Сотрудники компании "Сахалин-Строй-Механизация" полгода борются за свою зарплату
Около 70 человек — строители и рабочие ООО "Сахалин-Строй-Механизация", принадлежавшего одно время депутату гордумы Юрию Азизову, недавно выпущенному под залог в 5 миллионов рублей из СИЗО, с прошлого года бьются за кровно заработанные деньги. Сумма долга предприятия перед своими сотрудниками, по данным областного агентства по труду и занятости, составляет 24,4 миллиона рублей.
Мытарства по инстанциям в поисках поддержки и в попытке вернуть зарплату работники компании начали с октября 2015 года. Люди обращались в трудовую инспекцию, следком, прокуратуру, суды, решение которых всегда оказывались на их стороне, но результат один — компания-должник возвращать заработанное пока не торопится.
— У приставов есть решения на руках. Но нас футболят, как мячики. Кто-то уволился, кто-то в простое, им обещали проценты. Я конкретно уволилась в декабре, со мной должны были рассчитаться день в день. Трудовую мне отдали, а деньги нет. Писала в следком, прокуратуру, сейчас назначена экспертиза, и мое дело может быть приобщено к общему уголовному делу и я буду считаться потерпевшей, мой долг составляет 112 тысяч, — рассказывает одна из работниц, подписавшая коллективную жалобу в прокуратуру.
Невыплату заработной платы руководство организации объясняет просто: у предприятия нет денег. Правда, эта информация противоречит фактам. До недавнего времени "Сахалин-Строй-Механизация" фигурировала на строительном рынке области как крупный игрок. У компании был обширный парк техники, бетонный завод, склады, доверху заполненные материалами, несколько дочерних предприятий, через которые проходили финансовые потоки. "ССМ" регулярно выигрывала важные госконтракты. Другое дело, что от многих строек в итоге ее отстранили. Тем не менее, утверждает коллектив, деньги у руководителей предприятия водились. Причем в достатке. Было и что продать, это установила прокуратура — дорогостоящая строительная техника с лихвой бы компенсировала задолженность перед коллективом.
— В июне состоялось собрание работников и представителей организации, в ходе которого нам сообщили, что денежные средства отсутствуют и сроки погашения задолженности не установлены. В Арбитражный суд области поступают заявления о признании ООО "Сахалин-Строй-Механизация" банкротом. Все к этому и идет. Счета уже арестованы, нам следователи говорят, что денег на счетах нет. Одно заявление по признанию фирмы банкротом принято, и назначено рассмотрение. С таким исходом мы опасаемся, что вообще ничего не получим, — говорит работница.
Деньги на выплату зарплаты, утверждают люди, в компании точно были. В то время, как работники не получали зарплату (это установила областная прокуратура), его руководители передавали друг другу джипы и грузовики стоимостью в миллионы рублей за бесценок — внедорожник и три грузовика ушли на товарищеской распродаже за 400 тысяч рублей. Рыночная стоимость технического парка составила свыше 13,5 млн. рублей. Добавь еще — и можно расплатится с коллективом. Но нет.
Репутация "Сахалин-Строй-Механизации" ослабла год назад. В течение последних 12 месяцев компания "светится" в разного рода неприятных историях. Сначала возникли проблемы с объектами, за которые бралось ООО — новое здание ЦМШ, два суда — городской и военный, в итоге передали другим подрядчикам. Разные напасти то и дело преследовали и основателя компании Юрия Азизова — его задерживали, закрывали в СИЗО, а его детище обыскивали. Уголовное дело по невыплате зарплаты, правда, завели на Леонида Демченкова, который возглавлял "ССМ" с сентября 2015 года. Азизов, как замгендира, остался в стороне. Его "взяли" за другое.
Но кто бы ни стоял у руля компании, ее политика, утверждают работники, изначально строилась на махинациях и обмане: меняли оклады, не перезаключая трудовые договоры, платили черно-белую зарплату...
— У нас была зарплата бело-серая. У людей на руках договоры с зарплатой, например, 10 тысяч, хотя получали по 30-40. На карточку 15 капало, все остальное — по ведомости. Сейчас когда подавали мировым судьям данные, кто кому сколько должен, у многих людей зарплата не соответствует. Чтобы уменьшить долг по зарплате перед коллективом, они посрезали всем и получилось, что должны не 40 миллионов, а всего 20 миллионов, — рассказывает пострадавший работник "Сахалин-Строй-Механизации". — Сделали хитро очень, чтобы выйти на ту зарплату, которую надо. Они подняли оклады, но все что не хватает до зарплаты, премией догоняли. У нас бухгалтер начислял себе по 180 тысяч при окладе в 20. Все, кто были у кормушки — директор, замы, главбух — в накладе не остались. А обычные рабочие, конечно, ни с чем. Волосы дыбом встают! Ни прокуратура, ни следком в это не вдаются. Кажется, что у Демченкова, Панскова и всех остальных просто есть влиятельные друзья.
— Мы хотим хоть как-то всколыхнуть общественность, потому что инстанции нам не помогают. И суды, и приемная президента — все без толку. Нас не слышат или слышат, но ничего не происходит. Есть постановления — выплатить деньги. Но денег нет. Я с января хожу и мне только одни отписки. Нам Демченков до последнего времени говорил, что деньги будут. Поэтому люди и работали, ждали. Потом они начали хаотично переоформлять дочерние организации, перепродавать друг другу технику, что-то делать, но не для нас, конечно. Почему проверяющие органы не лезут внутрь истории, не проверяют другие компании — загадка, — резюмирует другой сотрудник компании.
Разъяснить ситуацию Sakh.com попросил Веронику Азизову, супругу Юрия Азизова, которая возглавляет компанию "Сахалин-Строй-Механизация" последний месяц.
— На момент начала моей работы задолженность по заработной плате составляла около 13 миллионов рублей вместо 1,4 миллиона рублей, которая имелась на конец 2015 года. Общество на протяжении многих лет проявляло себя как ответственный социальный партнер, работники трудились в нашей организации годами, и до сих некоторые из них, несмотря на отсутствие финансирования, не оставляют компанию в трудный период. Мной предпринимаются все усилия к исполнению социальных обязательств, возврату неправомерно выведенных активов, продолжению финансово-хозяйственной деятельности предприятия, — сообщает руководитель "Сахалин-Строй-Механизации".
"Сахалин-Строй-Механизация", по словам Вероники Азизовой, действительно преуспевала, более того — успешно функционировала на строительном рынке Сахалина с момента ее основания в 2004 году. Падение фирмы в долговую яму началось в сентябре 2015 года, когда к руководству компанией приступил новый гендиректор Леонид Демченков.
— В настоящее время следственные органы расследуют уголовное дело по обвинению Демченкова в невыплате заработной платы работником компании. При этом, после того, как генеральный директор был заподозрен в недобросовестности при ведении дел (за период менее года процветающая компания, которая имела заказы на работу, приведена на грань банкротства) в июне 2016 года он был снят с должности, к управлению компанией была вынуждена приступить я. Оказалось, что при задолженности по заработной плате перед коллективом, к примеру, данные бухгалтерского учета свидетельствуют о том, что директор начислил себе премию в сумме 3 миллионов рублей за несколько месяцев "руководства" компанией. При моем ознакомлении с делами компании выяснилось, что права работников нарушались чуть ли не намеренно, а действия прежнего руководства вели к прекращению деятельности компании. Не сдавалась налоговая отчетность, статистические сведения, даже желавшие покинуть компанию работники не увольнялись, а задолженность перед ними, несмотря на вынужденный простой большинства из них, увеличивалась за счет начисления премий. На этом фоне имущество компании передавалось (отчуждалось) третьим лицам, по моему убеждению, по вымышленным (надуманным) предлогам во вред интересам компании. Многочисленные подобные факты послужили основанием моих обращений в правоохранительные органы , — рассказывает Азизова.
Правда, каким образом такого руководителя допустили до управления фирмой, нынешний директор не сообщает. О конкретных сроках погашения долгов по зарплате Вероника Азизова тоже пока не говорит, подчеркивая, что "ничем не подкрепленные обещания только усугубят ситуацию и накалят обстановку".
— Я общаюсь с работниками, отвечаю на все телефонные звонки, держу их в курсе ситуации. Мы предпринимаем все возможные меры для того, чтобы хотя бы частично начать гасить сформировавшуюся задолженность, — подводит итог нынешний директор.