Финал "Края света": тройная победа "Аритмии". Сахалин.Инфо
3 ноября 2024 Воскресенье, 07:22 SAKH
16+

Финал "Края света": тройная победа "Аритмии"

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Спонтанно-восторженный вопль молодежной стайки при виде пробегавшего мимо человека в неизменно черном, генерального продюсера Алексея Аграновича: "Спасибо за фестиваль!". Самодельный портрет кумира, который подсовывали на красной дорожке актеру Петру Федорову, чтобы поставил автограф. 4 тысячи, оставленные без сожаления в книжном киоске "Порядок слов". Постоянно всплывающий в разговорах рефрен: "Надо было брать отпуск на неделю".

Таких малых радостей на фестивале было не счесть, и описать все так же немыслимо, как тайфун. И вот он стих. Большая команда Алексея Аграновича и Алексея Медведева вернула дух, стиль и смысл фестиваля "Край света" в свои берега. Неделю в Южно-Сахалинске смотрели большое кино, иногда по три сеанса кряду. В то же время снимали малое — про Сахалин, писали, фотографировали, прокладывали туристические маршруты и силой воображения создавали вдохновляющие арт-объекты из несимпатичных руин с большой историей. "Мы создаем среду", — неоднократно звучало из уст авторов фестиваля. Среду, из которой произрастет четверг, пятница и далее — новые горизонты Сахалина как культурного пространства.

Призы в студию, деньги на бочку

Оттрудившись в поте лица неделю, международное жюри во главе с кинорежиссером Мариной Разбежкиной вынесло приятные вердикты ценой от 100 тыс. до 1 млн рублей.

Правда, первым под раздачу попал сахалинский кинематограф — явление молодое, ужасно серьезное и перспективное. Новорожденному дали на "зубок" приз мэра Южно-Сахалинска по итогам народного голосования в 6 тысяч южносахалинцев (хотя по логике вещей можно было бы расщедриться и Корсаковскому району, ведь их земли и люди получили толику славы). В списке товарищей по удаче 53% голосов получил фильм "В объятиях моря" Дмитрия и Дениса Моисеевых. Принимая неожиданно свалившийся дар кинобогов, сахалинцы воздали хвалу единомышленникам по успеху, в том числе небу, морю, соли и лососю, и пусть всего этого будет больше.

Лучшую женскую роль сыграла Зузанна Кронерова, та самая "Женщина со льдом" чешского режиссера Богдана Сламы, за которого усиленно болел программный директор Алексей Медведев. То есть про себя, конечно, а не над ухом жюри, всех своих кинодетей он любит одинаково нежно, но к этой "Женщине…" особо неравнодушен. А однажды к нему подошла другая женщина, уже сахалинская, с некоторой претензией: все прекрасно, но что это у вас в фильме про Сахалин дома какие-то обшарпанные, не очерняете ли, часом, наш распрекрасный остров? И вот сейчас вдогонку ушедшей даме великолепный Медведев ответил веско, хоть в граните высекай:

— Искусство — машина по переработке зла в добро, небытия в бытие, фальши в подлинность. Поэтому оно идет туда, где плохо. И там оно находит свою пищу, за счет чего происходит феномен творчества и искусства. Именно поэтому искусство приходит к людям. Мы, люди, и есть жажда, которая должна быть утолена, недостача, которая должна быть восполнена, мы — те обшарпанные стены, которые надо ремонтировать. Наши души нуждаются в постоянном ремонте, иначе ничего в этой жизни не получится.

Специальным призом жюри наградило аргентино-испанский фильм "Почетный гражданин" Гастона Дюпра и Мариано Кона. Член жюри, японский режиссер-аниматор Кодзи Ямамура, очень любит Хорхе Борхеса, а Борхес учился у Акутагава Рюноскэ. Вот такая замысловатая логическая цепочка. Кстати, на фестивале все искали какие-то родственные связи и были "нашему забору двоюродный плетень". Например, у участника группы Jukebox Trio, музыкально открывшей закрытие, бабушка трудилась в Чехов-центре. А у актера Петра Федорова мама родилась во Владивостоке ("ну, это же где-то рядом?").

Режиссера грузинского фильма "Заложники" Резо Гигинеишвили вызвонили из Америки.

— Думаю, теперь ты не заснешь, — злорадно сказал Алексей Агранович далекому Резо.

Резо вручили благую весть: вы — лучший режиссер "Края света". Режиссер сильно удивился, обрадовался и благодарил всех, кто содействовал его победе — особенно досталось талантливым сахалинским зрителям за внимание и понимание. Говоря о профессии режиссера, индийский член жюри и сам такой же, Ананд Ганди прибег к метафоре: режиссер — тот, кто знает, в каких пропорциях смешать условные селитру и серу, чтобы на выходе получить порох. Явно неслучайно такое "взрывное" определение пришло в его голову, потому что "Заложники" — незаконченная и кровоточащая история о слепом полете к свободе, о цене, которую за него заплатила "молодость, которая не знала, и старость, которая не могла". Среди всех в списке конкурсантов эта картина из застойных 80-х стоит особняком, взывая быть услышанной, и сейчас не отпускает своей термоядерной энергией…

Ни славы, ни молитвы, одна аритмия

Прочие конкурсанты — и болгарская "Слава", и корейская "Сеть", и французская "Молитва перед рассветом" и т.д. — пролетели со свистом. Потому как в самый последний фестивальный день пришел Борис Хлебников с фильмом "Аритмия" и зачистил поле. Александра Яценко, главного его актера, с лица которого не сходило ошарашенное происходящим выражение, просто загоняли. Думаю, это первый такой рекорд: три раза выходить на сцену, и все по восходящей — лучшая мужская роль, приз зрительских симпатий и гран-при в конце концов. Хотя фестиваль и ранее был крайне дружелюбен к этим достойным людям: тот же Яценко в фильме того же Хлебникова "Долгая счастливая жизнь" был признан лучшим актером на "Крае света — 2013". "Аритмия" сильно и единодушно потрясла не только зрителей, но и искушенное жюри. Такое случается нечасто, но Алексей Медведев, кажется, до микрон изучил многослойную душу сахалинского зрителя. Марина Разбежкина, "внутренний цензор" Бориса Хлебникова, вышедшая на сцену чистым символом документального кино (белый верх, черный низ), объяснила, за что "Аритмии" такое счастье:

— Невероятно нежное отношение к человеку в нашем суровом мире делает этот фильм явлением в искусстве, причем не только России, но и мира.

Ваши дети — наше все

Покончив с денежными плюшками, на церемонии закрытия говорили о еще более хорошем — сахалинцах, которые были сами созидателями — участниками творческих мастерских. В недрах первой детской анимационной мастерской "Острова" выплыл мультик про плавучий остров Сахалин, к которому мы привязаны "веревочкой к ноге", и руководитель кинолаборатории для подростков Елена Ванина говорила о том, что с нашими детьми каждая минута общения ушла на любовь, дело и неравнодушие. Именно дети и дают основание называть фестиваль "Край света" жизнью, которая должна длиться. "Все то, что про человека, сильнее всего остального, и с сахалинцами — участниками моей мастерской — уже ничего не страшно", — сказал Филипп Дзядко, руководитель мастерской журналистики "Большая история".

Все участники процесса получили удовольствие, но у гостей Южно-Сахалинска эмоции просто зашкаливали. И это удивление заставляло самих нас пошире открыть глаза на окружающую примелькавшуюся действительность с корюшкой и лопухами, учено именуемыми белокопытником: что они там такого увидели, отчего ликуют? Очень ненавязчиво они нас учили свою родину любить и отличать от любого другого края на взгляд, цвет и вкус. Вот ничего не имею против промелькнувшей среди фестивального сумасшествия идеи памятника корейской бабушке с салатами. Вот уж символ так символ сахалинской идентичности, что кажется пожизнеспособней некоторых идей, натужно рожденных чиновниками для украшения города…

На седьмом году у сахалинского фестиваля родился братец. В 2019 году Алексей Агранович и его команда будут делать "Край света. Запад" в Калининграде, хотя все считают этот город началом Европы. Наш фестиваль, соответственно, будут называть "Край света. Восток". При этом покушении на сахалинское святое некоторые напряглись, но Агранович, который своим гипнотическим красноречием способен убедить любую гору прийти к Магомету, разложил по полочкам. Никуда фестиваль от сахалинцев не денется. Но за пять из семи фестивальных лет "Край света" стал копилкой бесценного опыта, и пришло время им делиться. А губернатор Олег Кожемяко говорил на церемонии закрытия, что фестиваль получился очень даже замечательный (как будто этого не было видно раньше), и региональное правительство даст зеленый свет на 2018 год. А для пользы сахалинских кинодеятелей заработает (хочется верить, ибо разговор идет не один год) региональный фонд поддержки. Все запомнили и вздохнули с надеждой. Как говорится, у нас все ходы записаны.

Тут Козловский очень хочет

И вдогонку. При всем уважении и восхищении к организаторам мы — не Канны, и решение сосредотачивать "Край света" в Южно-Сахалинске не кажется удачной идеей. По факту получился уникальный международный городской фестиваль. Оха или Ноглики, в отличие от Корсакова или Анивы, не смогут приехать, но фестиваль стал слишком смыслообразующим событием, чтобы выключать остальной Сахалин и тем паче Курилы из его орбиты. Да, показ японской "О, Люси!", закрывшей фестиваль-2017, стоил 800 евро, да, удовольствие стоит денег, хотя на фоне бюджетных судорог по другим, гораздо более щекотливым статьям цена вопроса едва ли должна определять вектор развития фестиваля. Иначе о каком едином культурном пространстве для жителей области мы говорим?

И пожалуйста, не лишайте его нарядной обложки. В этот раз красная дорожка, усыпанная киноперсонами, широко известными в узких кругах, раскручивалась под недоуменный шепоток "кто все эти люди". А уж засилье на ней местных випов, которым до кино, как до Луны, только что реверансом принимающей стороне от организаторов и объяснишь. А для кинозрителя важна не только глубина, но и поверхность — любимые лица "из телевизора". Хотя градус по сравнению с открытием был все же повыше. Может быть, потому, что за неделю многие "проходимцы" по дорожке успели стать друзьями и наставниками — по фильмам или мастерским. Публики вокруг дорожки было предсказуемо меньше, но зато аншлаги в залах и битком набитый шатер после фильмов с неизменной жаждой узнать — что это было и зачем. А некоторые так проникались, что по-родственному заботливо спрашивали режиссеров: что будет с героями дальше… Кстати, один гость следующего фестиваля уже прорезался. Кумир миллионов Данила Козловский, побывавший на Сахалине, очень хочет повторить потрясшее его впечатление. И уже сейчас делает заявку на фестиваль, да не с пустыми руками — со своим кинорежиссерским дебютом.

…"Фестиваль закрыт!". При этих неизбежных словах накатывали сентиментальные чувства, вроде тех (кто помнит), что испытывали люди, провожая глазами улетающего олимпийского Мишку. Но "Край света" с командой Алексея Аграновича и Алексея Медведева обещал вернуться. Место и время встречи в 2018 году неизменны.

Новости по теме:
Подписаться на новости