Директор ЗАО "Труд-Сахалин" Сергей Томшин пришел в суд по делу Хорошавина
В городском суде Южно-Сахалинска продолжается рассмотрение доказательств по уголовному делу о взяточничестве, возбужденному против чиновников областного правительства Александра Хорошавина, Сергея Карепкина, Андрея Икрамова и Николая Борисова. Сегодня суд продолжит допрос свидетелей. По имеющимся данным, вопросы будут касаться эпизода, связанного со взятками от строительства дорог на севере Сахалина. Вероятнее всего свои показания даст директор ЗАО "Труд-Сахалин" Сергей Томшин. Компания была одним из генподрядчиков дорожного строительства региональной трассы Южно-Сахалинск — Оха. По версии следствия, здесь была организована запутанная система откатов с госконтрактов. По информации гособвинения, бывший губернатор от компании "Труд-Сахалин" получил порядка 85 миллионов рублей.
Судебное заседание продолжается. В зал приглашают свидетеля Сергея Томшина.
После зачитывания прав гособвинение приступает к допросу свидетеля. Компания образована в 1988 году Ее профиль — строительство дорог и гражданское строительство. На сегодняшний день компания работает в шести регионах — от Иркутска до Сахалина. На остров ЗАО "Труд" пришло в 1991 году.
Как объяснил Сергей Томшин, в 2013-2014 годах компания выиграла генеральный подряд на строительство региональной автодороги на севере острова.
После успешного выигрыша контракта Сергею Томшину поступило предложение от Вячеслава Горбачева выплачивать 5% от финансирования, поступающего в рамках стройки.
Первая встреча с Горбачевым по поводу денег состоялась в ноябре 2012 года. Переговоры велись в кабинете в старом здании правительства области. С Горбачевым, поясняет свидетель, он знаком с 1999 года, по рабочим производственным вопросам они общались довольно часто.
5% должны были отчисляться от выполненных и уже оплаченных этапов строительства. Генеральный подрядчик от предложения платить решил не отказываться. Как пояснил Томшин, Горбачев ему объяснил, что эта оплата может повлиять на дальнейшую работу ЗАО "Труд" на Сахалине.
За период 2013-2014 деньги Горбачеву от ЗАО "Труд" передавали шесть раз, пять из них это делал лично Сергей Томшин. В первый раз процесс "финансирования" состоялся в июне 2013 года. Томшин принес в кабинет Горбачеву 5 миллионов в пакете "с выполненных работ".
"Передачка" была оформлена в пачки с пятитысячными купюрами. Деньги приносились по мере освоения контракта. Вторая встреча состоялась в августе 2013 года. Процесс передачи пакетов больше 10 минут не занимал. Инициатором встречи, как и в первый раз, был Вячеслав Горбачев.
Правда, на этот раз сумма была больше и составляла 15 миллионов рублей. Деньги Томшин упаковал в два пакета. Горбачев пересчитал пачки и уложил в сейф. Принесенному, вспоминает директор компании "Труд", секретарь Хорошавина никогда не удивлялся и никогда особо процесс не комментировал.
Третья встреча состоялась в декабре 2013 года — Томшин передал пакет с суммой в 15 миллионов рублей пятитысячными купюрами. Место действия — все тот же кабинет в старом здании ПСО. Горбачев, вспоминает Томшин, достал деньги, пересчитал, сверившись со своими бумагами — в них содержалась информация о том, какую сумму компания "Труд" освоила и какой объем строительства выполнила.
Гособвинение продолжает допрос Томшина. В частности, интересуется, как складывались отношения Горбачева и ЗАО "Труд" дальше — в 2014 году. Первая встреча для передачи средств тоже состоялась в июне. Инициатором вновь стал Вячеслав Горбачев. Томшину необходимо было "произвести взаиморасчет" за истекший период. Генеральный подрядчик передал Горбачеву 15 миллионов рублей. Встреча происходила в новом здании правительства в кабинете главы секретариата губернатора на шестом этаже. Прокурор Денис Штундер фиксируется на мелочах, интересуется, как были упакованы деньги. Все так же, объясняет Томшин: три пачки пятитысячных купюр были уложены в два пластиковых пакета. Горбачев денежной посылке как обычно не удивился.
Гособвинитель просит вспомнить обстановку кабинета главы секретариата. Томшин напрягается — рабочее пространство Горбачева состояло из двух комнат. Встреча происходила в первой, во вторую свидетель никогда не заходил.
Очередная встреча для передачи средств должна была состояться в сентябре. Но Томшин улетал в командировку и попросил передать "подарок" Горбачеву своего друга Юрия Винника. 15 миллионов свидетель упаковал в пакеты и замотал скотчем.
Юрию Виннику свидетель Томшин не конкретизировал, что и для чего тот должен передать Горбачеву. Друг думал, что отдает подарок. Директор "Труда" объяснил Горбачеву, что вместо него на встречу придет другой человек.
Цена в 15 миллионов определилась суммой выполненных работ по очередному этапу строительства. Гособвинение пытается выяснить, как и когда была назначена эта цифра. Томшин вспоминает, что сумма определилась при одной из личных встреч с Горбачевым.
Как только "Труду" перечисляли средства за выполненные в рамках контракта объемы по строительству дороги, генеральный директор компании, "чтобы не навлекать на фирму проблемы", организовывал передачу нужной суммы Горбачеву.
Гособвинение вновь возвращает свидетеля в 2014 год. Следующая встреча для передачи средств состоялась в декабре. Томшин, по расчетам Горбачева, подготовил для главы секретариата 20 миллионов рублей. Это был финальный расчет по контракту строительства автодороги Южно-Сахалинск — Оха. Прокурор уточняет, где передавались деньги, как они были упакованы и прочее. Томшин завернул четыре пачки пятитысячных купюр лично в целлофановый пакет. Горбачев принесенному не удивился, пересчитал деньги по пачкам и спрятал в сейф.
Денис Штундер уточняет, известна ли свидетелю Томшину компания "Альянсстрой". Генеральный директор "Труда" подтверждает: да, известна с 2011 года. Губернатор Александр Хорошавин предложил "Альянсстрой" в качестве субподрядчика "Труду".
— Мощности были у них, техника была. А у нас как раз не хватало. Мы согласились взять "Альянсстрой". Все работы они выполнили в срок, — объясняет Томшин.
Отказаться от сотрудничества с компанией, предложенной губернатором, утверждает свидетель, возможности не было.
"Альянсстрой" в 2011 году выполнил подрядов на 90 миллионов рублей, в 2012 — на 80, в 2013-2014 — на 99 миллионов рублей.
В общей сложности директор "Труда" за время строительство дороги Южно-Сахалинск — Оха передал Горбачеву 85 миллионов рублей. Эти средства Томшин брал в собственной компании, часть занимал у друзей и знакомых.
Гособвинение заявляет ходатайство. В сегодняшних показаниях Томшина и его прежних показаниях есть существенные расхождения. Прокурор просит огласить протокол запроса из 142 тома. Защита возражает: оснований для этого нет, свидетель мог что-то вспомнить сейчас и уточнить. Если есть неточности и противоречия, это можно выяснить сейчас, а не выслушивать то, что он говорил на следствии.
Суд соглашается с гособвинением и решает огласить показания Томшина, которые он давал в июне 2016 года.
Из протоколов допроса следует, что Томшин во время строительства автодороги Южно-Сахалинск — Оха неоднократно находился в командировках на острове. Напомним, глава ЗАО "Труд" из Иркутска и головной офис компании находится именно там.
Гособвинение зачитывает воспоминания Томшина о рабочей встрече с Хорошавиным в старом здании ПСО. В ходе того разговора глава области попросил заключить договоры субподряда с охинской компанией "Альянсстрой". Свидетель согласился с предложенным Хорошавиным требованием, потому что понимал, что в случае отказа это может негативно отразиться на деятельности его собственной компании ЗАО "Труд".
Позже, уже с представителем компании "Альянсстрой", неким Арефьевым, оговаривалась и сумма, на которую рассчитывает охинская фирма. Размеры подрядов должны составлять не меньше 100 миллионов рублей.
Зачитываются и выдержки из встреч с Горбачевым. В протоколе допроса неоднократно фигурирует слово "взятка", которую Томшин в лице ЗАО "Труд" должен был платить Хорошавину через Горбачева. Стороны — гендиректор подрядчика и глава секретариата — обговорили процесс передачи средств. Из взятки исключили суммы, причитающиеся "Альянсстрою".
"Я реально понимал, — зачитывает воспоминания Томшина из протокола прокурор, — что в случае отказа передать средства у ЗАО "Труд" могут возникнуть искусственно созданные сложности. В силу своего должностного положения и авторитета он может оказывать общее покровительство. Также из моего опыта хозяйственной деятельности было понятно, что при финансировании контрактов Хорошавин может осуществлять практику "отложенных платежей", что негативно скажется на компании".
Судя по свидетельствам из протокола, суммы передач от Томшина Горбачеву временами были значительнее, чем гендиректор озвучил ранее. В частности, единожды фигурирует цифра в 50 миллионов рублей.
Однако конечная сумма взяток — 85 миллионов рублей — совпадает. Прокуратура указывает на то, что есть расхождение датах встреч свидетеля и Горбачева. Томшин дважды (по три раза у каждого) занимал средства у своих друзей Вдовенко и Боженова. Денежные средства для передачи взяток свидетель хранил в личном сейфе дома.
Возвращаясь к встрече, на которой Александр Хорошавин просил Сергея Томшина взять в качестве субподрядчика компанию "Альянсстрой", Денис Штундер пытается выяснить, что ближе к правде: в протоколе значится, что Хорошавин "требовал", а на суде Томшин говорит — попросил. Свидетель склоняется к тому, что все-таки требовал. Объявлен перерыв.
После перерыва к допросу приступает сторона защиты. Ольга Артюхова уточняет, с какого объекта "Труд" начал свой 25-летний профессиональный путь на Сахалине. Выясняется, что компания причастна к строительству аэропорта Менделеево на Курилах в 1991 году.
Защита запрашивает определенные тома для ознакомления. В частности, адвокатов интересуют соглашения о предоставлении услуг между "Эксоном", сахалинским автодором и ЗАО "Труд".
Речь идет о реконструкции участка дороги Южно-Сахалинск — Оха. Подобных соглашений в 2011 году было два.
Артюхова выясняет, почему именно компанию "Труд" привлекли к ремонту дороги в Охе? Томшин отвечает: его компания работала на севере Сахалина давно, более того у их ЗАО там работал завод. Защита уточняет, каким образом производилась оплата в рамках этого тройственного соглашения — напрямую "Эксон" "Труду" контракты не оплачивал.
Защита продолжает выяснять некоторые детали работы компании Томшина в период стройки дороги Южно-Сахалинск — Оха. В частности, Ольга Артюхова пытается понять, были ли соизмеримы риски и потери в контракте с "Эксоном". Риски, говорит свидетель, были заложены в контракт. Хотя бизнес, философски отмечает Сергей Томшин, это всегда риск.
Выясняется, что кроме "Альянсстроя" других субподрядчиков "Труд" не привлекал, однако чтобы исполнить обязательства по контракту, генподрядчик был вынужден брать в аренду тяжелую технику у сторонних фирм.
Артюхова настаивает на уточнении формулировки. Адвокат хочет, чтобы свидетель Томшин озвучил, как именно Александр Хорошавин выражал свое требование привлечь "Альянсстрой" в качестве субподрядчика.
Томшин ответил: ну как? Сказал, чтоб компания "Альянсстрой" работала. Позже Томшин добавил, что коррупционной составляющей он в этом предложении не видел.
Нареканий на "Альянсстрой" во время совместной работы у ЗАО "Труд" не было. Субподрядчик выполнял свою часть контракта в срок и с требуемым качеством.
Адвокат Александра Хорошавина Ольга Артюхова продолжает "поднимать" листы дела из определенных томов. Зачитывает куски "воспоминаний" Томшина. Защита вновь возвращается к эпизоду с "требованием" от экс-губернатора с просьбой конкретизировать, что значит это "требование". Томшин вновь повторяет — требование заключалось в работе "Альянсстроя" на строительстве дороги в Охе и обеспечении этой компании необходимых сумм оплаты.
Артюхова зачитывает свидетельство Томшина, в частности, касается мест, где свидетель говорит о создании "неблагоприятных условий" в случае его несговорчивости в вопросах привлечения "Альянсстроя". Адвокат пытается уточнить, созданий каких именно неблагоприятных условий Томшин боялся. В ходе допроса свидетель соглашается с защитой, что, скорее всего, это были его предположения.
Артюхова спрашивает, почему Томшин при даче показаний в 2016 году передачу денежных средств обозначал как взятку, а сегодня в суде ни разу этого слова не сказал.
Ответы на тот момент, объясняет Томшин, ему помогал формулировать адвокат.
Сейчас Томшин определяет для себя, что в тот период давал Горбачеву именно взятку. За что, выясняет Артюхова? За покровительство — отвечает свидетель.
Контракт по строительству дороги был обеспечен средствами из областного бюджета. Какие основания были давать взятку? За что именно Томшин давал взятку? — вновь формулирует вопрос Артюхова. По требованию Горбачева, за покровительство — отвечает свидетель. Защита пытается выяснить, участвовал ли "Труд" в конкурсах, как часто они проигрывали. Проигрыши действительно были и в 2011, и в 2012 годах. О каком покровительстве тогда идет речь, спрашивает Артюхова. Свидетель объяснить не может.
Артюхова уточняет, что имеет в виду Томшин под "отложенном платежом", о котором свидетель ведет речь в зачитанных прокурором показаниях. "Отложенный платеж — это несвоевременная оплата", — говорит Сергей Томшин.
Спрашивает сторона защиты об адресных областных программах, средства с которых шли на возведение трассы, о посещениях губернатором участков строящейся дороги, о вопросах, которые возникали в этих поездках. Все шло в рабочем режиме, вспоминает Томшин.
О том, что переданные свидетелем деньги пойдут Александру Хорошавину, Томшин знал только со слов Горбачева.
— Вы когда-нибудь Горбачеву на личные нужды Хорошавина передавали деньги?
— Нет. Мне о таком в момент передачи было неизвестно.
Артюхова уточняет размер заработной платы свидетеля на период стройки охинской дороги. Она оказывается в разы меньше тех "передачек", которые Томшин из собственных и дружеских средств отправлял Горбачеву. "В чем смысл?", — задается вопросом адвокат Хорошавина. "В ожиданиях бонусов", — отвечает директор компании "Труд".
Выясняет сторона защиты и условия работы: насколько они отличались в 2010-2011 годах от тех, что были в период с 2012 по 2014 год. Объемы, утверждает Томшин, были намного больше в более поздний период с 2012 по 2014 год.
Вопросы свидетелю задает адвокат Сергея Карепкина Игорь Янчук. Защитника интересует, кто являлся акционерами ЗАО "Труд". Томшин уточняет несколько фамилий. Спрашивает Янчук и о том, выполнил ли свои обязательства директор "Труда" перед своими заемщиками, средствами которых "закрывал" платежи перед Горбачевым. Выясняется, что Томшин до сих пор не расплатился с долгами.
Перерыв 5 минут. Защита уточняет позицию с подзащитными.
После перерыва защита выясняет, были ли у ЗАО "Труд" на севере Сахалина конкуренты. Оказывается были — это компании "Востокдорстрой", "Перевал" и прочие. Но преимущество все равно отдали "Труду" — материальная база компании находилась в Охе, что, естественно, было удобнее — этот факт напрямую сказывался на оперативности строительства.
Адвокаты уточняют, в какой форме Горбачев озвучил Томшину необходимость предоставления денежных средств.
— В форме убеждения. Сказал, что нужно платить. Но для чего, не уточнял.
Артюхова выясняет, почему Сергей Томшин не выяснил у Александра Хорошавина лично, для чего необходимо передавать средства. Свидетель спрашивать не пытался, по словам Томшина, Горбачев убедил в необходимости этого.
Обвинение заявляет ходатайство — предлагает отсмотреть записи с камер видеонаблюдения, на которых видно, как Томшин и Винник посещали ПСО. Свидетелю предлагают прокомментировать воспроизводимые куски.
Гособвинение смотрит со свидетелем несколько отрезков видео, на которых запечатлён приход Винника и Томшина в кабинет главы секретариата губернатора.
Допрос свидетеля продолжается стороной защиты. Адвокат Юрий Сюзюмов выясняет, испортились ли товарищеские отношения Горбачева и Томшина (они знакомы с 1999 года) после предложения первого платить проценты от выигранного госконтракта. "Отношения усложнились" — пояснил свидетель. Между тем встречи Томшина с Горбачевым происходили не только в момент передачи денег, а чаще. Директор "Труда" старался, по его словам, сохранять дружеское общение.
— Вы с самого начала передавали деньги Горбачеву как взятку. Получается, вы с 2012 года совершали преступление. Вы осознавали, что с каждой передачей ваш срок становится больше и больше? — формулирует вопрос Ольга Артюхова.
— Не понимал до конца, что совершал преступление, — отвечает Сергей Томшин.
Неожиданно Андрей Икрамов заявляет ходатайство — провести экономический аудит компании ЗАО "Труд".
Защитник Икрамова Юрий Сюзюмов поддерживает ходатайство, озвученное его подзащитным.
Свидетеля Сергея Томшина отпускают. Ольга Артюхова предлагает запросить у директора компании подлинники договоров займа.
Суд поддерживает ходатайство защитницы.
Подсудимый Сергей Карепкин делает заявление — отказывается от услуг адвоката Ольги Воробьевой (ей нечем платить) и повторно настаивает на предоставлении возможности представлять его интересы в суде своей супруге, которая имеет соответствующее образование, знакома с материалами дела и присутствует почти на каждом заседании.
Завтра в планах суда — приступить к допросу Вячеслава Горбачева посредством видео-конференц-связи. Сейчас свидетель находится в Москве и не может лететь в Южно-Сахалинск по состоянию здоровья.
Ориентировочно, допрос начнется в 17.00 по сахалинскому времени.