16+

Сахалинский Чехов-центр начал сезон "Хапуном"

Культура, Южно-Сахалинск

Это совсем не то, о чем можно подумать, начитавшись на ночь постсоветских СМИ. Поскольку некоторые зрители, бывает, идут в театр в ожидании приятного сюрприза, т.е. незнамо на что, имеет смысл уточнить, кто есть кто. Для справки: хапун — невидимое и неведомое существо, персонаж западнославянской мифологии, похищает людей, куда девает — неизвестно. Премьера поставлена по пьесе современного драматурга Виктора Ольшанского, который в свою очередь творчески переработал рассказ едва ли читаемого ныне Владимира Короленко "Судный день". Применительно к этому случаю круг еще более сужается: хапуном именуют еврейского черта, который раз в году хапает (уносит в ад) наиболее нагрешившего человека. В "Хапуне", можно сказать, воплотилась вековая мечта о возмездии за грехи и преступления здесь и сейчас, не полагаясь на суд божий, до которого может жизни не хватить.

Для постановки старой сказки на новый лад Чехов-центр пригласил санкт-петербургского режиссера Евгения Зимина. У Евгения Зимина большое портфолио, в числе последних работ — пушкинская "Капитанская дочка", "Пять вечеров" Володина, "Завтра была война" Васильева. Когда по предложению Чехов-центра ему в руки попал "Хапун", он с удовольствием занялся материализацией душистой легенды с еврейско-малороссийским акцентом. Благо что руководство театра дало ему полную свободу (с чем солидарны все приглашенные в Чехов-центр постановщики), и можно было "заниматься творчеством, а не поисками компромисса". В сочинении В.Ольшанского, который весьма вольно интерпретировал исходник, Евгения Зимина привлекло, условно говоря, совмещение Гоголя с Бабелем, мистики первого с юмором второго. Режиссер от души развернулся, применив самые яркие краски и мощные мазки, а то и малярные кисти при создании во всех подробностях картины "Тиха украинская ночь".

Она, конечно, ни синь пороха не тиха, ибо насыщена украинскими песнями, гэканьем и шоканьем, бульканьем и шумом мельничных колес. Кто хотел погружения в сочную фольклорную стихию по самые уши, тот получил классический лубочный набор: парубки и девушки в фольклорных рюшечках (вышиванки, мониста, свитки), вытащенных из сундуков Николая Васильевича периода "Вия" на хуторе близ Диканьки, евреи в пейсах, черт с хвостом, утопленник под мостом и проч. Что до декораций, это отдельная песня художника-постановщика Кирилла Пискунова и художника по свету и видео Алексея Тарасова. Местечко Новая Каменка, где живут украинцы и евреи, сочинено единым пространством из дерева — с мельницей, избами и шинком. Шинок обозначен карильоном бутылок с горилкой, домик Гали, пригревшей сирот, — люлькой. Сельский мир обнимает бездонное, сияющее лунное небо, на которое проецируются мельничные колеса. И кажется, что на фоне истинно космической красоты должна твориться колдовская, удивительная история, на какие был мастер Гоголь.

А разворачивается то ли банальный, то ли вечный сюжет: мужик-скоробогач мечется между двумя зайцами — красивой Галей (Ирина Звягинцева) и богатой Мотрей (Марина Семенова). Богатая по факту на уродину-копну не похожа, но мужик сказал "страшная" — значит страшная, зато у красивой горластая "мамо" (Любовь Овсянникова), которая в обиду дочь не даст. На программке жанр премьеры определен комедией, подразумевается — драма сельского жлоба. Ему надо все и сразу, в чем признается с подкупающей простотой. Арию мельника Филиппа, реализующего идею трудного выбора (деньги или сердце), исполнил новобранец Чехов-центра Артур Левченко, экс-актер Новокузнецкого театра драмы. На фестивале "Сахалинская рампа" в июне он сыграл моноспектакль "Живой Маяковский" по пьесе Александра Вислова, показав умение держать зал. Правда, за какие достоинства красивая и характерная Галя полюбила его Филиппа, так и остались загадкой для зрителя. А в ходе оживленной дискуссии тему про любовь убедительно затмевает другая, тоже актуальная — о перспективности водочного бизнеса в России. Вместо одного шинка в Новой Каменке стало два, и горилка льется, что вода, впору возбудиться минздраву, запрещающему сцены публичного курения. И, заметьте, нехватка грамоты не помешала Филиппу стать водочным королем.

Но далее к прозаической истории делового успеха пришивается лоскут притчевый — про грехи наши тяжкие. Тут начинается чистая новогодняя сказка, местами сваливающаяся в аляпистый анекдот. Шинкарь Янкель (Владимир Байдалов), разговаривающий в интонациях тети Песи из "Ликвидации", как истый еврей, нашел более грешного кандидата в лице Филиппа, у которого показатели по ущербу населению выше. Грешников эффектно, с громом и пламенем, запихивают в преисподнюю, но в самом Хапуне (Виктор Крахмалев) нет ничего сложного, страшного и мистического. Есть персонаж, который играет сказочную нечисть типа Кощея Бессмертного с гримом, каким хорошо пугать детишек, и мармеладным голосом профессионального соблазнителя. Мария Картамакова — хорошая актриса, но ее безумная Янкелиха словно выпала со своей подлинной болью из какой-нибудь "Поминальной молитвы" да оказалась в цирке. Но особенно "повезло" Илье Романову, из которого сделали картонную пародию на деревенского ловеласа (Гаврило) с синяками по всему интеллигентному лицу. Из этого списка чрезмерностей исключу только дядьку-утопленника (Андрей Кузин), который шныряет в усах и рыбацкой сети по всему спектаклю. Из аргументов у него только выразительное лицо, из слов только вздохи гармошки, но роль ходячей совести, мешающей людям неприлично богатеть, у него удалась отменно.

…За пару минут до финала девушка Галя, презрев обиды, успела спасти Филиппа от геены огненной, и он в отместку на ней женился. А любить у нас по-прежнему значит жалеть и прощать, и это остается чисто женской привилегией. Нельзя же открывать 87-й сезон какой-нибудь безысходной правдой жизни, все-таки театральный праздник только начался. Что хорошо: в крепкие женские руки, хорошо раздающие тумаки, перешли не только осел (мельник), но и мельница. Женщина опять спасает душу и мир, и "мораль сей басни" поубедительнее призыва помнить о судном дне. А зрительницы наверняка запомнили заветные слова — "Оставь, это мое!". Вдруг пароль еще действует?

Сезон открылся в фойе, фото Сергея Красноухова
Сезон открылся в фойе, фото Сергея Красноухова

В 87-м сезоне Чехов-центр представит несколько премьер: 9-10 ноября — "О, женщины!" по рассказам Чехова в постановке Натальи Шарковой, в марте — "Собачье сердце" Олега Еремина (Санкт-Петербург). Закроет сезон "Выстрел" по пушкинским "Повестям Белкина" (режиссер Александр Агеев).

Новости по теме:
Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Telegram Подписаться в Telegram WhatsApp Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

Облако 13:22 23 октября 2017
Ничего себе рецензия... на сказку Это сказка, пусть и для взрослых, пусть авторская, пусть на новый лад, но сказка. Взрослые разучились смотреть и понимать сказки, разбирают их на составные как салат оливье, а потом удивляются, что всё понятно, но глупо и неинтересно. Уж насколько я придирчивый зритель в театре, но вчера с удовольствием отдохнула и насладилась происходящим на сцене. Сказки рассказывать - сложная задача, Чехов-центр с нею справился, новый актёр Артур Левченко обладает и харизмой и талантом и хорошо сыграл роль, "будем посмотреть" на него и дальше. Хапун меня смущал своим мультяшным видом минуты две, но потом я взяла себя в руки, вспомнила, что это сказка и дальше всё воспринималось вполне целостно и гармонично.
lisFavor 12:30 23 октября 2017
Мы были на премьере. Отличный спектакль!
Очень рады прибавлению в труппе! Отличный актер! Творческих успехов ему)
И вообще-наши, Сахалинские, самые лучшие! Давайте премьеры!!! Ждем с нетерпением)
анонимный  10:45 23 октября 2017
Автору спектакль не понравился?
анонимный  10:14 23 октября 2017
Премьера супер! Черт-вообще красавчик!
анонимная  10:00 23 октября 2017
Была на премьере. Разочарована. Первый акт вообще тоска. Черт неприятный с гнусавой речью, дурацким кривлянием, хотя, если он должен вызывать подобные чувства, то это ему удалось. Музыка оглушающая, задуманный туман (или пыль) на сцене и плохое освещение не позволяли рассмотреть лица и мимику актеров. Декорации хоть и сложные, но неинтересные, мрачные, скучные. Шла на комедию, но до комедии данному спектаклю очень далеко. Знаю, что меня заминусуют, поэтому комментарий анонимный.
Читать 21 комментарий на forum.sakh.com