Минимальный бюджет для Сахалинской области составляет 36 миллиардов рублей
Ряд островных депутатов подвергли критике социальную составляющую в проекте сахалинского бюджета на 2017 год. Тем не менее, документ был принят 24 ноября в первом чтении.
Улучшить бедственное положение пенсионеров в очередной раз призвал единоросс Александр Болотников:
— Реальный размер пенсии в 2016 году снизился на 0,2%, и прогнозируется снижение дальше. Поэтому нам необходимо принимать какие-то меры по поддержке. Наша главная работа — повышать благосостояние граждан, в первую очередь детей и пенсионеров.
Он уточнил, что поддерживать надо не всех. В первую очередь достойны доплаты из областного бюджета люди, которые честно отработали большой срок на низкооплачиваемой работе, и теперь получают мизерные пенсии. Также депутат предложил с 2017 года начать программу по переселению в благоустроенные квартиры участников трудового фронта, особенно тех, которые живут в аварийных домах.
Коммунист Юрий Выголов напомнил, что тяжёлые времена прогнозировались ещё три года тому назад, и была создана "подушка безопасности" — резервный фонд Сахалинской области, в который откладывали излишки денег на чёрный день. Но вот этот день настал, а всё, что было накоплено, благополучно передано в госкорпорацию.
— Смущает значительное сокращение бюджетных расходов именно по социально значимым статьям, — рассуждает член КПРФ. — Охрану окружающей среды мы сокращаем на 79%, здравоохранение — на 48,3%, почти что вдвое, образование — на 12,6%, водное хозяйство вообще на 92%, дорожное хозяйство — на 33%.
Вставил своё слово и депутат от "Единой России" Андрей Хапочкин:
— Мы уже направляли обращения и рекомендации в минфин и комитет по бюджету восстановить объём финансирования 2016 года по поддержке некоммерческих молодёжных организаций, особенно спортивных федераций.
В будущем бюджете спортсменам урезали возможность выезжать на соревнования и арендовать спортивные помещения.
Член КПРФ Галина Подойникова обратила своё внимание на госпрограммы, которые, по её мнению, зачастую создаются для видимости. Так, по программе 2013 года планировалось сдать в 2017 году школу для детей с ограниченными возможностями, в 2018 году школу на 800 мест в "Эдеме" и на 550 мест в Луговом. В новой редакции программы все эти школы уже перенесены на 2019-2020 годы.
— И всё это только на бумаге, а по факту запланированных расходов на строительство школ — я в бюджете не нашла этих строчек, — подчеркнула Подойникова.
Она также выразила сомнение в уверениях властей, что по федеральной программе в следующем году будет сокращено чуть более 100 коек в больницах. В бюджете по подразделу "стационарная медицинская помощь" ранее было 6,75 миллиарда, осталось 2,61 миллиарда — то есть на 4 с лишним миллиарда меньше.
Её соратница по партии Светлана Иванова была в этот раз более категоричной и более эмоциональной. Она считает, что при таком разрыве, когда пенсионер получает 12 тысяч рублей, а кто-то — 300 или 500 тысяч, невозможно решить проблемы людей, "которые отпахали на Сахалине всю свою жизнь, потеряли здоровье и не имеют сегодня возможности даже жить более-менее нормально". В ту же копилку возмущения упал и факт 79-процентного урезания расходов на экологию при объявлении президентом Года окружающей среды.
— Мы здесь живём всю жизнь! — выкрикнула в лицо руководителям области Иванова. — Вы приехали и уехали, а мы здесь останемся! С лысыми сопками, с грязным водохранилищем и обездоленной пустыней, в которой предстоит дальше проживать нам и нашим детям. Поэтому, извините, пришли во власть — помогайте людям, работайте, создавайте нормальные условия для жизни людей! Ради этого вы здесь, и мы вместе с вами.
Депутат Валерий Тен, похоже, с этим не согласен. Он рассказал, что в Иркутской области больше 20 сельских школ с удобствами во дворе, а вот на Сахалине нет ни одной школы, где бы туалет был на улице. Отсюда последовал совершенно неожиданный вывод:
— Поэтому утверждать, что бюджет несоциальный, бюджет безрадостный — глубоко некорректно и рассчитано на СМИ.
У оппонентов не нашлось на это серьёзных возражений — наверное, они не смогли сходу выявить связь между давно построенными санузлами и будущим бюджетом.
Зато единоросс Анатолий Жук мягко и рассудительно поддержал критиков:
— Мы приглашали министров и, глядя в глаза, спрашивали, как всё будет происходить, — сказал он. — Я надеюсь, это были искренние слова, что сильно не пострадает социальная сфера. Но те вопросы, которые поднимают мои коллеги, коммунисты, требуют определённых поправок, которые мы можем рассмотреть.
Заключительное слово в этой дискуссии получила председатель правительства Сахалинской области Вера Щербина. Она, в частности, рассказала, что по расчётам Минфина России минимальный бюджет для Сахалинской области составляет 36 миллиардов рублей, а мы тратим 111 миллиардов.
— Мы сегодня 21,3 миллиарда имеем только социальных расходов из наших возможных 86 миллиардов дохода, — напомнила председатель правительства. — Я считаю, это больше чем достаточно, и нет, наверное, ни одного субъекта РФ, который ещё может сохранить такой уровень социальных расходов. Поэтому называть бюджет несоциальным — ну, я тогда не знаю...