Сахалинский флорист Александра Кудряшова отметила юбилей в кругу учеников и друзей. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 06:51 SAKH
16+

Сахалинский флорист Александра Кудряшова отметила юбилей в кругу учеников и друзей

Праздники, Южно-Сахалинск

Тысячелетнее искусство составления цветочных композиций на сахалинский лад молодо. Ему всего пятнадцать. Двойной юбилей — школы Согецу на Сахалине и ее основательницы — собрал полный зал поклонников искусства икебана в областном художественном музее. А выставка "Сахалинский путь икебана" одела в живописные декорации музейные стены, став творческим отчетом учителя и ее учениц.

— Пожалуйста, имейте в виду только одну дату — 15 лет, — попросила собравшихся Александра Семеновна.

Александра Кудряшова
Александра Кудряшова

А всю предыдущую ее жизнь следует считать прелюдией к нынешнему дню. Агроном совхоза "Кировский", профсоюзный работник, научный сотрудник СахНИИСХ, в 1990-х она сделала решительный разворот в иную сторону. Точнее, в то весьма непростое время отпустила на волю столь присущее женщине стремление преумножать красоту. На Сахалине она начала приживлять школу Согецу с нуля, так что не слишком далек от истины экс-начальник управления культуры области Владимир Беджисов, назвавший ее деятельность поистине революционной.

В 2002 году при его поддержке "Саша-сан", как называли японцы отважную сахалинку, постигала азы мастерства школы Согецу. Наверняка из того далека Александре Кудряшовой еще не было видно, какие масштабы со временем обретет ее увлечение.

Сахалин обогатился многими яркими образцами флористической "живописи", в которых японская школа скрестилась с почерком Александры Кудряшовой. А островки ландшафтного дизайна (оформление территории Сахалинского морского пароходства в Холмске, площади Ленина и особенно областного краеведческого музея, отмеченного серебром Национальной премии России) приближают к идеалу наш регион, которому по большей части не везет на градостроителей со вкусом. Но все же главный ее сад — ученики. За небольшой промежуток времени ее стараниями и личным примером японская национальная традиция так легла на сахалинскую душу, что в этом году уже десять лет отметит международный фестиваль "Цветы Сахалина". Сегодня 86 человек имеют сертификаты школы Согецу, а многие ученицы доросли до преподавательского статуса. И на 90-м дне рождения школы Согецу, основанной Софу Тэсигахара, в Токио побывали уже десяток сахалинских мастеров.

Как когда-то после окончания сельхозинститута она рванула с материка на Сахалин, так и сейчас легка на подъем. Сегодня Александра Кудряшова живет и работает на два города — в Южно-Сахалинске и Сочи, где ведет класс икебана в школе дополнительного образования. Сочи подпитывает ее солнечным оптимизмом, сахалинская природа щедро одаряет инструментарием для творчества. А еще зерна сахалинской икебана прорастают в Петербурге, Екатеринбурге, Риге, в перспективе — в Братиславе.

На юбилейном вечере во весь голос звучала цветочная "музыка". Ученицы Александры Семеновны делились радостью бытия, сообразно своей индивидуальности обыгрывая фундаментальное триединство элементов древней философии "живых цветов": син (небо), cоэ (человек) и хикае (земля). "Икебана — это вдохновение. Бывает, устаешь, но взамен приложенным усилиям получаешь красочные впечатления, которые дорогого стоят. Это моменты счастья, они недолговечны, но они есть", — считает Светлана Соловецкая. Для Светланы и ее коллег по счастью — Елены Табаевой, Натальи Колесник, Татьяны Богдановой, Марины Пак, Светланы Мирошниченко, Людмилы Кривицкой и других икебана стала естественным способом выражения эмоций и настроений. Так, яркое золото в композиции "Ловцы весны" Елены Табаевой воплотило такую столь понятную сахалинцам послезимнюю тоску: "Хочется тепла, света, легкости, новых красок. Ветки кислицы распушились в виде вееров и, как антенны, ловят солнце". Флориста, художницу, карвинг-мастера Елену икебана пленила лаконизмом языка, который легкими мазками позволяет создать пространство, объем и глубину. Алые язычки глориозы подсказали Марине Пак идею композиции "Огни свечей". Свой "Симбиоз" Наталья Колесник построила на контрасте черного и белого, металла и живого цветка. Валентина Жукова нашла себя в развитии жанра флористического коллажа, в котором мимолетное получает статус вечного. С ее теплым талантом хотят поближе познакомиться рукодельницы Корсакова — тут же на вернисаже пригласила ее директор Корсаковского историко-краеведческого музея Анна Бабушок: "Меня потрясает, как мастера чувствуют форму и цвет и передают гармонию этих элементов. Они дают еще одну жизнь сорванной ветке или цветку...".

Ну а гвоздем программы стало дефиле высокой цветочной моды, опирающейся на идеи сбережения природы. Например, наряд "Прекрасная леди" Светланы Соловецкой начался с прозрачной шляпки, на которую пошла обычная пластиковая коробочка для торта. А у Валентины Жуковой на рождение изысканного платья ушло кило семечек. Не увеличивать количество мусора на планете, но трансформировать прозу в поэзию — таков был замысел авторов платьев из бересты, шелухи, упаковочных материалов…

В создании своей композиции мастер икебана Светлана Назарова руководствовалась принципами Софу Тэсигахара: "Создавайте красоту, замечайте красоту и живите в ней", когда, оттолкнувшись от строгих японских канонов, уходит в полет душа художника. А глядя на Александру Кудряшову, понимаешь, почему икебана так затягивает сахалинок в свои шелковые сети: это еще и повод продлить свою молодость и очарование.

Подписаться на новости