Игорь Бутман устроил сахалинцам российско-японский джаз. Сахалин.Инфо
14 ноября 2024 Четверг, 03:10 SAKH
16+

Игорь Бутман устроил сахалинцам российско-японский джаз

Культура, Южно-Сахалинск, Корсаков, Невельск

На Сахалине стартовал первый российско-японский джазовый фестиваль "Сахалин-Хоккайдо Jazz". Его открыл народный артист России Игорь Бутман вместе с Московским джазовым оркестром 17 сентября в Корсакове, а накануне российские музыканты (Олег Аккуратов, Вадим Эйленкриг) вместе с японскими коллегами (Кен Ото) выступили в Южно-Сахалинске. Игорь Бутман пообещал большую разнообразную программу, состоящую из джазовых стандартов и оригинальных композиций и конечно не слукавил. Забегая вперед — музыканты были хороши до неприличия. Трехчасовой концерт вышел им под стать: живым и вдохновляющим.

Народный артист России, один из лучших джазовых саксофонистов страны, основатель собственного музыкального лейбла и руководитель оркестра Игорь Бутман еще на прошлой неделе играл на открытии парка "Зарядье" в Москве для президента, а на этой — открывает камерный, но мощный первый российско-японский джазовый фестиваль на Сахалине.

— Все время, когда идет дождь, вспоминаю фразу одного из героев фильма "Покровские ворота", музыканта, который играл на открытой площадке в парке. "На улице идет дождь, а у нас концерт", — шутил по поводу циклона до открытия второго фестивального дня Игорь Бутман перед журналистами.

Концепция фестиваля проста — взять всех лучших музыкантов с японской стороны (популярные коллективы Казуми Ватанабе и Кена Ото), добавить лучших с российской (трубача Вадим Эйленкрига, пианиста Олега Аккуратова, секстет Ильи Морозова и Виктории Кауновой) и сыграть на одной сцене для удовольствия ошеломленных любителей джаза.

Примечательно, что идея джазового фестиваля где-то на другом конце страны родилась в голове у Игоря Бутмана практически одновременно с зарождением подобной мысли у сенатора Дмитрия Мезенцева. Деловые мужчины сошлись на том, что в год, который посвящен культурным обменам между Россией и Японией, без подобного фестиваля не обойтись.

Но это, заверил Бутман, только начало — в дальнейшем, если джазовый формат на Сахалине приживется, к участию в фестивале будут приглашать и музыкантов из других стран. А с уровнем японцев идейный вдохновитель события знаком не понаслышке: с одними музыкантами Игорь Бутман выступал на одной сцене, с другими вместе учился в Америке. "До Москвы японцам лететь далеко, а до Южно-Сахалинска сам бог велел", — пошутил именитый саксофонист перед концертом.

Второй день фестиваля открыл интеллигентный и мягкий для русского уха квартет японского саксофониста Кена Ото — довольно популярного в родной стране. Взбудораженных атмосферой циклона сахалинцев Кен успокоил с первых фраз — своих сказанных мило по-русски (гость пытался читать названия композиций и представлять музыкантов на нашем языке) и саксофонных, которые поддержали голоса бас-гитары, контрабаса, ударных.

В звучании японских музыкантов чувствовалась присущая восточной культуре деликатность. После первых тактов японцы погрузили зал в атмосферу токийского джазового клуба, завернули в уютное одеяло из дыма, обрывков фраз, сказанных полушепотом и какого-то особого ощущения волшебства. А закрепили достигнутый эффект, мягко и нежно дотрагиваясь до сидящих в зале элегичной "Памятью сакуры".

Национальность в джазе, заметил Бутман при общении с журналистами, большой роли не играет — язык музыки, конечно, универсален. Но место появления на свет все-таки накладывает отпечаток на расстановку акцентов, страна как минимум влияет на приоритеты в стилях джаза.

Бутман и его музыканты много импровизируют на академической русской музыке — Рахманинове, Римском-Корсакове, Мусоргском, Чайковском. Японские коллеги, зная музыкальную классику собственной страны, применяют ее в своих импровизациях, приправляя национальным колоритом.

Японских мастеров джаза сменил один из лучших, по мнению Бутмана, трубачей в мире Вадим Эйленкриг со своей группой. Он не только мастерски выдувал октавы из медного инструмента, но и успевал обаятельно шутить — Эйленкриг известен и в амплуа телеведущего, судя по всему эта роль ему отлично удается. Так, с легкой подачи Вадима Эйленкрига музыканты бойко и напористо сыграли сет "в рамках импортозамещения" — мелодию из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", написанную советским композитором Эдуардом Артемьевым. Квинтет Эйленкрига представил свою джазовую версию известной композиции, назвав ее "Три товарища". Тему интернациональной лирики музыканты продолжили еврейской песней "Я так тебя люблю", которую когда-то исполняли сестры Берри.

Разбавить трогательную атмосферу команда Эйленкрига решила полетом Шмеля в авторской обработке и самбой, сыгранной на десерт. Трубач признался, что написал зажигательную композицию уже давно, но никак не мог подобрать для нее названия. Неожиданно имя родилось на подлете к Южно-Сахалинску.

— Пилот уже заходил на посадку, но вдруг решил резко набрать высоту. Вот тут я и понял, что более точного названия, чем южно-сахалинская самба, мне не придумать, — поделился Вадим со зрителями.

На драйвовой ноте, извлеченной из трубы Эйленкрига, к сахалинцам вышел Игорь Бутман с Московским джазовым оркестром, основанным им в 2013 году.

На сцене расселись два десятка мужчин — трубачей, саксофонистов и флейтистов в одном лице. Четверть коллектива — молодые парни, которые мастерски из одной музыкальной фразы в фразу меняли одни духовые на другие. В оркестре царит полиинструментализм, тон которому задает, естественно, сам Бутман, который выводит мелодии на нескольких разновидностях саксофона и кларнете. Кажется, дай этим музыкантам в руки по утюгу — они и их превратят в усладу для слуха.

В качестве прелюдии к своей части программы Московский джазовый оркестр сыграл грустную народную песню "Исходила младешенька". Фабула, по словам Бутмана, трагичная — по сценарию песни молодая девушка вышла искать по деревне своего возлюбленного, но не нашла и отправилась к озеру, в котором от горя бесследно исчезла. В трактовке Бутмана драма превращается в комедию: та же девушка, отправляясь на поиски, находит сначала одного, потом другого, затем купается в Охотском море и живет долго и счастливо. Музыканты превратили грустную народную песню в триумф радости жизни. Прибавьте к этому классический упругий звук духовых и эксцентрику исполнителей — и получится настоящее джазовое шоу.

Следующим подарком стало соло на фортепиано от Олега Аккуратова, который продолжает заданную тему любви "Интимной стороной" блюза Дюка Эллингтона, конечно же, в мощном обрамлении музыкантов оркестра.

Игорь Бутман на сцене танцует, ловко дирижирует, успевает играть, но присаживается на стул только чтобы сыграть самые лиричные и задумчивые фрагменты. В то же время дает в музыкальном плане высказаться каждому артисту. Благодаря его работе коллектив выглядит деловитой и бесперебойной джазовой машиной, в которой лихорадочные соло духовых оттеняет математически выверенная работа ритм-секции.

Отдельно стоит сказать о фортепианной партии, которую вёл во время выступления Игоря Бутмана и джазового оркестра 28-летний Олег Аккуратов. У музыканта абсолютный слух — он мгновенно запоминает любые услышанные мелодии и может тут же их воспроизвести, Олег выучил немецкий и английский, на которых сейчас поет, по аудиозаписям. Но есть определенная цена, которую пришлось заплатить за фантастические способности. Дело в том, что талантливый джазовый пианист и одаренный вокалист, потрясающий импровизатор и просто отличный музыкант — слеп от рождения. При всей трагичности, мальчик уже в четыре года потянулся к фортепиано и стал наигрывать услышанные по радио мелодии. В шесть его уже зачислили в первый класс музыкальной школы, а затем пошло по нарастающей. Сегодня Олег преподает в ростовской консерватории, руководит собственным камерным коллективом и активно гастролирует. В том числе и с Игорем Бутманом. Год назад на лейбле Butman Music Records у талантливого музыканта вышел дебютный фортепианный альбом Golden Sunray, записанный с квартетом Игоря Бутмана.

Во время выступления с Бутманом Олег солировал (вокально и на фортепиано) в нескольких композициях. Для сахалинцев он харизматично спел и сыграл "Ночь в Тунисе" известного черного джазмена Диззи Гиллеспи.

Кульминационной точкой второго фестивального российско-японского дня стала композиция, в которой, словно цвета у испуганного хамелеона, замелькали мелодии из известных песен: минуя преграды из тональностей и условностей одна плавно перетекала в другую, принимая форму третьей.

Четкий ритм контрабаса вместе с грассирующими ударными, ломанный бас, синкопирующее фортепиано, оркестровое единство большинства духовых — каждый в этом оркестре самодостаточны в силе и простоте, при этом отлично дополняют друг друга, выписывая в воздухе, словно на невидимой партитуре, единую мелодию счастья.

Джазовый фестиваль еще не окончен. Сегодня российские и японские музыканты выступят в Невельске. Для жителей портового города сыграет квартет Казуми Ватанабе, который должен прилететь из Саппоро, и секстет Ильи Морозова и Виктории Кауновой. Кроме того с сольной программой выступит трио Олега Аккуратова при участии Игоря Бутмана. Старт в 18.00 в районном доме культуры имени Невельского.

Новости по теме:
Подписаться на новости