В Южно-Сахалинске открылась выставка художника Юрия Метельского. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 08:57 SAKH
16+

В Южно-Сахалинске открылась выставка художника Юрия Метельского

Культура, Южно-Сахалинск

В выставочном зале южно-сахалинского бизнес-центра "Сфера" художника Метельского любят показывать. И уже привыкли к тому, что открытие его выставки в конце весны зима отметит метелью, так уже было не раз.

Юрий Метельский
Юрий Метельский

Не все встречи с искусством приносят позитив. Художник, хочет или не хочет, делится на холсте заветным и глубоко личным — кто радостью, а кто профессиональным бессилием и возрастными "тараканами" в голове. С Метельским, идущим по жизни с большим любопытством, всегда весело и удивительно. Живописца и графика, фотографа, горнолыжника и сладкоежку коллеги любят. Дизайнер Наталья Тикк так прямо и сказала: "Люблю Юрия Метельского за что, что он хороший человек, друг и мастер". Его выставка "Ретроспектива" обнимает спортивные сюжеты-приветы от "Горного воздуха" и "Розы Хутор", портреты, книжные иллюстрации и, конечно же, излюбленные зрителями пейзажи. Притом, что он на все руки универсал, его устойчивый конек — графика во многих ипостасях.

Метельский — тончайший и добрейший сказочник, рассказывающий о Сахалине уникальным визуальным языком, с любовью к деталям и игрой цвета. Глядя на немыслимой красоты картинки, списанные его "летящим" почерком с местной натуры, какой-нибудь беглец с островов в Москву, в поисках лучшей доли, затоскует и пакует чемоданы назад, на родину. Даром, что списаны они с не ухоженной гражданами-временщиками реальности, но сказал же поэт, что "тьмы низких истин нас дороже нас возвышающий обман". Вот Метельский нас и возвышает.

Помнится один из его небольших холмских пейзажиков, где розовые цветы сакуры осыпали лепестками склоненные головы портовых кранов, и более лирической поэмы о Холмском порте, железе и море трудно представить. В Холмске, где начиналась его трудовая высокохудожественная деятельность, Метельский был на всю жизнь околдован морем и сам по натуре с ним совпадает. Из этой любви произросли бесчисленные большие и малые марины, где безымянные валуны на берегу выписаны краше самоцветов, дырявые завитки морской капусты лежат вологодскими кружевами на гальке и скалы прячут нос в теплую вату тумана…

Часто мотаясь из Холмска в Южно-Сахалинск, на повороте на Огоньки, он закинул как-то в память уголок, где блестит через деревья Лютога, пасутся лошади и овцы, а через некоторое время родился пейзаж с пирамидками синих гор. Рыжая, конопатая осень сошла на лист на Тонино-Анивском полуострове. Где-то у Лесного "подхватил" на лист словно плачущий, размытый пейзаж с переливами сине-зеленой-серой палитры, который писал, состязаясь с летним дождем. А эстамп, посвященный горе Коврижке, писан таким, как будто Метельский сначала думал запечатлеть бездонное звездное небо, а вышла сахалинская конкретика в колдовской манере. Не зря же художник говорит, что техника монотипии требует от автора отменной реакции, но предугадать результат сложно.

На выставке очень силен нивхский след. Интерес к этой теме у Метельского был всегда, и особенно его подогрела работа с сахалинским режиссером Александром Зарчиковым. Для его фильма "Исток", посвященного Владимиру Санги, был создан цикл иллюстраций. Но погружение в мир истории и культуры нивхов настолько его затянуло, что останавливаться на достигнутом было жалко. И среди жизнерадостного буйства цвета на выставке особняком стоит пастельная серия "Старые нивхи". Метельский, как никто другой, виртуозно работает с черным цветом: лица старости и мудрости всплывают на листах, черных, как глубина веков, откуда пришли первые жители Сахалина — айны, нивхи, отливают металлом, с лаконичными вкраплениями этнодеталей — стружки инау на портрете Владимира Санги, ячейки рыбацкой сети у бабы Лены из Чир-Унвда. "Юрий Метельский заполонил зал своей экспрессией, красотой, любовью к жизни", — говорит о нем искусствовед Раиса Горохова.

Художник Метельский — человек-стихия, одинаково легко способен затопить вас как картинками в разных жанрах и каких хочешь техниках, так и словами о них. А если его выставку и назовут, не мудрствуя лукаво, "Ретроспективой", организаторам не грозят упреки во вторичности. Там, где среднестатистическому художнику приходится собирать свои достижения лет за сорок из музеев, начиная со студенческих штудий, Метельскому для обновления хватает пары лет. Он не из тех, чьи работы кочуют с одной выставки на другую, он неистощим, всегда в пути.

PS. Увидеть "Ретроспективу" Юрия Метельского можно в течение месяца.

Подписаться на новости