно, просто, элегантно, органично. Видно, что этот фестиваль делали с большой любовью и с неформальным отношением. И это очень чувствуется. Причем чувствуется во всем.
Помню, как на церемонии закрытия я хотел всерьез спросить, а реально ли второй год подряд быть в жюри. Были ли такие прецеденты в истории фестивалей? И помню, как я очень хотел получить утвердительный ответ. Или просто напроситься на следующий год, но только чтобы на полный срок".