Председатель жюри "Края света" Марина Разбежкина: самое страшное — привычка к очевидным смыслам. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 19:44 SAKH
16+

Председатель жюри "Края света" Марина Разбежкина: самое страшное — привычка к очевидным смыслам

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Мастер-класс председателя жюри "Края света" Марины Разбежкиной "Кино без страха: здесь и сейчас" — это то, на что определенно нужно уходить с работы посреди понедельника точно так же, как 16-летняя Марина ушла из мира книг в родительском доме в тайгу за реальностью. До 16 она читала, "как ударенная", а потом отправилась сравнивать, насколько мир похож на сюжеты повестей и романов, без денег, потому что мама не дала, и при этом без страха.

Марина Разбежкина
Марина Разбежкина

Вот уже десять лет сценарист, режиссер, создательница частной, независимой школы документального кино Марина Разбежкина учит студентов фиксировать сиюминутность. Настоящая документалистика в ее понимании не имеет ничего общего с документальным кино, которое показывают по телевизору. Это два совершенно разных подхода к реальности. Чтобы сразу было понятно, Разбежкина приводит пример, который родился у нее во время преподавания в Китае. Улица, старушка, просящая милостыню, напротив нее — два оператора: один телевизионщик, другой документалист. К старушке подходит студент, бросает ей монету. Операторы снимают этот момент. После телевизионщик сразу бежит продавать сюжет в две программы. Первая — о социальных проблемах, где говорится о том, как плохо в стране относятся к старикам, какие маленькие у них пенсии и т. п. Вторая — о молодежи, о том, что несмотря на сложное время она все-таки сохраняет неравнодушие.

— Но это первый слой реальности, он слишком очевидный. Документалистика не работает с очевидным. Наш оператор будет смотреть глубже, — и Разбежкина рассказала, как документалист пойдет за молодым человеком, бросившим монетку, увидит, что тот покупает в магазине топор, через какое-то время поднимается на чердак и убивает ту самую старушку.

Очевидность — самое страшное в современном телевидении. Привычка к очевидным текстам, очевидным смыслам… Это худшее, что может приобрести человек в течение жизни. Очень часто бывает, что 20-летний человек мышлением напоминает 80-летнего старика: он категоричен, шаблонно рассуждает, совершенно точно знает, что правильно, а что нет, не рефлексирует и находится в зоне сомнительных обобщений, мешающих ему воспринимать то, что не укладывается в раз и навсегда усвоенную им систему ценностей и смыслов. Школа Марины Разбежкиной отменяет чужой опыт. Когда-то в молодости, призналась режиссер, она хорошо рисовала, но потом увидела полотна Сезанна, решила, что ей так ни за что не смочь, и бросила. Это было давление чужого опыта. А может быть, она тоже стала бы великим художником?

— Ни перед кем нельзя стоять на коленях, вы не в церкви, — эту простую истину постоянно слышат студенты. — Даже с лауреатом Нобелевской премии вы на равных, хотя бы по желанию познать этот мир. И вы наверняка знаете что-то, чего не знает он. Мы отменили великих. Точнее, пиетет перед великими.

В школе Разбежкиной запрещены съемка скрытой камерой, использование зума (человек должен знать, что его снимают), метафорическое мышление (если только метафоры не подкидывает сама жизнь), закадровый текст, использование музыки в фильмах, прямые синхроны. Учить не берутся философов и больших поэтов: у них своя картина мира, а документалист должен быть объективен и беспристрастен, как патологоанатом.

В первый день занятий студенты получают задание — выйти на улицу с любым гаджетом, подойти близко к герою и установить с ним контакт, который вначале будет не очень приятным ни для снимающего, ни для человека в кадре. Но это необходимо, чтобы избавиться от страха войти в "зону змеи". Термин, придуманный Разбежкиной, означает индивидуальное для каждого личное пространство, внутрь которого должен научиться осторожно ступать документалист, чтобы стать со своим героем одним целым.

— Чем отличается режиссер от нормального человека? Он так же все переживает, но при этом все запоминает. Режиссер — это здоровый мужик, который держится, даже если это девушка, — сказала Разбежкина, когда речь зашла о драме в жизни и на экране. Она привела в пример Толстого, который в состоянии великого горя сидел возле умирающего ребенка и вдруг поймал себя на мысли, что запоминает все происходящее, чтобы потом как можно точнее описать детскую смерть в книге. И это не цинизм, уверена Разбежкина, а правда жизни и предельная режиссерская, авторская честность.

На "Крае света" в конкурсной программе покажут фильм "Аритмия" Бориса Хлебникова. Сценарий к нему написала ученица Марины Разбежкиной Наталия Мещанинова. Когда-то ради учебы в школе документального кино она бросила высокооплачиваемую работу в Краснодаре и мужа, переехала в Москву и стала снимать. Но далеко не всегда — такова реальность — независимым документалистам удается успешно пристроиться, чтобы совместить и любимое занятие, и зарабатывание денег.

— Я сразу говорю своим студентам, что у них, скорее всего, никогда не будет хорошей зарплаты, квартиры, машины, дачи. Они спрашивают — а что же тогда будет? Будет интересная жизнь, отвечаю я.

На Сахалине Марина Разбежкина уже нашла героев для фильма. На берегу моря она познакомилась с бойкими подростками, которые ловили рыбу. Итог знакомства — зафрендились ВКонтакте, договорились обмениваться фотками и снимать кино на "заброшенке".

— Возможно, пришлю сюда свою студентку, чтобы сняла о них фильм, — сказала Разбежкина.

Новости по теме:
Подписаться на новости